Корабль святой павел история создания. Чертежи парусных кораблей

  • Дата: 18.01.2024

В небольшом русском поселении Охотске весной 1735 года было необычно многолюдно. В тайге не умолкал звон пил и стук топоров, к берегу бухты подъезжали подводы с лесом и материалами для постройки судов. Среди матросов и плотников можно было увидеть темноволосого коренастого человека, отдававшего приказания. Это был руководитель организованной русским правительством Великой Северной, или Второй Камчатской, экспедиции командор Витус Беринг.

В июне 1740 года два судна - пакетботы "Св. Петр" и "Св. Павел" были спущены на воду и в начале сентября отправились в плавание. Это были четырнадцатипушечные бриги - однопалубные двухмачтовые суда грузоподъемностью около 380 тонн.

Беринг находился на флагманском корабле экспедиции "Св. Петр". "Св. Павлом" командовал его соратник известный мореплаватель А. И. Чириков.

Обогнув Камчатку, экспедиция в октябре 1740 года достигла Авачинской губы и остановилась на зимовку в бухте, которую Беринг в честь пакетботов назвал Петропавловской, а 4 июня 1741 года направилась на юго-восток искать берега Американского материка. Дойдя до 46 градуса северной широты и не обнаружив земли, оба судна повернули на северо-восток. 20 июня в густом тумане мореплаватели потеряли друг друга и дальнейшее плавание совершали самостоятельно.

Пытаясь найти "Землю Гамы" (так в те времена в России называли Америку), Беринг проследовал на юг и 16 июля достиг наконец берегов земли. Через пять дней он открыл остров, получивший имя Св. Ильи. 26 июля со "Св. Петра" увидели остров Кадьяк, а 2 августа был обнаружен еще один остров, названный Берингом Туманным (ныне остров Чирикова), В последующие дни участниками экспедиции были открыты Евдокеевские острова и обнаружены берега Камчатки.

Суровые условия плавания, неполноценность и однообразие пищи, недостаток воды вызвали на судне заболевания цингой. Поэтому 30 августа Беринг, из-за болезни слегший в постель, решил подойти к островам, чтобы укрыться от шторма и пополнить запасы воды. На берегу был захоронен умерший моряк, в честь которого открытая экспедицией гряда стала именоваться островами Шумагина.

Продолжая плавание, Беринг открыл еще несколько островов: Св. Иоанна (Ахта), Св. Маркиана (Кыска), Св. Стефана (Булдырь). Однако со второй половины сентября "Св. Петр" не выходил из полосы жестоких осенних штормов, запасы продовольствия в воды подходили к концу, цинга косила матросов одного за другим...

Заметив 4 ноября остров, Беринг направил пакетбот к нему. Вследствие бедственного положения судно выбросилось на песчаную отмель, и экипаж сошел на берег.

Проведя тяжелую зиму на острове, названном членами экспедиции островом Беринга, и похоронив умершего 8 декабря 1741 года своего командора, оставшиеся в живых члены экипажа построили из остатков разбитого штормом пакетбота небольшое суденышко и 27 августа 1742 года вернулись на Камчатку.

В то время как "Св. Петр" завершал свое трудное плавание, "Св. Павел" проследовал далее на восток, а затем на северо-восток и утром 15 июля 1741 года открыл землю, признанную Чириковым "подлинною Америкою". Следуя вдоль берега в поисках удобной якорной стоянки, "Св. Павел" через два дня у берегов острова (ныне остров Якоби) обнаружил залив, для осмотра которого к берегу была направлена шлюпка с десятью вооруженными матросами во главе со штурманом корабля. Однако на пакетбот моряки не вернулись. Шесть дней спустя на их поиски была отправлена вторая шлюпка, которую постигла та же участь.

Оставшись без шлюпок, "Св. Павел" был вынужден возвращаться на Камчатку и, открыв на обратном пути острова Кадьяк, Умнак, Агатту и Атту, 10 октября прибыл в Петропавловскую бухту.

Летом следующего года Чириков, предполагая, что все открытые им ранее острова являются продолжением Американского континента, повторил на "Св. Павле" плавание к островам Алеутской гряды. Однако, обследовав остров Атту и убедившись, что это не выступ земли, а остров, лег на обратный курс и вскоре снова возвратился к берегам полуострова Камчатка.

Открытия Витуса Беринга, Алексея Чирикова и их товарищей в первой половине XVIII века по праву считаются одними из самых значительных не только в России, но и во всем мире.

Бриг "Меркурий"

Это произошло 14 мая 1829 года, в дни русско-турецкой войны. Небольшой отряд кораблей российского флота в составе фрегата "Штандарт", бригов "Орфей" и "Меркурий", неся дозорную службу, находился в районе Босфора. Утром русские корабли неожиданно встретились с шедшей навстречу турецкой эскадрой, в составе которой было восемнадцать судов, в том числе шесть линейных кораблей и два фрегата. Увидя подавляющее превосходство сил противника, русский отряд решил не принимать боя.

