Путешествие как метафора. Метафора «жизнь – это движение»

  • Дата: 28.03.2024

Любой путь - лишь один из миллиона возможных путей. Поэтому воин всегда должен помнить, что путь - это только путь; если он чувствует, что это ему не по душе, он должен оставить его любой ценой. На любой путь нужно смотреть прямо и без колебаний. (Карлос Кастанеда)

Дорога напоминает нашу жизнь, жизнь это постоянное движение и у каждого она своя, как и дорога.

Мостик. Сергей, 35 лет . Выбирает картинку с дорогой, которая напоминает ему его собственную жизнь в настоящий момент.

Красивые кованые ограждения напоминают об ограничениях, правилах, незыблемых догмах - холодные, жесткие, четкие. Но в то же время они красивые! Это привлекает, дает ощущение правильности происходящего с тобой. Также это напоминает родительские установки. «Будь лучшим, стань первым! Стремись занять свое место, потому что вокруг конкуренты, которые только и ждут твоей ошибки». Только прямолинейное движение по правилам, никакой перспективы впереди. Есть чувство нависания проблем. А где то за пределами ограничений есть другая незнакомая, но прекрасная жизнь, неупорядоченная, но влекущая.

Я привык всегда быть первым - лучше всех рисовал и выступал на праздниках в детском саду, брал первые места на соревнованиях в спортивной школе, лучше всех в классе сдал выпускные экзамены... Сейчас я работаю в очень престижной фирме и уже подбираюсь к самой высокой ступени карьерной лестницы. Мои родители гордятся мной. Отец всегда подчеркивал, что у меня прекрасная наследственность и отменные способности, что я не имею права прозябать и быть серостью. Сейчас я усомнился в правильности его слов. Мне, на самом деле, опостылела моя работа, я устал и хочу быть просто обычным человеком - позволять себе отказаться от того, чего делать не хочу, делать ошибки, иногда расслабляться и просто ничего не делать. Я устал притворяться, будто я лучший.

А если бы Вы могли выбирать свой путь, то как бы он выглядел?

Извилистая, неровная, на пути немало преград, высоких и пугающих издали. Но она ловко огибает их, на дорогу ложатся полосы яркого света и тени. Дорога извивается и стремится вверх и заметно, что за лесом ожидает что-то новое, светлое, интересное. Да, мне хотелось бы жить так, как будто никто не ждет от меня, что я стану успешным, влиятельным... (задумывается). Может быть мне тогда самому бы захотелось?

Обрыв. Даниил 18 лет. Выбирает картинку в ответ на просьбу "Покажи мне на что похожа твоя жизнь сегодня?"

Моя жизнь сейчас это движение вдоль обрыва - оступишься и все. И нет другого пути, от меня ничего не зависит. Иду, несу свою поклажу, как ослик. И я все время чувствую опасность - жизнь опасна, люди злые, боюсь, что если приближусь к попутчикам, то они меня столкнут. Просто потому, что это легко сделать. Впереди я вижу, что дорога идет вниз, да и это логично! Вверх страшно, а вниз не так больно падать. В детстве мне всегда внушали - «Стоит раз оступиться, выбрать неверное решение, и все, жизнь покатится по наклонной, не выкарабкаешься. Береги честь смолоду. Слово не воробей - вылетит не поймаешь». И многозначительный взгляд, говорящий - «Поступишь по-своему - ошибешься наверняка!»

А как хотелось бы? Выбери ту которая нравится. Какой дорогой было бы комфортно идти?

Вот эта картина мне нравится.
Снег такой искристый, чистый. Ноги переставлять трудно, но зато я сам могу выбирать, куда прокладывать свой путь, он только мой! Рядом нет никого, и мне спокойно, ведь никто не оценивает, никто не указывает и (пауза) никто не предаст.

Холодный выбор. Татьяна 53 года.

Я ненавижу свою работу. Эта картина мне, наверное, ближе других. Она черно-белая, безрадостная, лето уже давно позади, а впереди только холод и слякоть. И я, такая же одинокая, стою и не знаю, что мне выбрать. Уйти со старой работы, где я чувствую себя маленьким винтиком в безжалостном огромном механизме? Я чувствую, что не справляюсь, я забываю сделать то, что важно, пропускаю детали, получаю нагоняй... Ненавижу все. А утром снова иду на работу. Или же мне выбрать другую? Совсем недавно мне предложили должность в смежной области, но там придется руководить, брать на себя ответственность за других. Они думают, что я справлюсь, но я не чувствую в себе сил, да и руководство меня никогда не прельщало. Мне сложно выбрать. Меня гнетет сама необходимость принимать решение.

Какая дорога Вас вдохновляет, где хотелось бы оказаться?

