Как государство контролировало владения феодалов в византии. Пособие для общеобразовательных учебных заведений Под редакцией доктора исторических наук, профессора В

  • Дата: 06.03.2024

Византийская деревня в IV-VI вв . Помимо более благоприятных природно-климатических условий большое значение для судеб Восточно-Римской империи имела и специфика ее аграрного строя. Здесь было гораздо шире распространено свободное крестьянское землевладение, оказавшееся наиболее перспективной формой организации сельскохозяйственного производства в условиях средневековья. Деревня представляла собой соседскую общину (митрокомию). Частная собственность крестьянина на пахотную землю и приусадебный участок сочеталась с общинной собственностью на угодья, неподеленную сельскую округу. В отличие от западной марки, общинники были здесь теснее связаны производственными и социальными связями. Община в Византии была податной, т.е. обязанной платить в пользу казны разнообразные налоги и выполнять государственные отработочные повинности. Общинники были связаны круговой порукой: при налоговой несостоятельности кого-либо из них его участок присоединяли к участкам соседей с обязательством вносить за него налоги (эту меру называли эпиболэ - "прибавка").

Более многочисленным был в Византии и слой свободных колонов, обладавших владельческими правами на свои участки. Они приближались по статусу к наследственным арендаторам-эмфитевтам, которых эдиктом Анастасия I (491-518) запрещалось сгонять с земли после того, как семья непрерывно арендовала ее в течение 30 лет. Колоны-энапографы были гораздо менее многочисленными на Востоке, чем на Западе, - они мало отличались от рабов, посаженных на пекулий. Рабов еще использовали в сельском хозяйстве, но роль их неуклонно снижалась. Большинство рабов в деревне на Востоке уже в V--VI вв. были переведены на пекулий. Положение колонов не было стабильным: в VI в. их владельческие права были урезаны, а статус энапографов был распространен на свободных колонов.

В V-VI вв. существенную роль в византийской деревне стали играть патронатные отношения - одна из зародышевых форм будущей средневековой крестьянской зависимости: разорившиеся крестьяне бежали от бремени казенных налогов на землю крупного собственника, отдавались под его покровительство, становились зависимыми поселенцами в его имении. Юридически они сохраняли статус свободных людей, но условия их существования целиком определялись хозяином земли. Несмотря на запреты центральной власти, число крестьян под патронатом, особенно на церковных землях, росло. Уже в V в. стал употребляться и специальный термин для обозначения этой категории зависимых крестьян - парики ("присельники"). Число крупных владений в V-VI быстро сокращалось. Исключение составляли разбросанные по всем провинциям империи многочисленные императорские имения, а также непрерывно растущие владения церкви и монастырей.

Все это определило более благоприятные условия сельскохозяйственного производства на Востоке: последствия кризиса здесь ощущались слабее и позднее, чем на Западе (на рубеже V-V1 вв.)

Военно-административные реформы. Фемный строй. Значительные изменения произошли в VII-IX вв. и в управлении империей. Потеря восточных провинций с преобладающим негреческим населением повлекла за собой повышение удельного веса греческого этноса среди подданных императора. С верностью трону именно греков судьбы империи оказались отныне связаны теснее, чем когда-либо раньше. Не случайно поэтому при Ираклии произошел окончательный переход с латинского языка на греческий в государственном делопроизводстве, а сам монарх сменил латинский титул "император" на греческий - "василевс".

Смена титула имела и другой глубинный смысл: статус правителя империи уже не связывался с идеей выборности государя как представителя интересов всех подданных, как главная должность в империи (магистрат). Император стал средневековым монархом, исполнителем воли господствующего слоя. Компромисс с римской традицией выразился в добавлении к титулу определения "римский" (официальной была формула - "василевс ромеев"), т.е. само государство продолжало рассматриваться как Римская империя, а ее подданные - как римляне.

Наиболее радикальные преобразования начались, однако, в структуре провинциального управления. Критическое положение империи требовало концентрации власти на местах, и принцип разделения властей стал сходить с политической арены. Границы провинций подверглись перекройке, а вся полнота военной и гражданской власти в каждой из них вручалась теперь императором наместнику-стратигу (военачальнику). Стратигу были подчинены также судья и чиновники фиска провинции, а сама она получила отныне наименование "фема" (так называли первоначально отряд местного войска).

Ядро войска фемы составили стратиоты - воины-крестьяне, как правило, достаточно состоятельные, чтобы приобрести положенное вооружение, снаряжение, а также боевого коня (если служили в кавалерии). Семья стратиота должна была располагать необходимым числом рабочих рук (включая наемных работников или рабов), чтобы не нести ущерба в отсутствие хозяина, призванного в фемное ополчение для похода или воинских учений (обычно весенних).

Имя крестьянина-стратиота вносилось в военные списки (каталоги). В VII-VIII вв. воинская служба стала наследственным жребием внесенной в каталог семьи (освобожденной ото всех налогов, кроме поземельного, и от отработок в пользу казны), независимо от неблагоприятных перемен в хозяйстве стратиота. В IX в., однако, обязанность служить в фемном войске все теснее связывается с наличием у крестьянской семьи участка земли определенного размера - воинская повинность становится поземельной. Иногда государство само предоставляет землю поселянам при условии несения военной службы. Так, в конце VII-VIII в. десятки тысяч покоренных силой или подчинившихся добровольно славянских семей были переселены на северо-запад Малой Азии (в Вифинию) и наделены землей на условиях несения воинской службы. Впоследствии, с успехами интеграции славян в число подданных империи, их делали налогоплательщиками казны и все чаще вносили в местные фемные воинские каталоги.

Первые фемы возникли при Ираклии в Малой Азии после 634 г. - Армениак, Опсикий, Анатолик, затем - в 70-х годах, - Фракия, защищавшая подступы к столице. К середине IX в. фемный строй утвердился на всей территории империи. Новая организация военных сил и управления позволила империи отразить натиск врагов, а затем перейти к возвращению потерянных земель. Скоро обнаружилось, однако, что и фемный строй таит в себе опасность для центральной власти: стратиги крупных малоазийских фем обрели огромную власть, ускользая из-под контроля центра. Они вели даже войны друг с другом. Поэтому императоры стали в начале VIII в. дробить крупные фемы, вызвав недовольство стратигов, на гребне которого к власти пришел стратиг фемы Анатолик Лев III Исавр (717-741).

Византийская деревня. Наметившаяся ранее в Византии тенденция к становлению новой социально-экономической структуры и общественно-политической системы окончательно восторжествовала к концу XI в. Процесс имущественной дифференциации в деревне ускорился.

В ходе отвоевания захваченных варварами земель, иконоборчества и подавления оппозиционных движений государство упрочило право своей собственности на земли страны, за исключением земель сельских общин и частных земельных собственников. Суть происшедших перемен в отношениях собственности состояла в том, что власти империи взяли под контроль все "бесхозные" земли, включая пустоши и неудобья. На всей территории империи господствовали три вида собственности на землю: полная частная собственность отдельных лиц, коллективная собственность сельских общин на неподеленные, т.е. находившиеся в общем пользовании земли и, наконец, собственность государства (пракически все менее отличимая от императорской). Государственная собственность состояла как из имений, превращенных в доходные хозяйства (правящей семьи, благотворительных учреждений, правительственных ведомств), так и из гигантского неосвоенного фонда, который императоры использовали в качестве могущественного орудия в своей социальной и политической борьбе. Жалуя с разной степенью прав и льгот землю гражданским и военным чинам, императоры лавировали между группировками знати, стремясь упрочить трон.

Юридический статус земельной собственности являлся главным фактором, определявшим имущественные и социальные условия жизни всего византийского крестьянства. Разложение сельской общины было ускорено налоговой реформой Никифора I (802-811) явлением товарно-денежных отношений. Кроме главного поземельного налога натурой (синоны), были введены другие налоги. Строго соблюдалась эпиболэ в ее новой форме: заброшенный соседом участок уже не присоединяли к земле общинников, а давали им право его обрабатывать взамен уплаты налогов. Эпиболэ теперь стали называть "аллиленгием", т.е. "солидарной ответственностью". Общинники по-прежнему в складчину вооружали обедневших стратиотов. С Никифора 1 (и до конца империи) казна стала взимать со всех жителей деревни "капникон" ("подымное"), т.е. подворную подать с домохозяина, независимо от его имущественного положения. Ранее ее платили только "парики" (присельники) церкви.

С тех пор эта категория крестьян (парики) все чаще упоминается в источниках. Безземельный крестьянин получал от господина земли участок на условиях уплаты части урожая либо определенной суммы денег, или за отработки в хозяйстве господина. Иногда эти обязанности сочетались в разных пропорциях по воле собственника земли. В X - XI вв. взносы в пользу господина приобретали нередко ту форму, которую имел тогда главный поземельный налог в пользу казны. К концу X в. он стал все чаще собираться в денежной форме.