Подняв все паруса, "Штандарт" и "Орфей" быстро ушли от погони турецких судов. "Меркурий", скорость которого была меньше, стал отставать и вскоре был настигнут неприятельскими линейными кораблями "Селимие" и "Реал-бей", на вооружении которых было соответственно 110 и 74 орудия.

Видя неизбежность неравного боя, командир брига капитан-лейтенант А. И. Казарский собрал офицеров. Выступивший первым младший по званию поручик корпуса флотских штурманов И. Прокофьев высказал общее мнение - принять решительный бой, а в случае угрозы захвата корабля противником - взорвать его. Такое решение было объявлено всему экипажу. Матросы и офицеры стали готовиться к бою. На шпиль, у входа в крюйт-камеру, был положен заряженный пистолет, чтобы при необходимости выстрелом из него осуществить взрыв боезапаса.

Тем временем неприятельские линейные корабли уже приблизились на расстояние орудийного выстрела и открыли огонь из носовых пушек. Имея десятикратное превосходство в артиллерии, враг предвкушал легкую добычу. Ведь на крошечном русском суденышке было всего лишь восемнадцать орудий! "Селимие", пытаясь дать бортовой залп по рангоуту брига, стал выходить с правого борта, но умелым маневром Казарский оставил противника на кормовых курсовых углах. Несколько позднее другой турецкий корабль все же сумел занять огневую позицию с левого борта, и "Меркурий" попал под перекрестный огонь.

Пользуясь парусами и веслами, экипаж "Меркурия" мастерски уклонялся от залпов неприятельских кораблей, подставляя им все время корму. При этом русские моряки сами вели меткий ответный огонь из всех орудий и ружей.

Около четырех часов длился этот беспримерный в истории неравный бой. Вот уже, получив тяжелые повреждения, лег в дрейф "Селимие". Но "Реал-бей" все еще продолжал жестокий обстрел русского брига. Наконец, он тоже получил попадание в переднюю мачту и стал отставать. А "Меркурий", несмотря на то, что им было получено двадцать два попадания в корпус и около трехсот - в паруса, такелаж и рангоут, на следующий день с победой присоединился к Черноморской эскадре. Из героического экипажа брига четыре человека были убиты и восемь, в том числе и его командир, получили ранения. Урон, понесенный врагами, был значителен, а позор поражения двух сильнейших линейных кораблей турецкого флота от маленького русского брига - неизмерим.

Славные традиции брига "Меркурий" бережно хранят моряки нынешнего поколения. На широких просторах морей и океанов гордо несут Флаг Страны Советов морской тральщик "Казарский" и гидрографическое судно "Память Меркурия" Краснознаменного Черноморского флота.

Заложен 28 января 1819 года в Севастополе, спущен на воду 7 мая 1820 года. Длина 29,5 м, ширина 9,4 м, осадка 2,95 м. Вооружение: 18 орудий.

Линейный корабль "Азов"

18 июля 1696 года русской армией после упорной осады была взята турецкая крепость Азов. Особую роль при этом сыграл молодой русский флот, корабли которого блокировали крепость с моря и лишили турок возможности производить подвоз подкреплений. Россия получила выход к Азовскому и Черному морям и свободу торговли.

Через 130 лет в честь этой победы был назван 74-пушечный парусный линейный корабль, спущенный на воду с эллинга Архангельского адмиралтейства. В том же году "Азов" перешел с Белого в Балтийское море, а год спустя, возглавив эскадру в составе 4 линейных кораблей и 4 фрегатов, под командованием одного из героев открытия Антарктиды капитана 1 ранга М. П. Лазарева покинул Кронштадт. Кораблям российского флота предстояло совершить переход в Средиземное море, где соединиться с английской и французской эскадрами, оказывавшими помощь восставшему против турецкого ига греческому народу.

1 октября 1827 года русский отряд встретил англо-французскую эскадру. С прибытием русских объединенные силы союзников стали насчитывать 10 линейных кораблей, 9 фрегатов и 7 малых судов, на вооружении которых было 1300 орудий. Как по количеству больших кораблей, так и по числу пушек русский отряд оказался наиболее сильным.

Турецко-египетский флот, в составе которого было 3 линейных корабля, 23 фрегата, 42 корвета, 15 бригов и 8 брандеров (2300 орудий), под командованием Мухаррем-бея в это время стоял на удобной для боя позиции в Наваринской бухте. На ультимативное требование, подписанное командиром русского отряда контр-адмиралом Л. П. Гейденом и флагманами эскадр союзников, прекратить военные действия против Греции турки не ответили, и союзные корабли 8 октября направились к Наварину.

Русская эскадра входила в гавань под ураганным артиллерийским обстрелом. Начавшееся около 14 часов сражение продолжалось до вечера. Отличной боевой выучкой, мужеством и отвагой русские моряки еще раз продемонстрировали силу российского флота. Находясь под перекрестным обстрелом неприятельских кораблей и крепостной артиллерии, "Азов" в этом сражении вел бой одновременно с пятью судами. Метким огнем он в первые же минуты боя нанес серьезные повреждения 80-пушечному турецкому кораблю, вынужденному спешно сняться с якоря и выброситься на мель. Последующими залпами азовцы уничтожили еще три фрегата и корвет, после чего поспешили на помощь английской эскадре, совместно с которой потопили флагманский корабль Мухаррем-бея и повредили несколько судов.