Вот здесь действительно хочется оказаться. Это такая плодотворная пора, столько есть возможностей! Можно собирать красивые букеты из разноцветных листьев, можно гулять, взявшись за руки. По такой дороге невозможно гулять и никого не встретить, кого-то близкого, родного, того с кем можно вместе насобирать грибов, попить чай с вареньем из калины. Знаете, что у калины косточки в форме сердца? Дети выросли, ушли в самостоятельную жизнь. С мужем в разводе. Мне не хватает душевного тепла, человека, который был бы рядом, с кем можно было бы разделить свою жизнь. Сейчас я понимаю, что нет никакой важности в выборе работы, мне плохо от того, что я одинока. Но если я решусь на перемену работы, то впущу изменения в свою жизнь, новый коллектив, новые люди…

Начало терапии - это возможность изменить свою проторенную дорогу, выбрать новое направление и для этого необходима пауза, время на осмысление, на проговаривание того, что происходит, что хотелось бы в свою жизнь привнести. Метафора может быть разной, но она всегда помогает начать диалог.

Метафоры жизненного пути в текстах больных шизофренией // Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2014. - Т2.

Метафоры жизненного пути в текстах больных шизофренией

М.Е. Пилипенко Институт психологии им. Л.С.Выготского РГГУ Россия, Москва

Введение

Жизненный путь человека является некоторой константной величиной, постоянно присутствующей в его бытие и, однако, изменяющейся с каждым моментом времени. Это обобщение всей жизни человека на более высоком уровне, чем представление о прошлом, настоящем и будущем. Жизненный путь - это интегральный образ бражение всей субъективно переживаемой биографии индивида. И, поскольку это понятие являет собой некий слитый образ, мы в своем исследовании использовали для его раскрытия анализ текста, а, точнее, метафор. Метафора позволяет отразить всю полноту представлений о жизненном пути в короткой и емкой форме, передающей посредством семантического переноса основное содержание жизненного пути человека.

Объект исследования - представления о жизненном пути человека. Предмет - это жизненный путь человека, представленный в форме метафор и изучаемый посредством метода опросников и анализа автобиографических текстов, составленных больными шизофренией. Цель - нахождение особенностей представлений о собственном жизненном пути больных шизофренией.

Гипотезы:

  • У больных шизофренией будет преобладать эстернальный локус контроля.
  • Наличие экстернального локуса контроля будет положительно коррелировать с некоторыми аспектами самоотношения.
  • При написании автобиографических текстов будут использоваться метафоры как отражение картины мира больных.
  • Больными будет использовано большое количество неагенсных конструкций, что связано с общей экстернальностью больных.
  • Также возможно отсутствие указаний на будущее время за счет осознания больными наличия психического заболевания.
  • В текстах будет присутствовать указание на манифестацию заболевания как на поворотное событие в жизни больных.
  • Тексты будут носить механистический характер, т.е. в них будут перечислены события жизни без указания отношения к ним.
  • Больные будут использовать одну фигуру текста - свою личность, а также не будут использовать отождествление себя с другими людьми, поскольку не способны к смене позиций.

Задачи исследования: определить основные понятия, используемые в исследовании; описать используемые методики и разработанный авторами эксперимент; определить выборку исследования; провести на выборке выбранные методики; произвести анализ и интерпретацию полученных результатов.

О проблеме жизненного пути личности в психологии Проблема определения и изучения жизненного пути личности является одной из наименее разработанных в современной психологической науке и практике. До сих пор не было введено общепринятого определения этого понятия, каждый автор по–своему понимает значение и феноменологию жизненного пути. Наиболее близко к целям и задачам исследований понимание этого конструкта Сергеем Леонидовичем Рубинштейном.

Автор считал, что процесс развертывания жизненного пути человека - это, прежде всего, динамический процесс, длящийся во времени. На протяжении всего жизненного пути происходят разнообразные события, влияющие на личность того, с кем они происходят. Таким образом, становление личности и ее самосознания происходит в процессе жизни человека и под непосредственным влиянием происходящего. Т.е., явление самосознания неразрывно связано с явлением жизненного пути. Именно индивидуальная история отличает одну личность от другой, как считал автор.

Он рассматривает жизненный путь не как цепь отрывочных действий и событий, а как непрерывный целостный процесс. В результате развертки этого процесса мы наблюдаем сформированную личность, рассматривать которую изолировано невозможно, поскольку качественные изменения происходят во времени и связаны с историческими моментами жизни.

Экспериментальная часть

Описание выборки.

выборка состоит из 14 больных с диагнозом шизофрения . Рассматривались две формы: простая и параноидная, поскольку эти формы наиболее распространены и представлены в психиатрической клинике. Среди пациентов распределение по полу: 7 мужчин и 7 женщин. По формам: 6 больных с параноидной и 8 с простой формой.

возраст испытуемых: от 24 до 67 лет. Средний возраст испытуемых: 43,8 лет.

Используемые методики.

  1. Опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).
  2. Опросник «Уровень субъективного контроля» (Дж.Роттер). Использовался исследовательский вариант опросника с дифференцированной шкалой оценки.
  3. Методика «Автобиография». Методика направлена на изучение индивидуального самосознания человека и его жизненного пути. Она представляет собой ценность, поскольку позволяет оценить психическое содержание «Я» испытуемого в его собственных терминах и понятиях. Для этой цели использовалась максимально открытая инструкция.