Специфика частновладельческой эксплуатации в Византии состояла в том, что ее уровень определялся обычаем, приравнивавшим официально взносы париков к арендной плате, более чем вдвое превышавшей государственный налог. Поскольку господин перекладывал на париков к арендной плате, более чем вдвое превышавшей государственный налог. Поскольку господин перекладывал на париков и казенные налоги с его земельной собственности, их взносы господину втрое превышали платежи крестьян-собственников своих участков. Основное отличие парика от свободного общинника состояло в отсутствии у парика собственности на обрабатываемую им землю, а от свободного арендатора чужой земли - в отсутствии защищенного публичной властью договора с господином земли и в непрерывном проживании в пределах господской вотчины. В силу всего этого, хотя парик юридически оставался свободным и полноправным поданным империи, он, оказавшись в сфере частноправовых отношений, попадал и в личную зависимость. Право парика уйти, рассчитавшись с господином, или перейти к другому хозяину было трудно реализовать - основание хозяйства на новом месте требовало немалых средств. К тому же парик нередко получал от господ вместе с участком помощь (скотом, семенами, орудиями), и единовременная выплата долгов была ему непосильной. Если император жаловал господину освобождение от налогов с его земли, то это означало, что он может их собирать с париков в свою пользу. В таком случае налог по его социальному содержанию становился (вместе с ежегодной платой парика господину за участок) подобием феодальной ренты. Поэтому исследователи, справедливо отмечая важность этого обстоятельства и учитывая специфику структуры господствующего слоя империи и ее политической системы, трактуют общественный строй Византии как полуфеодальный, ибо и в империи и в феодальных странах Западной Европы условия жизни крестьян, составлявших в ту эпоху подавляющее большинство населения, оказались весьма близкими.

Парик пришел в крупном поместье на смену полусвободному и свободному арендатору, наемному работнику, колону и рабу. Владение землей становилось источником богатства только при обеспечении ее рабочими руками. Труд париков стал наиболее выгодной формой эксплуатации: они были наследственными держателями. Через 30 лет непрерывного держания семья парика уже не могла быть согнана с ее участка, но лишь при условии выполнения своих обязанностей перед хозяином земли. Парик не приобретал прав собственности на участок и мог быть продан или подарен вместе с ним другому лицу, церкви или монастырю.

Если в Западной Европе утверждение феодального способа производства происходило путём взаимодействия процессов, совершавшихся в римском рабовладельческом обществе, с одной стороны, и в обществе древних германцев - с другой, то для развития феодальных отношений в Византии большое значение имело взаимодействие её порядков с порядками, принесёнными славянами, которые поселились на территории византийской империи. Славяне сыграли большую роль в разрушении рабовладельческой системы производственных отношений в Византии, так же как германцы в крушении рабовладельческого Рима.

Развитие феодальных отношений в VII-IX вв.

В результате народных восстаний VI-VII вв. и поселения славян на территории Византийской империи крупное землевладение, основанное на рабском труде, было окончательно подорвано. Большое значение в Византии, так же как и на Западе, получило общинное землевладение. Распространение свободной славянской общины, способствовавшее возникновению, а также и укреплению уже существовавших прежде местных сельских общин, было важным этапом в формировании феодализма в Византии. В связи с развитием производительных сил в VIII-IX вв. в Византии наблюдался значительный подъём сельского хозяйства. Наличие в это время свободного крестьянского землевладения и общинных отношений засвидетельствовано «Земледельческим законом» - сборником законодательных постановлений конца VIII столетия, регулировавших частноправовые отношения в византийской деревне. «Земледельческий закон» отразил коренные социальные сдвиги, происшедшие в аграрном строе Византии.

Основной социальной категорией, упоминающейся в «Земледельческом законе», были свободные земледельцы, объединённые в соседскую общину. Пахотные земли в общине была уже поделены и находились в частном владении общинников. Каждый член общины мог обменять или сдать в аренду другим общинникам полученную им долю пахотной земли. Однако продавать свои участки общинники, по-видимому, ещё права не имели. В случае, если земледелец был недоволен полученным при разделе участком земли, он мог требовать передела. Луга, выгоны, леса и другие угодья в большинстве случаев ещё оставались в общем пользовании общинников. Верховным собственником неподелённой земли оставалась община.

Но внутри общины из среды свободных общинников начинали уже выделяться зажиточные крестьяне, постепенно захватывавшие владения своих соседей, в то время как основная масса общинников разорялась и беднела. В общине увеличивалось число неимущих крестьян, так называемых апоров - бедняков, которые были принуждены покидать свои земли и уходить в чужие края. Внутри общины развивалась и аренда. «Земледельческий закон» упоминает крестьян-арендаторов (мортитов), которые платили в качестве арендной платы хозяину земельного участка 1/10 часть урожая. Встречалась и аренда исполу. «Земледельческий закон» упоминает также наёмных работников - мистотов (юридически свободных, но экономически зависимых людей, которые использовались в хозяйстве зажиточных крестьян преимущественно в качестве пастухов) и рабов.

В Византии VII-IX вв., как и в западноевропейских странах, существовало и неуклонно росло, главным образом за счёт поглощения земель обедневших крестьян-общинников, крупное феодальное землевладение. Но процесс формирования феодальных отношений в Византии имел свои специфические особенности. Важнейшей из них являлось сохранение в Византии в большей степени и на более долгое время (вплоть до XI в.) пережитков рабовладения.

Хотя труд рабов не играл уже первостепенной роли в производстве, он применялся в сельском хозяйстве и особенно в ремесле. Так, например, в IX в. Даниэлида, представительница феодальной аристократии, владела в Пелопоннесе обширными землями и сотнями рабов. Её рабыни-ткачихи славились на всю империю искусством изготовления замечательных ковров и тканей. По рассказам современников, искусные ткачихи ткали материи тоньше паутинных нитей, «так, что каждый кусок подобной ткани можно было поместить внутри тростниковой палки».

Другой отличительной особенностью процесса развития феодализма в Византии являлось существование в ней в течение почти всего раннего средневековья сравнительно развитого ремесла и торговли и сохранение крупных городских центров. Города хотя и пережили временно некоторый упадок в VII-VIII вв., но затем возродились на новой, феодальной основе и играли большую роль в экономической жизни империи.

Торговля и ремесло в VII - IX вв.

Потеря завоёванных арабами богатых провинций империи - Сирии, Палестины и Египта, которые издавна славились развитым ремеслом и крупными городами и через которые проходили важные торговые пути в Индию, на остров Цейлон и в Китай,- нанесла сильный удар ремеслу и торговле империи. Однако уже в VIII и особенно в IX-X вв. Византии удалось частично восстановить свои торговые связи с Востоком и значительно расширить экономические сношения со странами Европы. Первостепенное значение для Византии приобрела торговля со славянскими странами - Болгарией, сербскими землями, Моравией и особенно с Русью через Херсонес. Значительное место во внешней торговле Византии занимала торговля с Закавказьем - Грузией и Арменией. Сохранились торговые связи и с Западной Европой, а также с Северной Африкой.

Константинополь, Фессалоника, Трапезунт и другие города империи продолжали являться крупными центрами ремесла и торговли. Источники упоминают о ремесленниках различных профессий в городах Византии того времени: о ткачах, кожевниках, ювелирах, мыловарах, свечниках, мясниках, булочниках и т. п. В мастерских Константинополя производились тончайшие ювелирные изделия, роскошные ткани, изделия из слоновой кости. Ремесло в Византии VIII-IX вв. было ещё связано с сельским хозяйством. Ремесленники встречались не только в городах, но и в имениях монастырей и светских землевладельцев; в то же время сами горожане нередко занимались сельским хозяйством на пригородных землях.

Византийское государство в церковь

Весьма важной особенностью процесса развития феодализма в Византии являлось сохранение в ней единого государства, опиравшегося в этот период в своей политике в основном на феодализирующуюся знать. В то время как на Западе в V в. военно-бюрократическая машина Римской империи была разрушена, в Византии, несмотря на коренное изменение классового характера Византийского государства, продолжало существовать централизованное государственное управление. При этом некоторые формы государственного управления, возникшие ещё в рабовладельческой империи, были использованы и приспособлены к изменившимся условиям, а другие созданы заново.