К заходу солнца сражение было закончено. Неприятельский флот был почти полностью уничтожен. Противник потерял более 60 кораблей, до 7 тысяч человек и был вынужден прекратить действия против греческого народа.

В ознаменование подвига экипажа в этом сражении "Азов" первым в российском флоте был удостоен высшей награды для кораблей - кормового Георгиевского флага и вымпела. Командир корабля М. П. Лазарев был произведен в контр-адмиралы.

В настоящее время славные боевые традиции "Азова" продолжает один из новейших больших противолодочных кораблей Краснознаменного Черноморского флота, на мачте которого гордо реет гвардейский Военно-морской флаг Советской державы.

Длина 54,65 м, ширина 14,63 м, осадка 6,55 м. Вооружение: 74 орудия.

Фрегат "Паллада"

1 сентября 1832 года в Петербурге со стапелей Охтенской верфи был спущен на воду новый фрегат, на корме которого золотом отсвечивало его имя - "Паллада".

Под командованием первого своего командира капитан-лейтенанта П. С. Нахимова, ставшего впоследствии одним из выдающихся русских флотоводцев, а затем других офицеров этот корабль на протяжении почти двух десятилетий достойно нес ратную службу и неоднократно совершал дальние плавания.

В один из ненастных октябрьских дней 1852 года фрегат под командованием капитан-лейтенанта И. С. Унковского в составе экспедиции адмирала Е. В. Путятина направился из Кронштадта на Дальний Восток. Целью похода было заключение дипломатических и торговых отношений с Японией. Для составления летописи плавания и ведения протоколов переговоров с японцами на борту "Паллады" находился служащий департамента внешней торговли известный русский писатель И. А. Гончаров. В 1858 году свои впечатления об этом плавании он описал в знаменитом путевом очерке "Фрегат Паллада".

Бури и штормы сопровождали корабль во время всего похода. Уже на первом этапе плавания в корпусе судна образовалась сильная течь, появились повреждения рангоута и парусов. После устранения повреждений и ремонта в Портсмуте фрегат продолжил поход. Вместе с ним шла небольшая шхуна "Восток", купленная в Англии для нужд экспедиции.

12 апреля 1853 года "Паллада" покинула гостеприимные берега мыса Доброй Надежды и, оставив за кормой 5700 миль, за тридцать два дня пересекла Индийский океан. Во время заходов на остров Ява, в Сингапур и Гонконг экипаж фрегата узнал о конфликте с Турцией, переросшем в Крымскую войну. Опасаясь встреч с англо-французской эскадрой, Путятин направил "Палладу" в Нагасаки, затем на острова Рюкю и Окинаву.

Пока шли длительные переговоры с японцами, офицеры "Паллады" под руководством известного естествоиспытателя капитан-лейтенанта К. Н. Посьета произвели съемку неисследованного западного берега Японского моря и побережья Корейского полуострова. Они открыли и описали берега обширного залива, бухты и порта, получивших имена Посьета, Унковского и Лазарева (ныне Самсанбон).

В ходе боевых действий с Англией и Францией Унковский получил из Петербурга приказ увести "Палладу" в устье Амура, но из-за малых глубин и подводных препятствий сделать это не удалось, и "Паллада" направилась для зимовки в Императорскую (ныне Советскую) гавань.

Весной 1855 года, когда сошел лед, в бухту вошли фрегат "Аврора" и корвет "Оливуца" для буксировки "Паллады" в Амурский лиман. Однако из-за ветхости корпуса буксировать корабль было невозможно.

Из опасения, что старый фрегат будет захвачен англо-французской эскадрой, военный губернатор Камчатки генерал-майор В. С. Завойко приказал уничтожить корабль, и 17 января 1856 года у поста Константиновский "Паллада" была затоплена экипажем.

Благодарные потомки и сейчас помнят знаменитый корабль. На берегу бухты Постовая, возле того места, где затоплен фрегат, 23 октября 1956 года в честь его подвигов и походов был установлен памятник; в музеях экспонируются поднятые водолазами детали и снаряжение "Паллады".

Длина 52,7 м, ширина 13,3 м, осадка 4,3 м. Вооружение: 44 орудия.

Был заложен в 1791 году и строился на Николаевской верфи в городе Николаеве по чертежам разработанным корабельным мастером С. И. Афанасьевым по распоряжению Г. А. Потемкина. Бригадир С. И. Афанасьев был одним из главных строителей Черноморского флота.