Инструкция: «Напишите свою автобиографию. Она может быть в любой форме и любого объема». Для написания испытуемому предъявлялся чистый лист формата А4. Время выполнения методики - 10–15 минут.

Обработка результатов.

Для обработки данных по результатам опросников использовался корреляционный анализ по критерию Пирсона.

Для обработки данных автобиографий использовался метод анализа, предложенный кандидатом психологических наук М.В. Новиковой–Грунд. Он состоит в анализе отображения внутренней картины мира испытуемого в его текстах. Для обработки М.В. Новиковой–Грунд на основе эмпирического исследования было выделено 16 параметров, составляющих индивидуальную карту картины мира человека.

Стандартный список текстовых параметров:

1. Агенсные конструкции (Ag.); 2. Неагенсные конструкции (nAg); 3. Внешние предикаты (Ex); 4. Внутренние предикаты (In); 5. Прошедшее время (P); 6. Настоящее время (Pr); 7. Будущее вре‑ мя (F); 8. Абсолютное время (A); 9. Количество фигур (Nf); 10–14. Уровни самоотождествления (Zon A–E). Параметр соотнесен со степенями отождествления говорящего с теми, о ком он говорит; 15–16. Сюжет (SJ). Представлен двумя типами - макросхема (внешняя организация событий) и микросхема (события организуются внутренним фактором).

Количественный подсчет параметров представляет собой схему из 1 и 0, 1 - если параметр присутствует в тексте, 0 - если отсутствует. По результатам подсчитывается превалирующее значение для данной выборки - характерно для нее наличие или отсутствие этого параметра. В случае, если более 70% выборки имеют одинаковое значение данного параметра, он считается часто употребляемым и потому характерным для исследуемых больных.

Результаты

Наибольший интерес для исследования представляют корреляции между двумя использованными опросниками.

  1. Общаяэкстернальность положительно коррелирует с ожиданием негативного отношения от других (,595). То есть в ситуации негативного опыта взаимодействия больные приписывают вину в этом партнерам по общению.
  2. Ожидание негативного отношения к себе коррелирует с экстернальностью в области неудач (,546).
  3. Кроме того, можно проследить положительную корреляцию между экстернальностью в сфере производственных отношений и самоинтересом (,606) на данной выборке. Ответственность в профессиональном взаимодействии возлагается скорее на партнера по общению, однако и тенденция к самоинтересу высока у исследуемых больных.
  4. При негативном ожидании отношения от других, больные шизофренией все же склонны проявлять самоинтерес. Т.е. собственный внутренний мир является интересным для них, однако же мир других людей окрашен негативно, также как и ожидания от взаимодействия с ним.
  5. Выявлена низкая степень самоуважения, что говорит о тенденции этих испытуемых принижать собственные заслуги и, в целом, приписывать результаты действий окружающим или ситуации, а не себе.

Результаты анализа автобиографий больных.

Испытуемые почти не используют параметры zA–E (используют 21%), что говорит о том, что им сложно занимать позицию другого человека и анализировать его переживания.

В текстах больных, как правило, присутствует только одна фигура - сам больной (64%). Это соотносится с недоступностью для больных внутреннего мира других людей - для них в жизненном пространстве актуальны только собственные переживания, что связано с высокими показателями по шкале самоинтереса и низкими по шкале ожидаемого отношения других.

Большое количество неагенсных конструкций в текстах испытуемых (79%) может указывать на связь данного параметра с общей экстернальностью личности - ответственность за происходящие события возлагается на внешние факторы (обстоятельства, случай или других людей), а не на себя.

Больные пользуются в основном прошедшим и настоящим временем. Ни один испытуемый не употребил будущего времени в своей биографии. Это можно объяснить наличием болезненных переживаний по поводу своего состояния - больные констатируют собственное расстройство. Практически вся выборка (93%) отметила начало заболевания как некую точку отсчета или поворотный момент, после которого жизненные события изменили свой ход. Таким образом, испытуемые избегают прогнозирования собственного будущего, возможно, в связи с наличием заболевания.

Наблюдается превалирующее использование больными шизофренией макросхем, построенных по типу организации внешних, непосредственно наблюдаемых событий (93%). Такое построение исключает описание личных переживаний испытуемых и, соответственно, позволяет полагать, что оно также используется из–за недоступности собственному сознанию внутренних глубинных переживаний. Т.е., больным шизофренией не только недоступен мир других людей, но они также испытывают затруднения при контакте со своим собственным миром, хотя и проявляют к нему интерес (судя по результатам опросника).