Большие перемены произошли в военно-административном строе империи Византийское правительство теперь самым широким образом использовало свободное крестьянство в качестве налогоплательщиков. Пустующие земли раздавались небольшими участками свободным крестьянам, которые были обязаны нести за это военную службу. Таким образом было создано особое сословие воинов, так называемых стратиотов. Стратиоты пользовались некоторыми податными льготами и правом передачи земельных участков по наследству. Новая организация армии позволила ввести новое военно-административное устройство - так называемый фемный строй. Территория империи была разделена на военные округа - фемы, вся власть над которыми сосредоточивалась у стратига, т. е. командующего фемным войском, состоявшим в своём большинстве из стратиотов. Стратиг объединял в своих руках военную и гражданскую власть в феме. Введение фемного устройства представляло собой специфическую особенность внутренней организации Византийского государства. В период расцвета фемного строя в европейских владениях империи насчитывалось 12, а в азиатских 14 фем.

Фемный строй способствовал упорядочению финансов империи, укреплению и пополнению армии и флота.

Важную роль в укреплении феодального строя в Византийской империи сыграла господствующая христианская церковь, которая к этому времени превратилась в крупного феодального собственника, обладавшего обширными землями с зависимым крестьянским населением. Особенно большое распространение в Византии в VII - VIII вв. получили монастыри, владевшие значительными земельными богатствами.

Положение народных масс. Павликиане

Рост крупного феодального землевладения и налоговый гнёт снова привели к ухудшению положения крестьянства, временно улучшившегося после народных восстаний VI-VII вв. и поселения славян на территории Византии. В связи с этим обострилась классовая борьба и возникли народные движения, большей частью облечённые в форму ересей.

Наиболее распространённой ересью в VII-IX вв., выражавшей социальный протест крестьянских масс против закрепощения и феодальной эксплуатации, была ересь павликиан ( Павликианами последователи этой секты, по-видимому, назывались потому, что в своей проповеди они опирались на послания апостола Павла. ) , возникшая в VI-VII вв. в Армении, а затем распространившаяся в Византийской империи, главным образом в Малой Азии. К движению крестьян примыкали городская беднота и рабы.

Павликиане боролись против социального неравенства, против роскоши и богатства господствующей церкви; они проповедовали полное отречение от земных благ, требовали уничтожения церковной иерархии и монашества, упрощения культа и отмены почитания икон. Религиозное учение павликиан носило дуалистический характер, ибо они представляли мир разделённым на две части: царство бога (мир добра) и царство дьявола (мир зла). Всякое богатство, особенно церковное, они считали порождением дьявола.

Иконоборческое движение в VIII - IX вв.

В конце VII-начале VIII в. Византия переживала период политической анархии, вызванной острой борьбой различных группировок господствующего класса за престол. За 22 года после свержения в 695 г. Юстиниана II на византийском престоле сменилось 6 императоров. Внешнеполитическое положение Византии в это время резко ухудшилось, и она потерпела ряд тяжелых поражений от своего самого опасного и сильного врага на востоке - арабов. В 693-698 гг. византийские владения в Африке окончательно перешли под власть Халифата. Арабские войска совершали опустошительные набеги на Малую Азию и Армению. С севера империи угрожали болгары. Тяжёлое положение Византии ещё больше усилило в ней политическое значение военной феодализирующейся знати. В 717 г. престол был захвачен её ставленником - Львом III Исавром (717- 741), основателем новой, так называемой Исаврийской, династии, вышедшей из Малой Азии.

Начало правления Льва III Исавра ознаменовалось нападением большой армии арабов на столицу империи. В течение года (август 717 - август 718 г.) арабы осаждали Константинополь с суши и с моря. Но, хотя грозный натиск арабов на столицу империи был отбит, византийские войска сумели положить конец их опустошительным набегам на Византию только в битве при Акроине в 740 г. Сын и преемник Льва III - Константин V (741-775) перешёл даже в наступление против Халифата. В 746 г. он вторгся в Сирию и возвратил империи остров Кипр, а затем совершал походы вплоть до берегов Евфрата и границ Армении. Угроза арабского завоевания Византии была таким образом предотвращена.

В связи с тяжёлым внешнеполитическим положением империи правительство крайне нуждалось в увеличении войска. Но у правительства не хватало земель для раздачи военному сословию, и оно было заинтересовано в секуляризации части церковных земель. С другой стороны, усиление церковно-монастырского землевладения задевало коренные экономические интересы военно-служилой феодальной знати, старавшейся в свою очередь прибрать к рукам земли в Малой Азии и в других областях империи. Вследствие этого внутри самого господствующего класса развернулась напряжённая борьба за землю и за право взимания феодальной ренты с крестьян. Эта борьба нашла своё выражение в так называемом иконоборческом движении, длившемся на протяжении VIII и IX столетий, и в столкновении двух партий - иконоборцев и их противников - иконопочитателей.

В 726 г. император Лев III издал эдикт против почитания икон, положивший начало иконоборческому движению. К иконоборческому движению присоединились и некоторые представители духовенства, особенно белого, обеспокоенного усилением монашества и боявшегося потерять своё влияние на народные массы. Среди части последних было сильно влияние павликиан, также призывавших к борьбе против почитания икон. Императоры-иконоборцы и их опора - военно-служилая знать составляли умеренное крыло в иконоборческом движении, народные же массы, сочувствовавшие павликианам и желавшие полного уничтожения социального неравенства и господствующей церкви, представляли его революционное крыло. Враждебное отношение к культу икон было особенно сильно распространено в азиатских владениях империи.

Социальный состав партии иконопочитателей был также весьма сложен. Против иконоборческих реформ, за сохранение в полной мере власти и богатства церкви выступали монашество и большая часть высшего духовенства Византийской империи во главе с константинопольским патриархом Германом, который в 729 г. по приказу императора был лишён патриаршего сана и заменён ставленником иконоборческой партии. Всемерную поддержку иконопочитатели получали от римского папы Григория III, который стремился использовать в своих политических интересах борьбу иконоборцев и иконопочитателей и ослабить влияние грекоправославной церкви в итальянских областях, ещё находившихся под властью Византии. В 731 г. он предал иконоборцев анафеме и хотел использовать против Византии войска лангобардов. Против иконоборческих мероприятий выступила также часть народных масс в европейских областях империи, недовольная политикой правительства и ростом влияния феодальной знати.

С особой силой борьба против церковно-монастырского землевладения развернулась в правление императора Константина V при котором началась секуляризация церковно-монастырских земель. Монастырские здания обращались в казармы, монахов заставляли вступать в брак, монастырские же земли подвергались конфискации. В Фракисийской феме в Малой Азии по приказанию императора все монастыри, мужские и женские, были проданы вместе с утварью, а вырученные деньги отправлены в Константинополь.

В 753 г. Константин V созвал в Иерии церковный собор, осудивший иконопочитание. Иконоборческая политика исаврийских императоров, ограничившая церковно-монастырское землевладение, способствовала укреплению экономического и политического влияния военно-служилой знати и содействовала внешнеполитическим успехам Византии в борьбе с арабами.

Восстание Фомы Славянина. Движение павликиан во второй половине IX в.

Рост крупной феодальной собственности и продолжавшийся в IX в. процесс закрепощения крестьянства обострили борьбу между крупными феодальными землевладельцами, так называемыми динатами («сильными»), и разорённым крестьянством, получившим в византийских памятниках того времени название пенетов («убогих»). В 821 г. в Малой Азии вспыхнуло широкое народное движение, известное под названием восстания Фомы Славянина, военного командира одной из малоазийских фем, вставшего во главе восстания. Активное участие в этом восстании приняли славяне, армяне и лазы, а также другие племена и народности.

Под знамёна восставших стекались крестьяне, боровшиеся против закрепощения, стратиоты, притесняемые военной знатью, городская беднота и рабы, бежавшие из поместий малоазийских феодалов. Социальный характер движения проявился особенно ярко в том, что религиозная борьба отошла в нём на задний план. Хотя движение и проходило под лозунгами восстановления иконопочитания, оно было поддержано и павликианами и последователями иных еретических учений.

Однако к восстанию примкнули и такие элементы, которые пытались использовать его в своих корыстных интересах, например часть монашества. Сам Фома преследовал честолюбивые цели захвата верховной власти. Под его командованием собралась большая и хорошо вооружённая армия, на сторону Фомы перешёл флот малоазийских фем. С помощью арабов, которые в свою очередь хотели опереться на его войска в своей борьбе с византийским правительством, Фома добился провозглашения его императором и был коронован в Антиохии, находившейся в то время под властью Арабского халифата. Под давлением народных масс Фома должен был пойти на проведение некоторых реформ. Он отменил установленные законом сборы и щедро раздавал деньги народу.