Корпус корабля деревянный, двухдечный (две нижние батарейные палубы), строился по смешанной голландско-английской системе кораблестроения. Верхняя палуба не была сплошной, а имела, как бы вырез в районе шкафута, что соответствовало голландским традициям постройки. Согласно такой архитектуре корпуса у корабля в носовой части выполнялся форкастель, за грот-мачтой квартер-дек (высокие шканцы), за бизань-мачтой полуют, который заканчивался двух ярусным балконом на корме. Второе дно начиналось за фок-мачтой и заканчивалось не доходя до бизань-мачты. Между шпангоутами, для увеличения общей прочности корпуса, прокладывались бортовые стрингеры, которые объединяли набор в одно целое. Корабль имел фальшкиль. Носовой княвдигед украшался поясной фигурой святого Павла, вытесанной из дерева и покрытой позолотой. На форкастеле, до фок-мачты, размещался пайол носового светового люка, а по бортам крепились крамболы для удержания якорей. За фок-мачтой размещались сходной трап, шпиль и пайол светового люка, а заканчивался форкастель судовым колоколом (рында). На шкафуте, в данном случае от форкастеля до грот-мачты, размещались фор-люк и пайолы световых люков над которыми возвышались ростры с двумя 14-вёсельными баркасами. На шканцах, между грот- и бизань-мачтой, расположили входной трап и пайол светового люка. На полуюте, перед бизань-мачтой разместился командирский мостик, а за бизань-мачтой штурвал и световой люк. С левого и правого борта, на полуюте, располагались шлюпбалки с двумя 12-вёсельными баркасами. Полуют заканчивался кормой, за которой выполнялись высокие боканцы (кормовые шлюпбалки) с 8-вёсельным баркасом и с балконами под ним.

Спасательные средства включали пять баркасов (два 14-вёсельных, два 12-вёсельных и один 8-вёсельный).

Главная энергетическая установка парусная, три мачты несли 9 прямых (фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-трюмсель, грот, грот-марсель, грот-брамсель, грот-трюмсель и крюйсель) и 1 косой парус (бизань). На бушприте и утлегаре крепились 3 косых паруса (стаксель, фор-стеньги-стаксель и кливер) и 1 прямой (блинда). Общая площадь одновременно поднятых парусов составляла 3000 квадратных метров. Корабль имел 1 руль из дерева.

Вооружение корабля состояло:

  1. Из 30 одноствольных (165-мм) 32-х фунтовых пушек с длиной ствола 18 калибров, которые располагались побортно на нижней батарейной палубе (гон-деке). Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колёсном деревянном станке. Расчёт орудия включал 6 человек. Заряжание ручное ядрами. Угол возвышения орудия доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 2,3 км при весе заряда 3,6 кг и угле возвышения 10°. Масса пушки доходила до 2,95 тонны.
  2. Из 30 одноствольных 24-х фунтовых (150-мм) пушек с длиной ствола 21 калибр, которые располагались побортно на верхней батарейной палубе (опер-деке). Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Расчёт орудия включал 5 человек. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения пушки доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 2,4 км при весе заряда 3,6 кг и угле возвышения 10°. Масса пушки доходила до 2,6 тонны.
  3. Из 26 одноствольных 18-х фунтовых (136-мм) пушек с длиной ствола 22 калибра, которые располагались побортно 6 на форкастеле и 20 на квартер-деке и под полуютом. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Расчёт орудия включал 5 человек. Заряжание ручное ядрами. Угол возвышения пушки доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 2 км при весе заряда 2,7 кг и и угле возвышения 10°. Масса пушки доходила до 2,1 тонны.
  4. Из 4 одноствольных 1/4-пудовых (123-мм) единорогов (гаубиц) с длиной ствола 11 калибров, которые располагались побортно на полуюте. Орудие медное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Расчёт орудия включал 5 человек. Заряжание ручное гранатами со стороны дула. Угол возвышения единорога доходил до 25°. Дальность стрельбы при весе гранаты 4 кг с зарядом 0,82 кг, начальной скоростью 378 м/с и углом возвышения в 25° составляла около 2,4 км. Масса орудия доходила до 360,4 кг.

Корабль 84-пушечного ранга "Святой Павел" прославился тем, что являясь флагманом русско-турецкой эскадры под командованием вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова, участвовал во взятии острова Корфу в 1799 году. За взятие острова Корфу Ф. Ф. Ушаков был произведен в адмиралы.
В 1810 году , в городе Севастополе, в связи с не годностью к морским походам корабль был разобран.

Строился корабль на Николаевской верфи в г. Николаеве.

Корабль "Святой Павел" сдан Черноморскому флоту в июне 1797 года.


Тактико-технические данные корабля 84-пушечного ранга Водоизмещение: 54,9 метра 47,64 метра
3600 тонн
Длина наибольшая:
Длина по КВЛ:
Ширина наибольшая: 15,2 метра
Высота борта в носу: 11,34 метра
Высота борта на миделе: 10,44 метра
Высота борта в корме: 12,7 метра
Осадка по корпусу: 5,22 метра
Силовая установка: 10 прямых и 4 косых паруса, 1 руль.
Скорость хода: нет данных
Вооружение: .
артиллерийское: 30х1 (165-мм) 32-фунтовых пушек,
30х1 (150-мм) 24-фунтовых пушек,
26х1 (136-мм) 18-фунтовых пушек,
4х1 (123-мм) 1/4-пудовых единорога.
Экипаж: 700 человек (8 офицеров)
Всего построено кораблей в 1797 году - 1 единица.