Биографии довольно механистичны - как правило, это перечисление внешне наблюдаемых «узловых» событий жизни, таких, как поступление в школу или институт, женитьба и т.д. Пример из биографии (пациент женщина, 51 г.): «Закончила Машиностроительный техникум. Работала на 12 ПЗ инженером. Обстановка на работе была напряженная. Вышла замуж, родила дочь. После этого подруги отвернулись от меня. Заболела». Чаще всего в описании событий не содержится указания на отношение автора к ним и степени его ответственности за происходившее, что, опять же, соотносится с высокой степенью экстернальности больных.Пример (пациент женщина, 35 л.): «Я родилась в 1979г. Родители водили в детский сад. Ходила в школу рядом с домом. Поступила в институт. Училась хорошо. Работала по специальности 3 года. Заболела. Болею до сих пор».

Интересным фактом является то, что некоторые испытуемые указывают событие, которое послужило поворотным моментом для манифестации - это случай смерти кого–либо из родных или близких больного. Этот факт, возможно, требует дополнительного изучения.

Выводы.

  1. В выборке преобладают субъекты с экстернальным локусом контроля, что сочетается с употреблением ими неагенсных конструкций, отрицающих ответственность самого респондента за происходящие с ним события. Особенно это касается сферы неудач - вина за них приписывается внешним факторам, а не своим усилиям. Больные также не склонны ожидать положительного отношения к себе других людей - вину за неудачное взаимодействие они возлагают именно на партнеров по общению.
  2. Выявлен также высокий интерес больных к собственной личности, что связано с их эгоцентрической позицией. Она выражается в использовании больными только одной фигуры в тексте. Несмотря на слабую представленность в автобиографиях личности самих больных, они проявляют к ней интерес, однако, возможно, не могут до конца понять собственных переживаний, что и проявляется в механистичности описания событий, т.е. без указания отношения к ним.
  3. В описании своей биографии больные не используют способ отождествления собственных переживаний с переживаниями других людей из–за недоступности чужого внутреннего мира. Т.е., несмотря на то, что в биографиях исследуемых больных представлена только их личность, она не описывается больными, а присутствует только как номинальный персонаж, с которым происходят события, т.е. нет указаний на отношение самого больного к событию - является ли оно для него позитивным, негативным или амбивалентным. Личности же окружающих не представлены вовсе. Возможно, это также связано с тем, что у больных шизофренией преобладает негативное ожидание отношения от окружающих.
  4. Исходя из полученных результатов, можно сказать, что гипотезы исследования, в целом, подтвердились. Гипотеза об использовании больными метафор для отражения собственной картины мира не подтвердилась.

От автора : Темы предназначения, поиска своего истинного пути являются лидирующими в регрессионной терапии. Задавая подобные вопросы в трансовом состоянии, можно получить весьма красочные и метафоричные ответы. Ведь, как известно, язык бессознательного аллегоричен и символичен.

Итак, на трансовой сессии, посвященной проблеме выбора своего пути, клиентом было изложено весьма интересное описание жизненных направлений. Данная информация не была нагружена личными переживаниями и является достаточно универсальной типологией жизненных выборов. Поэтому я с разрешения клиента решила опубликовать кусочек сессии в данной статье. Одновременно мне бы хотелось, чтобы каждый из читателей задумался над вопросом: «А что подходит именно мне? Какой путь развития выбираю я?»

Итак, клиент в трансовом состоянии попал в пространство встречи с наставниками:

“Клиент: Я вижу стол. На столе якобы зеркало, но это зеркало олицетворяет озеро: неровные края, голубой цвет. А наставников много. Их пять-семь. Не могу сосчитать. Все в белом. Вижу все расплывчато, лиц не могу разобрать, все в капюшонах. Они мне кидают свертки на стол, как пять дорожек. Это пять путей. Такое ощущение, что это пять альтернатив в моей жизни. Я не могу понять, кто они. Идет ответ: Совет. Смотрю на самый левый сверток: красные знаки, похожие на иероглифы. Это путь самурая.

Терапевт: Что значит путь самурая?

Клиент: Самоотверженность. Путь самурая – это аскетизм. Здесь нет места семьи, детям. Этот путь может быть моим, если в жизни что-то случится, если будут потери.

Второй сверток. Голубые знаки. Как капельки воды. Это путь доверия. Я вижу человека, женщину азиатской внешности. Она складывает руки в молитве и падает на спину, раскинув руки. Это путь полного доверия. Когда можно довериться миру. Это не означает “плыть по течению”, нет, а именно доверять. Это похоже на полет. И главное здесь просто отдаться жизни и остаться в невесомости. Потому что когда будет включен рациональный мозг, последует жесткое падение.

Есть еще путь лотоса. Он розового цвета. Это сложный путь. Лотос цветок, который вырастает из грязи, но на него грязь не оседает. Очень тяжело остаться чистым в грязи. Путь лотоса – это путь, требующий очень большой силы. Это путь, когда человеку не дается от рождения наследства, внешности, силы и денег. Такой человек живет в средне-низком достатке и добивается всего сам, а потом раскрывается подобно цветку лотоса в полноценную красивую личность. Я вижу, что мой цветок растет до самого неба. В этом пути может быть очень большой подъем. Мой лотос тянется к небу, тянется к Богу.