Армия восставших росла с каждым днём. Наконец, они решили захватить Константипополь и свергнуть правительство. Они переправились во Фракию и Македонию и встретили там активную помощь со стороны славянского населения. Осада столицы империи длилась в течение года. Положение правительства императора Михаила II (820-829) было критическим. Однако, пустив в ход подкуп более зажиточных элементов, примкнувших к армии Фомы, а также использовав для подавления восстания армию болгарского царя Омортага и помощь болгарской знати, Михаилу II удалось разбить восставших. В 823 г. Фома был взят в плен и казнён. Отдельные отряды восставших держались в захваченных ими крепостях вплоть до 825 г. Но стихийный характер движения и разнородность классового состава восставших предопределили его поражение.

Народное движение испугало господствующий класс и заставило его ускорить ликвидацию раскола в своих рядах, вызванного иконоборчеством. В 843 г. при императрице Феодоре было восстановлено иконопочитание, причём большая часть конфискованных церковно-монастырских земель осталась в руках военно-служилой знати. Правительство, пытавшееся ранее использовать движение павликиан в своих целях, теперь обрушилось на них с репрессиями.

На жестокие гонения со стороны правительства павликиане ответили вооружённым восстанием. Его центром стала крепость Тефрика в Малой Азии. Павликиане организовали большую армию, в которой царила суровая дисциплина. Она не раз наносила поражение византийским войскам. Большой организаторский талант и личное мужество в этой борьбе проявил вождь восставших воин Хрисохир. Лишь с большим трудом императору Василию I Македонянину (867-886) удалось разбить павликиан. В 872 г. пала Тефрика, а Хрисохир был убит. Однако правительство не смогло окончательно подавить павликианское движение, которое ещё долго имело своих последователей в Малой Азии, а в X в. получило широкое распространение в балканских областях империи, куда были выселены павликиане.

Развитие феодальных отношений в IX -XI вв.

В своей политике Василий I, основатель Македонской династии, правившей в Византии с 867 по 1056 г., опирался на феодальную знать - динатов. После того как византийскому правительству удалось подавить массовые антифеодальные восстания крестьян, процесс их обезземеливания и рост крупного феодального землевладения пошёл быстрыми темпами. Крупная земельная собственность росла и за счёт захваченных у павликиан земель, и за счёт крестьянских наделов, перешедших в руки динатов в результате разложения общины.

Используя тяжёлое экономическое положение крестьянства, прибегая к обману, вымогательству и прямому насилию, динаты захватывали земли свободных крестьян-общинников и стратиотов, а их самих превращали в крепостных - париков (т. е. в «присельников» или поселенцев). Парики должны были платить владельцам земли высокий натуральный оброк и отбывать барщину. Сохранялась и централизованная рента в виде уплаты налогов в пользу государства.

Византийское крестьянство продолжало сопротивляться закрепощению, поднимая восстания против своих угнетателей. Наиболее массовым и упорным из этих восстаний было движение крестьян в Малой Азии в 932 г. Непосредственным толчком к нему был неурожай и страшный голод, обрушившийся на крестьян. Во главе восставших стал воин Василий, происходивший из македонских крестьян. В самом начале восстания Василий был схвачен и по правительственному приказу лишён руки. Однако правительству не удалось сломить дух этого мужественного человека. Вернувшись в Малую Азию он, по сообщениям хронистов, изготовил себе медную руку, к которой был прикреплён меч. Вследствие этого он получил прозвище Василий Медная Рука и возглавленное им снова восстание известно под его именем. Возобновившаяся борьба приняла широкий размах. Восставшие захватывали крепости и совершали из них набеги на поместья феодалов. Основную роль в восстании играло закрепощённое крестьянство. Однако войскам императора Романа Лакапина (919-944) удалось разгромить восставших. Василий Медная Рука был захвачен в плен и сожжён на одной из площадей столицы.

Борьба народных масс против насилий динатов, а также нажим со стороны городского патрициата и крупного чиновничества, опасавшихся усиления сепаратистских тенденций феодальной знати, заставили императоров Македонской династии издать в X в. ряд законов, ограничивавших могущество крупных землевладельцев. В 922 г. был издан закон, предоставлявший право предпочтительной покупки земли у крестьян самой крестьянской общине и запрещавший динатам захватывать и скупать крестьянские участки. В 934 г. был принят закон, предписывавший вернуть захваченные у крестьян земли, а в 996 г. император Василий II (976-1025) опубликовал закон об отмене сорокалетней давности, ограждавшей права динатов на захваченные у крестьян земли. Но динаты не считались с этими законами, и один современник писал, что «всякий, кто имел значение и силу, захватывал себе громадные территории и превращал несчастных крестьян, на них сидевших, как бы в рабов своих».

Дальнейший рост крупной земельной собственности в XI в. нашёл выражение в распространении системы так называемых прений, или земельных пожалований, даваемых феодалу государством за несение какой-либо службы. Система проний ещё больше ускорила процесс закрепощения свободного крестьянства и поглощения общинной собственности феодалами. По данным источников XI в., не было ни одного крестьянина, который «не оплакивал бы с сердечной болью свою обиду и потери. Одни указывали на отнятие и похищение жилищ и виноградников, угодий и деревьев; другие жаловались на расхищение участков, усадеб, владений, запашек». Расширив свои земельные владения и укрепив свою власть над зависимым населением, крупные землевладельцы стали стремиться к политической самостоятельности и начали всё чаще и чаще открыто выступать против правительства.

Город в X в.

В экономической и политической жизни страны важную роль продолжали играть крупные города - центры ремесла и торговли - Константинополь, Фессалоника, Трапезунт, Амастрида, Патры, Фивы, Коринф и др. Большое значение для Византия имела торговля, главным образом морская.

С организацией ремесла и торговли в Константинополе нас знакомит интересный памятник X в. - «Книга Эпарха» - сборник постановлений эпарха - чиновника, стоявшего во главе управления византийской столицы. Центральное место в ремесленном производстве Константинополя в X в. занимал свободный ремесленник, владелец ремесленной мастерской. Константинопольские ремесленники и торговцы были объединены по профессиям в корпорации. Эти корпорации были в основном сходны с позднейшими западноевропейскими цехами, хотя в отличие от Запада в византийском ремесле в X в., с одной стороны, в довольно значительных масштабах применялся ещё труд рабов, а с другой - труд наёмных работников, так называемых мистиев, нанимавшихся на работу в ремесленные мастерские за определённую, обычно очень низкую, заработную плату.

Между константинопольскими цехами существовало неравенство. Имелись привилегированные цехи, как, например, цехи менял, ювелиров, нотариусов и цехи, объединявшие богатых торговцев шёлковыми тканями. Наряду с этим существовали и непривилегированные цехи, объединявшие мелких ремесленников, - булочников, мясников, рыбников, свечников, кожевников и т. п. Положение большинства византийских ремесленников было крайне тяжёлым. По словам писателей того времени, ремесленники-одиночки «жили в союзе с неудачей и имели своей подругой нужду».

Государство, которое извлекало большие доходы от пошлин, взимавшихся с ремесленных мастерских и торговцев, контролировало качество товаров, регламентировало производство и устанавливало цены. Контроль государства над ремесленными корпорациями отличался крайней суровостью. Цеховая организация в Византии в отличие от Запада служила но только интересам членов цеха, но и интересам государства.

Внешняя политика в IX -XI вв.

В IX-X вв. Византия продолжала вести тяжёлую борьбу с арабами. К середине X в. в этой борьбе на ступил перелом в пользу Византийского государства. Этому способствовало ослабление Багдадского халифата, распавшегося на ряд феодальных княжеств. Византия отвоевала у арабов остров Крит (961 г.), часть Малой Азии и Сирии и Верхнюю Месопотамию. Границы Византийского государства вновь доходили на востоке до берегов Евфрата и Тигра. Кроме того, Византии удалось распространить своё влияние на Армению и Грузию.

На Балканах в IX - середине X в. Византия потерпела ряд серьёзных поражений от окрепшего Болгарского государства. Византия пыталась усилить своё влияние в Болгарии, распространяя там христианство и надеясь подчинить болгарскую церковь власти константинопольского патриарха. Но Болгарии удалось отстоять независимость своей церкви. Только во второй половине X в. внутреннее ослабление Болгарского царства позволило Византии перейти против него в наступление. Болгарский народ упорно сопротивлялся византийской агрессии. Болгария была завоёвана Византией лишь в 1018 г. при Василии II Болгаробойце, после ожесточённых войн, длившихся почти 50 лет.

В IX и особенно в X в. всё интенсивней развивались экономические, политические и культурные связи Византии с восточными славянами. Начало этих связей восходило к ещё более раннему времени. Образование в Восточной Европе Древнерусского государства имело важные йоследствия и для Византийской империи. Взаимоотношения с Русью играли во внешней политике Византии первостепенную роль. На Западе Византия стремилась сохранить свои владения в Южной Италии. Однако к началу X в. Сицилия была завоёвана арабами, и все последующие попытки Византии отвоевать её не дали реальных результатов. Падало влияние Византии в Апулии и Калабрии. В XI в. Византия столкнулась здесь с новым врагом - норманнами, нанёсшими сокрушительный удар византийскому господству в Южной Италии.