Со времён Петра Великого невозможно представить Россию без военного флота. Вспомним самые героические корабли Российской империи. Корабли, вошедшие в историю.

Линейный корабль «Ингерманланд»

Этот 64-пушечный линейный корабль принято считать квинтэссенцией кораблестроения эпохи Петра I . К моменту его закладки в России уже накопили значительный опыт постройки, но количество орудий на линейных кораблях не превышало 60. При постройке «Ингерманланда» этот рубеж преодолели - на него установили 64 пушки.

Корабль проектировал лично Пётр I, который внедрил в его конструкции ряд новинок: отсутствие традиционной для более ранних кораблей высокой кормы, усовершенствованная конструкция киля, фок- и грот-мачты с третьим рядом прямых парусов (фор- и грот-брамсели).

Корабль заложили в 1712 году. Имя он получил в честь недавно отвоёванной у Швеции Ингерманландии, на землях которой расположился Санкт-Петербург. Непосредственным руководителем постройки был принятый Петром на службу в Россию британский корабельный мастер Ричард Козенц.

«Ингерманланд» стал первым российским кораблём, показавшим высокую скорость и хорошие мореходные качества. Корабль настолько понравился государю, что он в течение нескольких лет держал на нём свой флаг. Так было в 1716 году, когда Пётр I лично возглавил объединённую англо-голландско-датско-русскую эскадру в экспедиции к острову Борнхольм, а также в 1719 году, когда Балтийский флот подошёл непосредственно к Стокгольму.

В память о славных походах государь приказал: «Хранить [«Ингерманланд»] для памяти». С 1725 года корабль в море уже не выходил, его корпус постепенно прогнил и стал заполняться водой, в результате чего в 1738 году «Ингерманланд» сел на мель в Кронштадтской гавани. Вскоре его разобрали на дрова.

Отлично проработанная Петром I конструкция с небольшими изменениями повторялась в русском флоте практически до конца XVIII века.

Линейный корабль «Святой Павел»

84-пушечный линейный корабль «Святой Павел» заложили в Николаеве в 1791 году. Чертежи разработал корабельный инженер Семён Афанасьев по распоряжению Григория Потёмкина . В 1795 году корабль перешёл в Севастополь. С 30 апреля по 3 мая 1798 года вместе с линейными кораблями «Захарий и Елизавета», «Святой Пётр», «Святая Троица» и «Богоявление Господне» участвовал в проводимых по указанию Павла I сравнительных испытаниях, но показал далеко не лучший результат. Однако именно «Святой Павел» вошёл в историю военно-морского искусства, так как на нём держал свой флаг знаменитый флотоводец Фёдор Ушаков в период штурма крепости Корфу в 1799 году.

Россия в то время входила в коалицию европейских стран, воевавших с Францией, поэтому в Средиземное море направилась черноморская эскадра из шести линейных кораблей, семи фрегатов и трёх бригов с десантом на борту под командованием уже прославившегося к тому времени своими победами над турками Фёдора Ушакова. После прохода проливов к ней присоединились теперь уже союзные турецкие силы в составе четырёх линейных кораблей и шести фрегатов.

Вскоре адмирал приступил к освобождению занятых Францией Ионических островов. Главным опорным пунктом противника на них являлась считавшаяся неприступной крепость Корфу, вооружённая 650 орудиями и гарнизоном в 3000 военнослужащих. Запасы продовольствия позволяли выдержать полугодовую осаду.

Операцию против Корфу Фёдор Ушаков решил начать стремительной атакой прикрывавшего вход в гавань острова Видо, которым русский десант при поддержке корабельной артиллерии овладел в течение нескольких часов. Не давая французам передышки, второй десант молниеносно захватил два форта непосредственно на Корфу, что серьёзно деморализовало противника. 20 февраля 1799 года на борту «Святого Павла» был подписан акт о капитуляции французской крепости. Столь мастерские действия Фёдора Ушакова заслужили восторженный отзыв великого Александра Суворова , написавшего: «Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю самому себе: зачем я не был при Корфу хотя мичманом?». Благодарные за освобождение жители острова преподнесли адмиралу украшенную бриллиантами золотую шпагу.

25 июля «Святой Павел» ушёл из Корфу в итальянскую Мессину для совместных действий с британским флотом, а 26 октября следующего года вернулся в Севастополь.

Линейный корабль «Азов»

74-пушечный линейный корабль «Азов» заложили в октябре 1825 года на Соломбальской верфи в Архангельске. Официально строителем корабля считался знаменитый мастер Андрей Курочкин , но к тому времени он уже был пожилым человеком, и фактически работами руководил также впоследствии прославившийся Василий Ершов . Проект оказался настолько хорош, что по нему на русских верфях в 1826–1836 годах построили 15 однотипных кораблей.

Ещё до завершения постройки командиром «Азова» назначили известного русского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды и будущего командующего Черноморским флотом, капитана 1-го ранга Михаила Лазарева . В состав экипажа зачислили и будущих героев обороны Севастополя: лейтенанта Павла Нахимова , мичмана Владимира Корнилова и гардемарина Владимира Истомина .