Есть абсолютно пустой свиток. Он посередине. Я должна сама писать, что я хочу в этой жизни.

Терапевт: А пятый путь?

Клиент: Это путь контрактов. Договоренности с высшими силами. Это может быть как продажа души Дьяволу, так и следование знакам духов, как в шаманизме. Мы сами выбираем тех, с кем иметь договор.»

В конкретном случае клиент узнал свой путь, который был дан при рождении, – это путь лотоса. Но так же сделал вывод, что задачей на эту жизнь является привнесение опыта дороги доверия. Этот путь совсем не развит в жизни клиента, клиент даже не понимает, как можно гармонично жить, доверяя Вселенной. Говоря метафорами, путь доверия – это новый орган в теле клиента, предстоит еще выяснить, как накачать эту мышцу и главное, начать ею пользоваться.

Мне очень интересно, какой путь в предложенном списке выбрали вы.

Post navigation

    Антонина - Я впервые на себе попробовала трансовые методы. Ощущения конечно не передать словами. Я по-другому чувствовала свое тело, я ощущала какие-то вибрации, энергию, то, что никогда не чувствовала в этой жизни. Сессия дала мне очень много, я наконец-то поняла, что мне нужно делать в этой жизни, я теперь знаю, почему я такая, какая я есть. Это удивительное путешествие живет в моей памяти и имеет связи с моей жизнью. Спасибо большое Юлии за проделанную работу, за тепло и сопереживание.

    Кирилл - Я позвонил Юлии из-за интереса к прошлым перевоплощениям. Юлия сразу спросила: "Кирилл, что вы хотите узнать конкретно? У вас есть запрос?" Я опешил. Мне было просто любопытно узнать, кем я был в прошлой жизни. Но Юлия настаивала: "Вы могли быть кем угодно. Но что даст это знание? Возможно, у вас есть какой-то вопрос или нерешенная задача? Идите с ним на сессию. Ведь чем конкретней вопрос, тем четче ответ." Я задумался. Набросал в Анкете 3-4 проблемы и пришел на сессию. Я попал в жизнь животного! Я был волком и рыскал по лесу в поисках добычи. Я ответил на многие свои вопросы про одиночество, про жесткое ведение бизнеса, про отношения с женщинами. Юлия помогла разобраться с увиденным. Я благодарен Юлии за оказанную помощь и поддержку.

    Анастасия - Я обратилась к Юлии, чтобы понять, какое же мое предназначение. Я уже заканчивала обучение в институте, но была неуверена в своем выборе. Я знала, что предстоит выбор работы. Но какой? Я проходила в свое время тесты на профориентацию, но результаты этих тестов только запутали меня, так как мне было интересно совершенно другое. Я пришла к Юлии на регрессию в прошлые жизни, чтобы понять свое предназначение. Я увидела абсолютно творческую прошлую жизнь. Я была мужчиной - художником. И я поняла, что у меня есть огромный выбор. Я могу заниматься, чем угодно! Главное, вносить в свои действия творчество, делать работу не по шаблону, а осознанно! Сейчас я лучше понимаю, чего я хочу. Спасибо Юлии за проведенную регрессию.

    Елена - В работе с Юлей я ощущаю в ней то, что называется "своего" терапевта. Когда человек отправляется в путешествие - исследование своего внутреннего мира, в пространство, где он часто чувствует себя уязвимым, необходим проводник, человек, который бы тонко и ненавязчиво сопровождал тебя. Тому, кто путешествует, необходимо постоянно ощущать дружескую поддержку и сочувствие, не зависимо от того, какая история разворачивается внутри! Это то, что я чувствую, когда Юля сопровождает меня в регрессиях в прошлые жизни или в жизнь между жизнями в качестве терапевта! Мне очень спокойно с ней, и я могу полностью сфокусировать свое внимание на том, что необходимо понять про себя и услышать, что моя душа хочет сообщить мне, не отвлекаясь на обеспечение самозащиты. Я знаю, что могу всегда обратиться за советом или получить новый свежий взгляд на трудную ситуацию. Мне нравится, что Юля внимательна, профессиональна и обладает тонким чутьем.

    Светлана - Что мне нравится в работе Юли? Она очень тщательно подходит к любому вопросу, разбирает все по полкам, проникает в самую глубь проблемы. Ее способ работы очень мягкий, не навязчивый. Я очень благодарна за проведенные регрессии со мной, открылись глаза на многие вещи. И я очень рада, что они прошли именно так- в мягкой, комфортной форме. Безусловно, регрессия не решит все ваши проблемы, но она даст ключ к пониманию и осознанию многих вещей, осознанию причин существующих проблем и покажет пути решения этих проблем. И очень важно, кто именно будет вашим проводником в это удивительное пространство прошлой жизни или жизни между жизнями. Важно попасть к поистине профессионалу, который будет искренне желать вам помочь и делать все правильно.