Весьма напряжёнными были взаимоотношения Византии с папством. Борьба между папским престолом и константинопольским патриархатом, то разгораясь, то затухая, велась на протяжении ряда столетий. За догматическими столкновениями скрывалась острая борьба Рима и Константинополя за главенство во вселенской церкви, за церковные доходы, за влияние на различные страны и народы, в первую очередь на славянские. Отношения между Константинополем и Римом всё обострялись вплоть до окончательного разделения церквей на западную и восточную в середине XI в. Разделение церквей углубило враждебные отношения Византии с Западной Европой, особенно ярко проявившиеся в дальнейшем во время крестовых походов.

Культура

Период утверждения феодальных отношений в Византии характеризовался дальнейшим развитием феодальной культуры византийского общества. Значительное влияние на все сферы идеологии в это время приобрела восточная христианская церковь. Большое развитие получила богословская литература. Антицерковная же литература еретического направления церковью беспощадно уничтожалась.

Особенный интерес представляет византийская культура IX в. В связи с общим развитием производительных сил в это время наблюдался некоторый подъём в области естественнонаучных знаний. В Византии появились такие учёные, как крупнейший византийский мыслитель Лев Математик. Работы Льва Математика в области механики и его математические труды создали ему широкую известность. Ещё с конца VII в. византийцы овладели тайной производства так называемого «греческого огня» - зажигательной смеси, по-видимому, из селитры и нефти, дававшей не гасимое водой пламя и применявшейся в морской войне и при осаде крепостей. Некоторые успехи были достигнуты и в области медицины. Так, в IX в. врачом Никитой было составлено руководство по хирургии.

Не замирало и светское поэтическое творчество. В поэтических произведениях выдающегося поэта X в. Иоанна Геометра с большой силой звучат патриотические мотивы. В них нашли отражение бурные политические события того времени и, в частности, походы восточных славян (руссов) на Византию. Большой интерес имеют светские мотивы в творчестве поэтессы Кассии.

Весьма характерной для византийской культуры этого периода являлась литературная деятельность патриарха Фотия - крупнейшего политика и богослова своего времени, идеолога византийской феодальной знати. Фотий оставил немало сочинений светского характера. Из них для истории византийской культуры особенно важен так называемый «Мириобиблион», сборник отзывов о 280 произведениях преимущественно античных авторов, часто с обстоятельными выписками из них. Из исторических произведений того времени следует упомянуть хронику Феофана Исповедника и хронику Георгия Амартола, переведённую впоследствии на старославянский язык.

Распространению просвещения в среде господствующего класса способствовало создание в середине IX в. высшей школы в Константинополе. Этой школой руководил Лев Математик, преподававший там философию. Преподавание было построено по античному образцу и включало в программу изучение «семи свободных искусств». В X в. были сделаны попытки приспособить культурное наследие античности к интересам класса феодалов. Особенно ярко это проявилось в составлении ряда сборников и энциклопедий по различным отраслям знаний при императоре Константине VII Багрянородном. Лично ему приписывалось составление трактатов «Об управлении государством», «О фемах и народах» и др., содержавших разнообразные данные о византийском обществе и о соседних народах, в частности сведения о русских землях.

Огромный интерес представляет народная культура этого периода, изучение которой, однако, затруднено тем, что произведения народного творчества были большей частью устными и в письменном виде сохранились лишь в незначительном количестве. Народные эпические песни в дальнейшем были использованы представителями феодального класса, создавшими на их основе феодальную поэму о Дигенисе Акрите. В народном творчестве находила своё отражение и борьба народных масс против развивавшейся феодальной эксплуатации. В нём беспощадно бичевались пороки ненавистных представителей феодального класса и господствующей церкви. Для сатирического изображения представителей господствующего класса широко использовался так называемый «эпос о животных».

Своеобразие общественного развития Византии определилось еще в ранний период ее существования. Экономическая жизнеспособность Византийской державы помогла ей устоять в огне варварских нашествий. Византия не знала полного завоевания страны варварами и гибели государства. Поселение на ее территории различных варварских народов, хотя и изменило этнический состав населения, породило различные демографические сдвиги, усилило влияние общественного строя варваров, тем не менее не привело к образованию на исконных землях Византии самостоятельных врчварских королевств. Все это наложило отпечаток и на генезис феодализма в Византийской империи.

В ранний период (IV- середина VII в.) в Византии еще преобладали рабовладельческие отношения. Однако в рамках этого периода началось спонтанное развитие элементов феодализма. В отдельных регионах обширной империи этот процесс отличался известным своеобразием. В одних областях в больших масштабах сохранялось рабство, в других - широкое распространение имела государственная собственность на землю или общинное землевладение (ч.I, гл.2).

Генезис феодализма в Византии можно разделить на два периода: начальный (VII- середина IX в.), когда в империи были еще сильны пережитки рабовладения и широкое распространение получила свободная сельская община, когда в результате кризиса рабовладельческой системы, потери восточных провинций под натиском арабов и поселения на византийских землях варварских народов - славян, армян, арабов, мардаитов и др. - Византия превратилась в средневековое государство; и завершающий (середина IX-XII в.), в течение которого феодальные отношения стали полностью господствующими.

Наиболее характерной типологической особенностью генезиса феодализма в Византии было прежде всего более длительное, чем на Западе, сохранение там рабовладения. В VII-IX вв. рабский труд довольно широко применялся как в сельском хозяйстве, так и в ремесленном производстве и в мореплавании. Позднее рабовладение то шло на убыль, то вновь переживало известный подъем. В судьбах рабовладения в Византии эпохи генезиса феодализма можно наметить две противоречивые тенденции.

1. Стремление укрепить рабовладельческое хозяйство. Этой цели служила, например, предпринятая византийским правительством в конце Х в. рецепция римского права. Возрождая старые юридические нормы, византийское государство нередко приравнивало к статусу раба положение других категорий зависимого населения. Не исключено, что известное укрепление рабовладельческого уклада в империи в конце IX-Х в. было связано с военной экспансией Византии.

2. Постепенное ослабление хозяйственного значения рабского труда, обусловленное, разумеется, экономической невыгодностью рабства по сравнению с феодальным способом производства.

Победа осталась за второй тенденцией, и растущие успехи феодализма подготовили окончательный упадок рабовладельческих отношений в XI в. Но при формировании класса зависимого крестьянства в Византии значительно большую роль, чем на Западе, сыграли унаследованные от рабовладельческого периода категории зависимых людей.

Важным типологическим отличием генезиса феодализма в Византии, особенно на его первом этапе, было широкое распространение в империи свободной сельской общины (см. ч.I, гл.2).

Характерной особенностью общественного развития Византии было длительное сосуществование таких форм земельной собственности, как безусловная частная собственность на землю, генетически восходящая к позднеримским аграрно-правовым отношениям, государственная поземельная собственность и собственность мелких крестьян-общинников. Безусловная частная собственность кристаллизовалась как в крупных поместьях, так и в хозяйстве свободных крестьян.

Одной из важнейших типологических особенностей генезиса феодализма является наличие в Византии в течение всего периода формирования феодальных отношений государственной собственности на землю.

Условная поземельная собственность формировалась в Византии более медленными темпами, чем в некоторых регионах Западной Европы. Формы условного землевладения (прония, харистикий и др.) имели свои отличительные особенности и окончательно сложились лишь к XI-XII вв. Государство сохраняло контроль над ростом феодальной собственности и закрепощением крестьян, что также является важной типологической особенностью феодализма в Византии. Иерархическая структура условной феодальной собственности не приобрела там столь развитых форм, какие сложились на Западе, что составляет, бесспорно, отличительную черту аграрного строя Византии. Однако изменение социальной природы и правового статуса собственности в империи шло по пути формирования наследственного феодального землевладения, утверждение и окончательная победа которого происходят в XI-XII вв.

Одной из самых важных типологических особенностей формирования феодальных отношений в Византии является замедленное, по сравнению с Западом, складывание феодальной вотчины. Оно осложнялось наличием сильной государственной собственности, общинного землевладения и остатков безусловной частной собственности на землю. Значительную роль в складывании земельной собственности крупных феодалов играло византийское государство, хотя его политика отличалась непоследовательностью. С одной стороны, государство само укрепляло феодальное землевладение, широко используя практику пожалований земель. Земельные раздачи постепенно стали хотя и не главным, но одним из основных источников формирования феодальной собственности. С другой стороны, государственная власть иногда пыталась сдержать рост феодального землевладения, защитить свободные общины от натиска феодалов. А ведь именно путем захвата земель свободных общинников феодалы (динаты) расширяли свои земельные владения и создавали крупные вотчины.