В августе-сентябре 1826 года корабль перешёл из Архангельска в Кронштадт и вскоре в составе объединённой англо-французско-русской эскадры отправился в Средиземное море для оказания помощи Греции в борьбе с турецкими завоевателями. 20 октября 1827 года состоялось Наваринское сражение, в ходе которого «Азов» вёл бой против пяти неприятельских кораблей. Героический экипаж потопил три фрегата, один корвет и вынудил турецкого флагмана «Мухарем-бей» выброситься на берег.

Но победа далась недёшево. В ходе боя на «Азове» оказались перебиты все мачты и стеньги, в корпусе насчитали 153 пробоины (из них семь - ниже ватерлинии). Потери экипажа составили 24 человека убитыми и 67 ранеными.

Указом императора Николая I от 17 (29 декабря) 1827 года впервые в истории русского флота «Азову» был пожалован кормовой адмиральский Георгиевский флаг «в честь достохвальных деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и храбрости нижних чинов». Также предписывалось всегда иметь в составе флота корабль «Память Азова». Подлинный флаг «Азова» в настоящее время находится в экспозиции Центрального военно-морского музея.

Крейсер «Варяг»

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг» построили в Филадельфии на верфи «Крамп и сыновья». В 1901 году на корабле подняли Андреевский флаг. Крейсер получился исключительно красивым и поражал современников совершенством пропорций. Кроме этого, при его строительстве применили множество технических новинок: большинство механизмов, включая даже тестомешалки в пекарне, получили электрические приводы, практически во всех служебных помещениях установили телефонные аппараты. Для снижения пожароопасности всю мебель изготовили из металла. «Варяг» мог развивать достаточно высокую для своего класса скорость 24 узла.

Вскоре после вступления в строй крейсер перешёл в Порт-Артур. С нач. января 1904 года он вместе с канонерской лодкой «Кореец» находился в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле. 8 февраля японская эскадра под командованием контр-адмирала Сотокити Уриу блокировала порт и приступила к высадке десанта. На следующий день командир «Варяга» Всеволод Руднев получил от японцев ультиматум покинуть порт, в противном случае они угрожали атаковать русские корабли прямо на рейде. Русские приняли решение выйти в море и попытаться с боем прорваться в Порт-Артур. Однако, проходя тесным фарватером, «Варяг» не мог использовать своего главного преимущества - скорости.

Бой продолжался около часа. Японцы выпустили по русским кораблям в общей сложности 419 снарядов. Потери экипажа «Варяга» составили 130 человек, в том числе 33 убитыми. К концу боя крейсер практически полностью исчерпал возможности к сопротивлению из-за выхода из строя значительного количества орудий, повреждения рулевых приводов и наличия нескольких подводных пробоин, которые не было возможности исправить собственными силами. Экипаж свезли на нейтральные корабли, а крейсер, чтобы избежать захвата японцами, затопили, открыв кингстоны. Восхищённое подвигом русских моряков, японское правительство открыло в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Всеволода Руднева орденом Восходящего солнца. Вернувшихся в Россию членов экипажа «Варяга» и «Корейца» ждал триумфальный приём.

В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели его в состав своего флота под именем «Сойя». В 1916 году его выкупила Россия, включив в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 года «Варяг» ушёл на ремонт в Великобританию. После отказа советского правительства платить по царским долгам британцы конфисковали корабль и продали его на слом. При буксировке на разделку в 1925 году «Варяг» затонул в Ирландском море.

Эсминец «Новик»

«Новик» был спроектирован и построен на средства «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Он стал первым эсминцем российской постройки, оснащённым паротурбинной силовой установкой с котлами высокого давления на жидком топливе.

На ходовых испытаниях 21 августа 1913 года корабль достиг рекордной скорости в 37,3 узла. Другой отличительной особенностью «Новика» явилось мощное артиллерийское и торпедное вооружение из четырёх 102-мм скорострельных пушек Обуховского завода и такого же количества двухтрубных торпедных аппаратов.

Характеристики «Новика» оказались столь удачны, что по слегка изменённым проектам в России заложили 53 корабля этого типа. К началу Первой мировой войны они считались лучшими в своём классе.

4 августа 1915 года «Новик» вступил в бой с двумя новейшими германскими эсминцами V-99 и V-100. Меткий огонь комендоров эсминца нанёс немецким кораблям серьёзные повреждения, причём V-99 подорвался на минах, выбросился на берег и через два часа был взорван командой. Сам «Новик» в этом бою не пострадал и потерь в личном составе не имел.

Многие эсминцы этого типа продолжили службу и в советском флоте, приняв активное участие в Великой Отечественной войне. 26 августа 1941 года «Новик», находясь в охранении крейсера «Киров», подорвался на мине и затонул.