    Наталья - Юлия - очень хороший и грамотный специалист, который постоянно растет и совершенствует свои психологические навыки. Она помогает лучше понять себя и свои проблемы и двигаться в сторону их решения. Юлия - внимательный и деликатный специалист, который тонко чувствует состояние клиента и умеет быстро "нащупать" проблему, а также предложить способы ее решения. Работать с Юлией - приятно и комфортно, она всегда готова прийти на помощь и максимально быстро организовать встречу для консультации.

    Яна - Здравствуйте Юля). Мне очень нравятся ваши статьи. Приятно что вы пишите по-честному и свой реальный опыт - это чувствуется. В ваших статьях нахожу важные для себя моменты и интересно подумать на заданные вами темы) Особая благодарность за статью о смерти. Хоть я не пробовала регрессий и слегка остерегаюсь этого мистического метода, но тема смерти очень важна и пока не вижу в психологической концепции достойного ее разрешения - и ваша статья как глоток свежего воздуха на эту тему. А еще мне кажется вы в своем роде шаманка или шаман:) и мне очень близко что психологические концепции дополняются духовными, мистическими опытами:) Потому как современная психология разработала научную базу лишь до некоторых границ за которыми начинается духовный рост. Буду продолжать с интересом следить за вашими публикациями:)

    Ирина - Я хочу от всей души поблагодарить Юлию за ее работу и поддержку. Я обратилась к ней в очень тяжелый критический момент моей жизни, у меня умер мой любимый муж и я искала любой способ понять для себя как и почему это случилось с нами. Совершенно случайно я наткнулась на Юлину книгу о смерти, сама книга уже оказала на меня успокаивающее влияние и после ее прочтения я уже была абсолютно уверена в своем желании лично встретиться с Юлей. И я очень рада, что эта встреча состоялась, Юлия оказалась прекрасным слушателем, очень отзывчивой девушкой, замечательным проводником в бесконечный мир души, прошлых жизней, наставников, тотемных животных и прочих удивительных знаний и сил. Я не просто получила ответы на все мучающие меня вопросы, но и по новому взглянула на себя и на события в своей жизни и жизни окружающих меня людей. Я помню удивительное ощущение после погружения в транс, когда я увидела себя в зеркале и не сразу узнала. Мои близкие люди тоже отметили перемену в моем эмоциональном состоянии, я буквально ожила после той встречи, и за все это я благодарю Юлю. Я не желаю никому пережить тот опыт, который пережила я, но могу сказать, что после работы с Юлей я могу с уверенностью сказать, что все в нашей жизни не случайно и когда понимаешь причину происходящих событий, даже самых тяжелых и страшных, становится гораздо легче принять их и пережить. Юлия спасибо Вам огромное за вашу чуткость, отзывчивость и заботу, которой вы окружаете с самой первой минуты встречи!

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Бочавер Александра Алексеевна. Метафора как способ внутренней репрезентации жизненного пути личности: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Бочавер Александра Алексеевна; [Место защиты: Психол. ин-т Рос. акад. образования].- Москва, 2010.- 220 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-19/133

Введение

Глава 1. Исследования жизненного пути: история и современное состояние проблемы 15