Оформление личных прав феодалов над зависимым населением имело в Византии свою специфическую окраску: доминирующую роль играли цодатные привилегии (экскуссии), а не судебные и административные, как в некоторых регионах Запада. Благодаря системе льгот экскуссия оформляла привилегированность феодальных владений знати. Значительная роль в организации сеньориальной власти принадлежала и институту вассальных дружин - этерий, однако система вассалитета не приобрела в Византии законченных форм. Формирование феодальной вотчины, кристаллизация феодальных институтов были сложным и длительным процессом, завершившимся в основных чертах к концу второго периода генезиса феодализма в Византии

Длительным и сложным был процесс формирования в Византии класса феодально-зависимого крестьянства. Его отличительной особенностью было длительное существование рабовладения, что привело к распространению среди зависимого крестьянства таких категорий, как дулевты и дулопарики, сохранившие в своем статусе "родимые пятна" рабства. Не менее, а может быть, даже более важным оказалось то, что в первый период генезиса феодализма преобладающее положение среди сельского населения занимали свободные крестьяне-общинники. Третьей особенностью этого процесса было наличие особой категории государственных крестьян, плативших государству централизованную ренту и выполнявших отработочные повинности в доменах фиска и имперагора.

Для Византии также было характерно сочетание феодальной ренты в пользу феодалов с государственными налогами, которые долго платили многие категории крестьян. Однако по мере роста феодальных поместий государство все чаще жаловало феодалам сбор этих налогов с зависимого населения. Мучительный для свободного крестьянства процесс потери земли и разложения общины порождал широкий протест народных масс, в первую очередь сельского населения, который в Византии выливался в массовые народные восстания и еретические движения. В течение всего периода генезиса феодализма народные волнения как в деревне, так и в городе не прекращались (ч.I. гл.2).

Ранняя Византия, в отличие от саран Западной Европы, изобиловала крупными городскими центрами с многочисленным населением. Уже в это время там шел сложный процесс ломки позднеантичпой городской экономики. Античная собственность, основа экономики позднеантичного города, переживала глубокую трансформацию и к VII в. разложилась. В период генезиса феодализма в еще многочисленных городах империи складывались новые формы ремесленного производства и торговли, все большее значение приобретал труд свободных ремесленников, объединенных в корпорации, в торговле же, особенно морской, инициативу захватывали объединения свободных моряков и владельцев кораблей. Общая натурализация хозяйства раннесредневековой Византии, естественно, коснулась и экономики городов. Отдельные поздцеантичные города пришли в упадок, но на их месте или на соседних территориях рождались новые городские центры. Дезурбанизация в Византии, происходившая в VIII- первой половине IX в., была значительно меньших масштабов, чем в других регионах Европы, а новый расцвет городов наступил много раньше, уже в конце IX-Х в. (ч.I, гл.2).

Формирование нового феодального города в Византии, разумеется, происходило в иных, чем на Западе, условиях. Наличие сильного централизованного государства и сохранение рабовладения наложило отпечаток на этот процесс. Преимуществом Византии в сравнении с другими странами Европы было применение и развитие в городах империи унаследованной от античности высокой техники ремесленного производства, мореплавания, монетного обращения и организации торговли. Тормозящее же воздействие на развитие новых производственных отношений в городах оказывал применявшийся еще в значительных масштабах рабский труд. Столь же двоякое воздействие оказывала на формирование феодального города в Византии государственная регламентация ремесла и торговли. На первых порах покровительство со стороны государства торгово-ремесленпым корпорациям стимулировало расцвет городского ремесла, но позднее превратилось в тормоз его развития (ч.I, гл.2).

Важным отличием городского развития Византии от других стран и регионов Европы было полное преобладание столицы, Константинополя, над всеми другими городскими центрами как в сфере экономики, так и в сфере политики и культуры.

Германия в XIV-XV вв

К н 14в ядро Свящ Рим имп-ии были старогерман земли, а также обл-ти за Эльбой по Дунаю. Формально в имп входили Сев италия, Тоскания, кор-во Чехия. В 1291г на террит имп начало но полит союза-Швейцарский союз. Своб общины: Швица, Ури, Унтервальдена объед-сь против Габсбургов(хотели завл ими и торг путем связ Ит и Герм). В 1315г швейц пехота разбила конницу Габ у горы Моргантен. К союзу в сер 14в примкнули Люцерн, Цюрих, Берн. Союз добился автономии после Швабской войны в 1499. Но междунар незав-ть Швейцария получ в 1648г по Вестфальскому миру(итог 30летней войны в Ев). Время наивысш расцвета города, ремесла и торг(выгод полож-е страны). Куча мелких городков: Нюнберг, Страсбург, Кельн, Любек. Герм дел-сь на 3 зоны. 1ая-северогерманская: Бремен, Гамбург, Люберк, Висмар, Росток, Шральзунд и др гор на Сев и Балт море. 2ая-южногерманская: Аугсбург, Нюрнберг, Ульм, Регенсбург, Базель, Вена. Вели торг с землями по Дунаю, но ориент на Италию, они были связ через альпийские горные проходы с Миланом, с Венецией, Генуей. 3ья-города вдоль Рейна, от Кельна до Страсбурга. Тут торг обмен с юга на сев. Заним шелкоткач-вом, обраб Ме(Нюрнберг), скуноделие(Кельн). Во вт пол 14в появ-сь специальз-ии. Это предпосылки для разв-я мануфактурного произ-ва. Нач-ся разлож-е цеха и появ вечные подмастерья. Горное дело!Здесь зарожд-ся элементы раннекапиталистич отнош. К к 15в –тысячи наемных рабочих. Книгопечатание-нов отрасль. Преграды разв-ю эк-ки: неравномер-ть разв-я отд регионов, их слабая связь др с др, полит раздроб-ть. Слаб-ть центр власти и засилье феод произвола заст-ла города объед-ся в союзы-Ганза! Цель Ганзы: актив торговля, обеспеч-е безопас-ти торг путей, гарантии привилегий.Обеспеч взаим защиту и регулир-е судеб, тамож, монетных дел. Ядро Ганзы-Любек и Гамбург. Ганза господ-ла в торг м Нидерландами, Анг, Скандинав стр, Русью. Имела торг конторы в Новгороде, Стокгольме, Лондоне и т.д. Ганза вела войны: с Данией(победила по миру 1370). К сер 15в у Ганзы сильная конкуренция со стор голланд, англ. Обострение внутр противореч в Ганзе. Во вт пол 14в возник Швабские и Рейнские союзы, объед-ся в 1381. Баварский герцог в 1388 разгромил оба объед-я. Деревня в плохом полож-и. Чума 40х г, войны, голодовки. Распростан-е виноград-ва, живот-ва, овцевод-ва, скот, садо-ягод и технич к-ры(лен, конопля). В аграрном строе 2 осн тенденции разв-я: к зап от Эльбы, к вост от нее. Вост Эльбы жили крестьяне, но из-за потреб-и увелич-я сбыта хлеба рыц-во стало их выгодять. Зап Эльбы другое-частич-ый или полный отказ от господ запашки. На ю-з Герм наступление феод на права крестьян. Что привело к усил-ю борьбы крест-н против фео гнета. Генрих7(1308-1313). Граф-во Люксембург. Коронован в Риме. После смерти Генриха7 одни избрали австр герцога Фридриха Красивого, др-Людвига Баварского(1314-17). Людвиг победил. Он вступил против папы Иоанна 22 в Герм. Папа отлучил Люд от церкви и наложил интердикт на его владения. Люд объяв папу еретиков и поход в 1327-1330 в Ит, провозг-л себя имп-ом и нов папу. На трон избр Карла 4 (1346-1378). Полит раздро-ть Герм получ прав закреп-е «Золотая булла»(1356). Избрание имп-ра коллегией их 7 князей-курфюрстов:3х церков 4х светских. Булла: права князей на высший суд, разраб горных недр, чеканку монет, взим-е тамож пошлин. Сигизмунд (1410-1437) учавств в восстан ед-ва церкви, гонениях на еретиков. Крест походы против чешских гуситов, но неудача. В 1438 власть навеки к Габсбургам. Кризис папства. Фридрих3 (1440-1493). Неудачи: союзный Тевтонский орден пал в завис-ть от Польши, Дания присоед Шлезвиг и Гольштейн, Фр прис Прованс, Венгрия Верх и Ниж Австрия и Штирия. Австр земли вернул. Присоед Нидерланды. Рейхстаг-собр-е импер вассалов с совещат правами. Оппозиц-ые движ-я в гор. Крест движ-я. В 1336-1339 в ю-з Герм вспышки движ-й. Крест вели воен действ против аббата Санкт-Галлена. Пораж-е крест. С 1439-1445 крест отряды вели партиз действия против вторг в 100летнюю войну из Фр в Ю-З Герм разноплеменных конных отрядов наемников.