66-пушечный линейный корабль "Св. Павел" был заложен на Николаевской верфи 20 ноября 1791 года и спущен на воду 9 августа 1794 года. Этот корабль вошел в историю военно-морского искусства, с его именем связана блестящая операция русских моряков и флотоводцев по взятию крепости на острове Корфу в 1799 году.Шла война между Францией и коалицией европейскил стран, в которую входила и Россия. Русская черноморская эскадра в составе 6 линейных кораблей, 7 фрегатов и 3 бригов с десантом солдат снялась с якорей и взяла курс в Средиземное море. На "Св. Павле", флагмане эскадры, развевался флаг знаменитого флотоводца Ф. Ф. Ушакова. Вскоре к русской эскадре присоединилась турецкая в составе 4 линейных кораблей и 6 фрегатов. Достигнув Средиземного моря, объединенная эскадра приступила к освобождению Ионических островов, где главным оплотом Франции была крепость на острова Корфу, считавшаяся неприступной. И для этого были все основания. Гарнизон острова насчитывал 3000 солдат и офицеров, в крепости располагались 650 орудий, запасы продовольствия были рассчитаны на осаду в течение полугода. Подходы к острову были закрыты двумя островами, Видо и Лизарето, с установленными на них артиллерийскими батареями. В гавани Корфу стояли два мощных фрегата, бриг и много мелких судов. Ф. Ф. Ушаков решил начать штурм крепости с атаки на остров Видо, прикрывавший вход в гавань Корфу. По сигналу флагманского корабля эскадра подошла на картечный выстрел к Видо. В 7 часов утра 18 февраля 1799 года залпом "Св. Павла" по самой крупнокалиберной батарее начался артиллерийский обстрел острова. К 10 часам все пять французских батарей на Видо были "истреблены и обращены в прах", как доносил после боя Ушаков. На гребных судах под прикрытием огня линейных кораблей и фрегатов в трех местах острова был высажен десант. К двум часам дня на Видо реяли русские флаги. Французский 74-пушечный линейный корабль "Леандр" и 54-пушечный фрегат "Брюн" пытались поддержать своим огнем защитников острова, но были согнаны русскими кораблями и ушли под защиту батарей крепости Корфу. Второй десант русских моряков, высадившийся на острове Корфу, молниеносно захватил два форта. Французские солдаты были вынуждены укрыться в стенах крепости. Успехи русского десанта настолько деморализовали гарнизон Корфу, что на следующее утро после первых выстрелов с кораблей русско-турецкой эскадры комендант острова генерал Шабо выслал к Ушакову парламентариев с просьбой прекратить военные действия и приступить к переговорам о сдаче крепости. Акт о капитуляции гарнизона "неприступной" крепости на Средиземном море был подписан 20 февраля 1799 года на флагмане контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова "Св. Павел". Великий русский полководец А. В. Суворов, узнав об этой победе, с восторгом писал: "Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю самому себе: зачем я не был при Корфу хотя мичманом?" В плен сдались 2931 человек, в том числе четыре французских генерала. На острове были захвачены богатые военные трофеи: линейный корабль, фрегат, 15 других судов, 629 береговых орудий, 5000 ружей. Жители острова Корфу, освобожденного русскими моряками от французского владычества, преподнесли Ф. Ф. Ушакову золотую шпагу, украшенную бриллиантами. Акт о капитуляции крепости Корфу был гуманным и по-рыцарски великодушным к побежденным. Вот выписка из акта о сдаче французского гарнизона: "Гарнизон выйдет со всеми военными почестями из всех фортов и с постов, которые он занимал в последний день подписания настоящей капитуляции. Он установится на эспланаде, где сложит свое оружие и знамена, кроме генералов, офицеров штаба и других офицерских чинов, как военных, так и гражданских, которые сохранят свое оружие. Затем посты будут заняты союзными войсками, после чего французы вернутся в цитадель в свои помещения, где будут находиться до их погрузки в порту Мандрахио. До этого момента при них будет состоять русский почетный караул". С пленных солдат и офицеров было взято честное слово, что в течение 18 месяцев они не будут воевать против России и ее союзников. Пленным разрешалось увезти с собой все свое личное имущество.

Участник сражения при Корфу капитан-лейтенант Е. П. Метакса писал: "Французские генералы, выхваляя благоразумные распоряжения адмирала и храбрость русских войск, признавались, что никогда не воображали себе, чтобы мы с одними кораблями могли приступить к страшным батареям Корфы и Видо, что таковая смелость едва ли была когда-нибудь видана... Они еще были более поражены великодушием и человеколюбием русских воинов". Освободив остров Корфу, русская эскадра активно участвовала в освобождении Неаполитанского королевства. Слава Ушакова росла не только среди русских моряков и жителей освобожденных им Ионических островов. Недавние враги, а теперь союзники - турки относились к нему с большим уважением, называя его Ушак-паша. Везде, где появлялись русские моряки, их принимали с восторгом и любовью, а когда русские освободили Неаполь, один из знатных итальянцев писал: "Конечно, не было никогда примера, подобного сему происшествию. Но лишь российским войскам возможно было сотворить такое чудо. Какое мужество, какая дисциплина, какие кроткие, любезные нравы! Их здесь боготворят, и память о них будет запечатлена во всех сердцах обитателей нашего отечества".