1. Биографические исследования в психологии личности 15

2. Жизненный путь как развитие 20

2.1. Развитие как количественное изменение 21

2.2. Развитие как переход по стадиям 24

2.3. Развитие как последовательное решение задач 28

3. Жизненный путь как субъективный опыт 37

3.1. Освоение и организация времени жизни 39

3.2. Субъективная картина жизненного пути 45

3.3. Психологическое прошлое, настоящее и будущее 50

3.4. Жизненные миры 53

3.5. Переживание субъективного благополучия 55

3.6. Переживание возраста 57

3.7. Переживание насыщенности времени 58

3.8. Переживание конечности жизни 60

4. Жизненный путь как последовательность событий 63

4.1. Событие как маркер этапа жизненного пути 64

4.2. Событие как эпизод: стрессовое жизненное событие 65

4.3. Событие как эпизод: субъективно значимое событие 69

4.4. Событие как эпизод: жизненный выбор 71

4.5. Событие как эпизод: биографический кризис 75

4.6. Событие как процесс: переход 77

5. Жизненный путь как история 80

Выводы из главы 1 85

Глава 2. Метафоры жизненного пути в культуре и психотерапии 86

1. Метафора в когнитивной лингвистике 86

2. Концептуальная метафора жизненного пути 88

2.1. Метафора пути в искусстве 89

2.2. Метафора пути в психологии 97

3. Метафоры жизненного пути в психотерапии 99

3.1. Жизненный путь как последовательность поведенческих актов 100

3.2. Жизненный путь как последствия травмы, первичного события 101

3.3. Жизненный путь как внутреннее путешествие 102

3.4. Жизненный путь как личностный рост 103

3.5. Жизненный путь как реализация семейного сценария 104

3.6. Жизненный путь как реализация жизненного сценария 105

3.7. Жизненный путь как последовательность гештальтов 106

3.8. Жизненный путь как история 108

4. Метафора как инструмент психотерапии 114

Выводы из главы 2 121

Глава 3. Метафоры как показатель субъективного благополучия 122

1. Пилотажное исследование 123

1.1. Организация и методы 123

1.2. Обсуждение результатов 125

1.3. Выводы 130

2. Основное исследование 130

2.1. Организация и методы 130

2.2. Результаты 139

2.7. Выводы 164

Заключение 167

Литература 170

Приложения 197

Введение к работе

Изучение жизненного пути человека, понимаемого как история его жизни - это традиционная, активно развивающаяся, но чрезвычайно противоречивая область психологии личности, которая связывает и вбирает в себя через вопрос об идентичности проблемы психологии развития, социальной психологии, социологии, истории, антропологии, этнографии. Взгляд на человеческую жизнь как на целостность позволяет устанавливать долговременные закономерности развития личности. Построение своего жизненного пути - это авторский процесс, в ходе которого человек формирует представление о своей жизни, охватывающее прошлое, настоящее и будущее и включающее в себя события индивидуально-психологического, биологического, исторического характера. Поэтому одним из важнейших способов изучения развития личности после подросткового возраста является анализ жизненного пути с опорой на внутреннюю репрезентацию жизненного пути. Однако она не всегда обладает целостностью, утрачивая ее под влиянием событий внешнего и внутреннего ряда.

Научная актуальность. В современной отечественной и зарубежной психологии исследуются различные аспекты жизненного пути. Активно развивается возрастно-психологический подход (К.Гиллиган, Р.Гулд, Д.Левинсон, Д.МакАдамс, Р.МакКрэ и П.Коста, Р.Хэвигхерст) . Исследуются жизненные события (Т.Холмс и Р.Рейх, Ф.Освальд, Н.Шлоссберг, Х.Риз и М.Смайер, О.Брим и К.Рифф, Р.А.Ахмеров, Л.С.Кравченко, А.А.Кроник, Н.А.Логинова, В.Р.Манукян, В.В.Нуркова) . Изучаются переживания личности в контексте времени ее жизни (Б.Уриен, Ф.Зимбардо, К.А.Абульханова-Славская, Е.И.Головаха, В.И.Ковалев, Н.А.Логинова) .

Для описания жизненного пути в этих исследованиях используется рациональные, линейные классические модели. В то же время в реальной рече- вой практике (в частности, в психологическом консультировании) мы встречаемся со сложными описаниями жизни, где выражена самая разнообразная семантика, эстетика, поэтика автора. Теоретическая психология пытается объективировать и упростить объемный, полифонический язык самоописаний. Однако продуктивное взаимодействие науки и практики предполагает, что наука должна уметь описывать то, что есть в самоописаниях, не выхолащивая их. Эта функция реализуется очень немногими авторами и направлениями. О схизисе между психологической наукой и практикой говорит Ф.Е.Василюк и другие авторы . Но в отечественной традиции пока нет адекватной теоретической формы, соответствующей объемной эстетике самоописаний.

Таким образом, проблема заключается в том, что традиционная научная психология часто неспособна передать специфику психологической действительности и нуждается в обогащении языка описаний феноменологией речевой практики. Эту представленную в самоописаниях объемную психологическую действительность задает внутренняя репрезентация жизненного пути, которую мы здесь понимаем как совокупность присущих личности образов своего жизненного пути. Они находят свое отражение в автобиографических историях личности. Научный анализ жизненных историй является зоной смыкания психологической науки и практики, поскольку позволяет включить данные, получаемые в психотерапии, в научный контекст и в то же время дать им научное основание.

Квантом жизненной истории является метафора, представляющая собой свернутую форму нарратива, емкий синкретичный образ, который повсеместно используется в коррекционной работе, однако до сих пор практически не изучен с точки зрения психологии личности. В науках о языке метафора понимается как фигура речи, использующая название объекта одного класса для описания объекта другого класса; значение метафоры для процесса психологической помощи показано многими авторами. Она широко используется в качестве инструмента психотерапии, поскольку конструирует мышление и поведение человека (Дж.Лакофф, М.Джонсон) ; терапевтическая метафора недирективна (Дж.Миллс, Р.Кроули) и способна вызвать резонанс у клиента (М.Уайт) ; метафора синтезирует целостность, устанавливая связи между структурными компонентами (П.Вацлавик, Дж.Зинкер, П.Пэпп) ; модификация метафор ведет к расширению видения человеком своей жизни, выработке специального языка самоизменения (К.Богословская) . Метафора отражает ресурсы личности и служит маркерами актуального состояния личности и его тенденций. Деконструкция конкретной метафоры открывает простор диагностическим и коррекционным действиям психолога. Успешность жизнетворчества зависит от способности человека занять субъектную (авторскую) позицию по отношению к собственной жизни, и эта позиция актуализируется в первую очередь на уровне метафор. Идея субъектности активно используется в экзистенциально-гуманистических направлениях психотерапии; работа с метафорами широко распространена в арттерапии, нарративной терапии, гипнотерапии и др. Однако научно-методологическое обоснование разного рода психотерапевтических действий, направленных на трансформацию истории личности и усиление ее субъектности через метафоры фактически отсутствует.