План

1. Феодальное государство и право Византии 3

2. «Кровавое законодательство в Англии». Источники, значение 11

Список использованной литературы 15

1. Феодальное государство и право Византии

Византийская империя является одним из уникальных явлений в истории развития государственности и права. Как известно, Римская империя в 395 году разделилась на два самостоятельных государства – Западную Римскую империю и Восточную (Византию) со столицей в Константинополе.

Феодализм в Византии стал развиваться ускоренными темпами только в X – XII вв. В данную эпоху в Византии складывалась крупная феодальная собственность. Но византийский феодал сильно отличался от феодала западноевропейского. Он не был полным хозяином в своем поместье, поскольку государство контролировало количество земли, которой владел феодал, и числом зависимых крестьян, имело право конфисковать землю и регулировать размеры налогов. Кроме того, феодалы в Византии не могли осуществлять высший суд над своими крестьянами. Иными словами, государство держало владения феодала под своим надзором. 1

Само государство было собственником огромных земель, разбросанных по всей территории империи, на которых трудились «государственные» крестьяне-налогоплательщики. Поэтому крупная феодальная собственность распространялась в Византии гораздо медленнее, чем в Западной Европе, а феодалы были во многом зависимы от государственной власти.

Ситуация изменилась лишь в XIII – XV веках, когда после 1204 года Константинополь был захвачен крестоносцами, империя распалась на части и мощь государства была подорвана. Именно в то время феодалы стали освобождаться из-под его опеки. В Византии в данный период начала складываться феодальная вотчина, близкая западноевропейской. И хотя во второй половине ХIII в. единство империи было восстановлено и Константинополь снова стал ее столицей, государственная власть уже была не в состоянии справиться с резко возросшей силой феодальной аристократии.

В XIV – XV вв. Византия все больше дробилась на уделы, функции государственной власти на местах переходили к феодалам. В сущности, Византия вступила в эпоху феодальной раздробленности. Но даже в этот период центральная власть не потеряла полностью своих позиций. Крестьянство, не только государственное, но и зависимое от феодалов, продолжало платить налоги казне. Доходы государства хотя и уменьшились, но все-таки создавали для него экономическую базу. Практически постоянная, незатихающая военная опасность тоже помогала сохранению централизованной государственности. 2

Византия представляла собой государство, основанное на уникальном сочетании республиканских и монархических принципов. При этом, традиционные, унаследованные от Рима республиканские принципы организации верховной власти имели доминирующее значение на протяжении всей истории Византийской империи.

В процессе развития феодального строя в Византийской империи происходили изменения в системе управления государством и правовом регулировании общественных отношений.

Большие перемены произошли в военно-административном строе империи, поскольку Византийское правительство самым широким образом использовало свободное крестьянство в качестве налогоплательщиков. Пустующие земли раздавались небольшими участками свободным крестьянам, которые были обязаны нести за это военную службу. Таким образом, было создано особое сословие воинов, так называемых стратиотов. 1

Стратиоты пользовались некоторыми податными льготами и правом передачи земельных участков по наследству. Новая организация армии позволила ввести новое военно-административное устройство – так называемый фемный строй. 2 Территория империи была разделена на военные округа (фемы), вся власть над которыми сосредоточивалась у стратига, т. е. командующего фемным войском, состоявшим в своем большинстве из стратиотов. Стратиг объединял в своих руках военную и гражданскую власть в феме. Фемный строй способствовал упорядочению финансов империи, укреплению и пополнению армии и флота. 3

С VIII в. началось укрепление центральной власти Византии. Оно надолго определило пути развития византийской государственности. Базой централизации и широкой завоевательной политики Византии в IX – Х вв. послужила стабилизация экономики на новой феодальной основе. Византийское государство, достигшее наивысшего развития во время правления Македонской династии (867 – 1057 гг.), стремилось контролировать с помощью огромного бюрократического аппарата все стороны экономической, политической и культурной жизни страны. Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы. 1

В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, пришли в упадок или были полностью ликвидированы. С IX в. даже номинальное провозглашение императора «народом Константинополя» прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.

Важную роль в укреплении феодального строя в Византийской империи сыграла господствующая христианская церковь, которая к этому времени превратилась в крупного феодального собственника, обладавшего обширными землями с зависимым крестьянским населением.

Ее авторитет и влияние в данный период укреплялось. В частности, возрастает роль главы церкви константинопольского патриарха в общественно-политической жизни Византии. Патриархи нередко становились регентами малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться независимости от императорской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

Власть Императора была условна, как статус высшего должностного лица империи, и производна от божественной воли, дарующей ее посредством «народного избрания». Император выступал в качестве единственного носителя государственной власти, полномочия иных учреждений были производны от его воли. 2

Несмотря на утвердившийся наследственный характер передачи власти в империи никогда не был принят действующий юридический акт о престолонаследии.

Укрепление основ императорской власти в VIII – IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Его прерогативы были неограниченными. Василевс издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом. 3

Характерно, что при такой всевластности его положение не было очень прочным. Примерно половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно. Система престолонаследия длительное время у византийцев отсутствовала: сын василевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник. Императором делало не рождение, а «божественное избрание». 1 Поэтому императоры широко практиковали институт соправителей, выбирая, таким образом, еще при жизни наследника, принцип законного престолонаследия начинает утверждаться в Византии только с конца XI в.

Реальная власть Императора, по мнению ряда исследователей, начала неуклонно ослабевать под воздействием феодальных отношений. По мере развития в Византии феодализма между императорами и крупными феодальными землевладельцами (динатами) складываются новые для византийской государственной практики сеньориально-вассальные отношения. Начиная с Х в. византийский самодержец нередко был вынужден заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными (динатами), беря на себя обязанности феодального сеньора. 2

Для государственного строя Византии в период феодального государства характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). Их система была глубоко разработана. Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Это был высший орган при императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора. В их число входили два префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными.

Важные функции имели и высшие дворцовые чины: магистр – начальник дворца и квестор – главный юрист и председатель консистория. Они осуществляли непосредственно управление делами империи с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Общая численность византийских чиновников в это время была огромной. 3

Роль центрального государственного аппарата возросла в IX – XI вв. Государственный бюрократический аппарат в эту пору контролировал все сферы политической, экономической и даже культурной жизни Византии. Его структура стала еще более сложной и громоздкой. Количество ведомств («секретов») увеличилось до шестидесяти. 4

С IX в. вследствие роста императорского хозяйства и двора усложняется дворцовая администрация. Различия между государственными ведомствами и дворцовыми службами становятся все менее четкими. Дворцовая администрация все чаще вторгается в руководство общегосударственными делами. Другая черта, характерная для центрального управления Византии этого времени, – наличие дублирующих друг друга государственных ведомств.

С развитием феодальных отношений в XI – XII вв. происходит формирование крупного частного землевладения, усиливается податный гнет крестьянства. Крестьяне отдавали (за долги) или продавали свои земельные наделы «динатам» («сильным»), передавали их в собственность господам, оставаясь держателями (париками) этих земель. 1 В отличие от государственных крестьян они не были прикреплены к земле вплоть до XIII-XIV вв.

В X – XI вв. был принят ряд законов, направленных на приостановление процесса обнищания крестьян. Им предоставлялось право в рассрочку выкупать проданную или заложенную ими землю. Вместе с тем крестьянская община в порядке круговой поруки была обязана выкупать брошенные крестьянами участки. Пустующие земли казна распродавала или сдавала в аренду. Между государством и феодалами шла борьба за рабочие крестьянские руки.

С середины XI в. быстро растет условное землевладение. Светская и духовная аристократия наделялась правом собирать государственные налоги с определенных территорий в свою пользу. В XII веке в пожалование (пронии) стали раздаваться земли, населенные свободными крестьянами.

Прония, возникшая как условное землевладение, пожизненное императорское пожалование светскому лицу или монастырю в награду за службу права сбора налогов с определенной территории с правом управления этой территорией, к концу XII в. начинает превращаться в наследственную собственность.

Арифмос представлял собой пожалование феодалу всей суммы ренты с определенного количества крестьян. Это число крестьян должно было оставаться неизменным, так что после смерти кого-нибудь из них сын занимал место покойного. Время от времени государство осуществляло контроль, проверяя, не увеличилось ли число крестьян – лишние должны были вписываться в казенные податные списки и становились государственными крестьянами. 2

Только в X-XII вв. феодализм в Византии стал развиваться в ускоренном темпе. В эту эпоху склады­валась крупная феодальная собственность. Но феодал византийский еще сильно отличался от феодала запад­ноевропейского. Он не был полным хозяином в своем поместье. Государство контролировало количество земли, которой владел феодал, и число зависимых крестьян, имело право конфисковать землю и регули­ровать размеры налогов. Кроме того, феодалы в Визан­тии не могли осуществлять высший суд над своими крестьянами. Одним словом, государство держало вла­дения феодала под своим надзором.