Здание

Адмиралтейства в Петербурге.

Сражение

у острова Фидониси.

203


Линейный корабль «Святой Павел».

строительства и, убедившись в том, что лес ставится сырой, приказал об­шить днище «Святого Павла» (корабль не имел тогда капитана) медными листами, чтобы предохранить его от гниения. Именно на этот корабль он и был назначен командиром. Матро­сов и боцманов Фёдор Фёдорович на­бирал и учил сам. Они платили ему признательностью, уважением и ис­кренней преданностью.

ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ

Обострение противоречий между Россией и Турцией вскоре привело к новой русско-турецкой войне 1787- 1791 гг. В это время Ф. Ф. Ушаков на­ходился в Севастополе в должности командира авангарда флота.

В начале войны главные силы русского Черноморского флота бы­ли сосредоточены у мыса Калиакрия. Однако из-за сильного шторма часть линейных кораблей пере­дового отряда пошла ко дну, дру­гая - выбросилась на берег; Погиб­ла треть Черноморского флота. Корабль Ушакова «Святой Павел» с поломанными снастями вернулся в Севастополь исключительно благо­даря хладнокровию своего коман­дира и выучке команды.

Получив сообщение Потёмкина о несчастье, Екатерина II вознамери­лась повторить поход кораблей Бал­тийского флота в Средиземное море, как это было в предыдущую русско-турецкую войну. Она пригласила графа А. Г. Орлова-Чесменского на аудиенцию, чтобы поручить опыт-

204

ному флотоводцу возглавить флот. Алексей Григорьевич в резкой фор­ме напомнил императрице библей­скую истину о том, что «нельзя влить молодое вино в старые мехи», и ска­зал, что напуганная победами Рос­сии Европа не допустит второй экс­педиции, подобной той, которая закончилась Чесменским разгромом турецкого флота. Лучше, советовал он, отправить в Севастополь опыт­ных моряков с Балтики. Разгневан­ная Екатерина немедленно подпи­сала указ об отставке Орлова, что означало ссылку прославленного ад­мирала и дипломата в его подмос­ковное имение. Однако прозорли­вость опального вельможи вскоре подтвердилась - Швеция объявила России войну.

Капудан-паша Османской импе­рии Гассан-бей, во время Чесменско­го сражения выплывший с саблей в зубах из-под обломков своего кораб­ля «Реал-Мустафа», мечтал восстано­вить свою славу Крокодила Морских Сражений, померкшую после пораже­ния при Чесме. Он был уверен, что в России не осталось достойных про­тивников. Потрясённый потерей са­мых мощных кораблей, командующий Черноморским флотом адмирал Войнович боялся даже вывести оставшие­ся корабли из гавани на внешний рейд, забрасывал императрицу моль­бами о разрешении отвести их в Азов­ское море, чтобы сохранить уцелев­шую часть флота. Потёмкин своей властью приказал Ушакову действо­вать в случае необходимости само­стоятельно. От классических прин­ципов боя параллельными линиями следовало решительно отказаться из-за отсутствия в Севастополе достаточ­ного количества кораблей. Долгими бессонными ночами Ушаков делал расчёты новых тактических приёмов, которые в целом сводились к тому, что строй кораблей противника рас­секали под прямым углом, флагман­ский корабль обязательно подвергали атаке, а артиллерию применяли в ос­новном на дистанции прямого пора­жения.

В июле 1788 г. громадный флаг­ман «Капудание», на котором разве­вался флаг самого Гассан-бея. вёл к Очакову 17 турецких линейных ко­раблей. У острова Фидониси они встретились с авангардом русского флота - отрядом кораблей «Святого Павла», который издали поддержива­ли основные силы Черноморского флота. Турки намного превосходили русские силы в кораблях и орудиях. Идти на абордаж, имея 4 тыс. матро­сов против 10 тыс. неприятеля, было безумием. Тем не менее Ушаков сде­лал манёвр, создавший у противни­ка впечатление, что строй русских кораблей идёт на сближение с бор­тами его головных судов. Турки пре­кратили стрельбу, поскольку посы­лаемые ими ядра стали перелетать через русские корабли, и собрали команду на палубах для абордажно­го боя. В этот момент, убрав паруса и уменьшив скорость, Ушаков при­казал бить в упор по бортам не­приятельских кораблей. Последние, «потеряв ветер», сбились в кучу, и русские снаряды буквально сметали людей с палуб. Гассан-бей попытал­ся помочь им, издали открыв огонь по «Святому Павлу». Но произошло то, на что и рассчитывал Фёдор Фё­дорович: эти снаряды попадали в бо­лее высокие турецкие корабли, ко­торые кольцом закрывали русские парусники, ведущие непрерывный огонь. В результате два вражеских фрегата загорелись и пошли ко дну. Турецкий адмирал был вынужден отдать команду о возвращении. В Стамбуле на пирсе его ожидали возмущённые вдовы тех, кто был рас­стрелян своими же пушками. Что касается потерь русских, то после переклички в команде Ушакова не оказалось ни одного убитого.