Само государство было собственником огромных земель, разбросанных по всей территории империи, на которых трудились «государственные» крестьяне-на­логоплательщики. Поэтому крупная феодальная соб­ственность распространялась в Византии гораздо мед­леннее, чем в Западной Европе, а феодалы были во многом зависимы от государственной власти.

Ситуация изменилась лишь в XIII-XV вв., т. е. в последний период жизни Византии. После 1204г., когда Константинополь был захвачен крестоносцами, империя распалась на части, мощь государства была подорвана. Именно в то время феодалы стали освобож­даться из-под его опеки. В Византии складывается фе­одальная вотчина, близкая западноевропейской. И хо­тя во второй половине XIII в. единство империи было восстановлено и Константинополь снова стал ее столи­цей, государственная власть уже была не в состоянии справиться с резко возросшей силой феодальной арис­тократии. В XIV-XV вв. Византия все больше дроби­лась на уделы, функции государственной власти на местах переходили к феодалам. В сущности, Византия вступила в эпоху феодальной раздробленности. Но да­же в этот период центральная власть не потеряла пол­ностью своих позиций. Крестьянство, не только госу­дарственное, но и зависимое от феодалов, продолжало платить налоги казне. Доходы государства хотя и уменьшились, но все-таки создавали для него эконо­мическую базу. Постоянная, незатихающая военная опасность тоже помогала сохранению централизован­ной государственности.

Трудно сказать, как сложилась бы дальше судьба феодализма в Византии, если бы не гибель этой цивилизации. Но на протяжении нескольких веков раз! вития в нем соединялись элементы восточного «госу| дарственного» феодализма и западноевропейского^ С Востоком Византию сближала сильная централи­зованная власть, которая сдерживала рост частного крупного землевладения, ограничивала автоном­ность феодальных поместий. И все-таки феодализм в Византии не был полностью «государственным». И это естественно: ведь империя ромеев унаследова­ла и сохранила римское право, которое узаконивало частную собственность на землю. Чем больше слабе­ла централизованная власть, тем сильнее проявля­лось сходство византийского феодализма с западно­европейским. *

Вопросы и задания

1. Вспомните, что такое феодализм Что нового он привнес в социально-экономические отношения?

2. Почему варварские племена ускоряли разложение рабо­владельческих отношений? Сопоставьте роль варварских пле­мен в Византии и Западной Европе в процессе становления фе­одализма Что такое синтезное и бессинтезное развитие феода­лизма? Дайте определения Был ли синтез в Византии столь же глубоким, как и на Западе? К чему это привело?

3. Объясните, как сильная централизованная государствен­ная власть влияла на особенности развития феодализма в Ви­зантии Что в X-XI! вв. отличало византийского феодала от за­падноевропейского? В какую эпоху и почему феодальные отно­шения в Византии сближаются с западноевропейскими? Почему феодальная раздробленность имела в Византии более сглажен­ные формы по сравнению с Западной Европой?

ИМПЕРИЯ РОМЕЕВ

Несмотря на огромные географические масштабы цивилизации, несмотря на пестроту и разнообразие со­ставлявших ее регионов, в Византии управление осуществлялось из центра, т. е. из Константинополя. Там создавались списки налогов, оттуда рассылались сбор­щики податей, суд в Константинополе принимал жа­лобы на решения провинциальных судов. И высшим началом в этой системе контроля за жизнью страны считался император с окружающими его сановника­ми. Император обладал почти неограниченной влас­тью: он мог казнить подданных, в том числе и самых высокопоставленных, конфисковывать их имущество, смещать и назначать на должности. Император изда­вал законы, был высшим судьей, руководил армией и определял внешнюю политику. Кроме того, хотя он и не был собственником всех земель империи, но его владения были поистине огромны, и это существенно отличало Византию от западноевропейских госу­дарств.

Имперская идея

Империя представлялась византийцам наиболее совершенным государственным устройством, олицет­ворением гармонии и порядка. Идея империи обосно­вывалась и возвышалась в политических теориях; культ императорской власти был одним из важней­ших элементов государственной религии.

Все это, казалось бы, напоминает нам о Востоке. Но в какой степени Византия была близка к восточной деспотии? Идея имперской власти была унаследована от Рима, где государство считалось высшей и незыбле­мой ценностью, а император господином, неограни­ченным правителем, но не собственником государства, как на Востоке. Римский император был обязан под­чиняться законам, и это правило было усвоено и в Ви­зантии.

Большую роль в укреплении идеи империи сыгра­ло христианство, которое придало ей священный ха­рактер. Еще в IV в. один из сподвижников императора Константина Евсевий разработал политическую тео­рию, которая давала религиозное обоснование византийской государственности. Она оставалась практиче­ски неизменной в течение многих веков и оказала большое влияние на политическое самосознание стран Восточной Европы, в том числе и России.

Евсевий считал, что не только человек, но и обще­ство спасается благодаря вере. Поэтому Византия, оплот истинного христианства, находится под Божест­венным покровительством и должна вести к спасению другие народы. Таким образом, оказывалось, что осно­вой византийской государственности является хрис­тианство. Из этого Евсевий сделал вывод о том, что ду­ховная и светская власть должны быть слиты воедино, действуя во имя единой цели и в одном направлении, т. е. образовывать симфонию. Император в этом случае являлся не только мирским правителем, но и главой церкви. Поэтому он должен обладать талантами госу­дарственного деятеля и качествами совершенного христианина - благочестием, усердием в вере, мило­сердием.

Император не обожествлялся в полном смысле этого слова - это противоречило бы самим основам христианства. Он считался смертным человеком, которому следует осознавать свое ничтожество и ответственность. Однако по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного, сближаясь в этом больше с восточным владыкой, чем с западноевропей­ским монархом. Подражание Богу объявлялось важ­нейшей обязанностью государя, и весь ритуал дворцо­вой жизни был подчинен этой цели. Император ни­когда не стоял на полу, а всегда на особом возвышении; его трон был двухместный: в празднич­ные и воскресные дни на нем оставляли место для Христа, которого символизировал положенный на си­денье крест.

В Симфония - в переводе с греческого «созвучие, гармо­ническое сочетание разных элементов».

1 Перед троном императора стояло бронзовое позо­лоченное дерево, на ветвях которого сидели птицы разных пород, тоже из бронзы с позолотой, певшие... на разные голоса.

Трон императора был так искусно построен, что одно мгновение он казался низким, в следующее - по­выше, а вслед за тем возвышенным. Этот трон как бы охраняли необыкновенной величины львы, не знаю, из бронзы или из дерева, но вызолоченные. Хвостами они били по полу, разевали пасть и, двигая языком, издавали рычание...

Лиутпранд Кремонский, посол германского императора, на приеме в константинопольском дворце, X в.

И все-таки при этом личность императора счита­лась священной постольку, поскольку он занимал са­мое высокое, самое почетное место в государстве.

Кроме больших прав у византийских императоров были и обязанности. И главной среди них считалась забота о подданных - залог прочности и гармонии го­сударства. Поэтому византийские историки отважива­лись критиковать их (особенно когда они писали об императорах, уже сошедших с исторической сцены), оценивать их поступки с точки зрения законов Боже­ских и человеческих. Свою ответственность, по край­ней мере в теории, осознавали и сами императоры. Так, Константин VII Багрянородный (X в.) в своих со­чинениях утверждал, что император должен править «ради истины», «в согласии с законом и справедливо­стью», «как раб и слуга Божий». Если же он впадет в грехи, превратится в деспота, то станет ненавистен на­роду и может быть лишен своего поста.

Надо сказать, что судьба многих византийских мо­нархов действительно была трагичной, а срок царство­вания - коротким, иногда всего несколько лет. Поло­вина из них насильственно лишились престола: одни были ослеплены, отравлены или утоплены, других за­точали в монастырь. Непрочность положения импера­тора усиливалась и тем, что в Византии долгое время царская власть не передавалась по наследству. Но, хотя неугодных императоров смещали, сама имперская власть оставалась неприкосновенной.

С другой стороны, самый высокий пост в государ­стве мог занять и человек низкого происхождения. Например, один из наиболее знаменитых византий­ских правителей, Юстиниан I (VI в.), родился в семье крестьян, а его жена красавица Феодора была актри­сой. Власть императора считалась божественной, и по­этому происхождение человека и его прежние занятия не имели никакого значения.