Особенности современного общества, развитие которых описывал К.Лоренц еще в 1972 г.,- высокий темп жизни, непрерывный поток нуждающейся в анализе информации, чрезмерная ориентация на будущее, не-офилия и обесценивание прошлого - мешают интегрированному восприятию человеком собственной жизни . Они разрушают преемственность между прошлым, настоящим и будущим, разрывают связь между деятельностью и ее целью, образом жизни и ценностями. Фундаментальные представления о своей жизни как едином осмысленном процессе рассыпаются на отдельные фрагменты. Как следствие, актуализируется проблема восстановления целостности жизни, о чем свидетельствует, например, популярность размещаемых в Интернете дневников, блогов и «живых журналов»: современному че- ловеку нужно постоянно утверждать собственную континуальность, акцентировать длительность своего существования с помощью текста [например, 25, 61, 116, 172, 229, 279]. По той же причине достаточно востребованными являются услуги по созданию биографии заказчика [например, 163, 171, 278]. В общих чертах можно говорить о том, что нарушения целостности представления о жизненном пути обусловлены тем, что человек не способен осмыслить свою жизнь как единый процесс; не принимает и не наделяет смыслом свое прошлое, настоящее или будущее; обладает низким уровнем субъ-ектности и пассивен в процессе жизнетворчества; отторгает некоторые события своей жизни и не способен интегрировать их в остальной опыт . К сожалению, отсутствуют данные о количестве запросов, предъявляемых клиентами психотерапевтам и связанных с проблемами интеграции и осмысления прошлого, настоящего или будущего. Однако к важнейшим факторам, обусловливающим эффективность психотерапии, относятся такие, как «Принятие проблематичного опыта», «Исследование внутренних фреймов», «Когнитивное совладание», «Совладание со страхом», «Принятие риска» - т.е. процессы, направленные на повышение целостности и эффективности внутреннего мира клиента . Таким образом, изучение нарушений внутренней картины жизненного пути и способов восстановления ее целостности является одной из важнейших задач психологии личности. Между тем, существующие психологические техники, направленные на восстановление этой целостности, нельзя считать полностью теоретически обоснованными.

Проблема нашего исследования - в способности метафоры отражать свойства внутренней репрезентации жизненного пути. Мы рассматриваем этот вопрос на примере отдельного аспекта внутренней репрезентации жизненного пути, а именно субъективного благополучия/неблагополучия личности. Выявление специфики метафор в субъективно благополучных и неблагополучных историях позволило бы разработать способы коррекции, направленные на расширение зоны ближайшего личностного развития, осоз- нание неэффективных метафор, их модификацию и возвращение в практику реального жизненного опыта с новыми смыслами.

В настоящем исследовании анализируются тексты двух типов: «Психологическая жалоба» и «Рассказ об успешной жизни». Психологическая жалоба характеризуется а) неудовлетворенностью субъекта на уровне сознания и б) несостоятельностью на уровне действия (Ф.Е.Василюк) . Содержательной противоположностью жалобе является рассказ об успешной жизни, где демонстрируются удовлетворенность и полноценность субъекта. Таким образом, исследуемые истории различаются по коммуникативной ситуации, цели высказывания и соответствующей расстановке акцентов: в историях-жалобах подчеркивается дефицитарность жизни личности, в историях об успешной жизни - ее состоятельность.

Объектом исследования являются формы внутренней репрезентации жизненного пути. Предметом является внутренняя репрезентация жизненного пути, представленная в метафорах, которые участники употребляли при заполнении опросника на этапе пилотажного исследования и в автобиографическом рассказе на этапе основного исследования.

Цель исследования- продемонстрировать, что метафоры отражают специфику внутренней репрезентации жизненного пути личности на примере такого ее аспекта, как субъективное благополучие/неблагополучие.

Теоретико-методологическую основу нашей работы составили положения субъектного подхода к развитию личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, А.В.Брушлинский, В.И.Ковалев, Н.А.Логинова, С.Л.Рубинштейн) , понимающей психотерапии (Ф.Е.Василюк) , когнитивной теории метафоры (Дж.Лакофф, М.Джонсон) и нарративного подхода (Дж.Комбс, Дж.Фридман; Д.МакАдамс; М.Уайт, Д.Эпстон) .

Основываясь на том, что зрелая личность характеризуется субъектным и творческим отношением к жизни, активностью, продуктивностью и гибкостью в отношении контроля над своей жизнью, а незрелая - ригидно- стью, пассивностью и непродуктивностью (К.А.Абульханова, Н.А.Логинова, К.Роджерс) , мы предположили, что подобные личностные особенности авторов могут быть обнаружены в метафорах, которые они используют в историях об успехе и в историях-жалобах.

Теоретическая гипотеза:

В историях об успешной жизни по сравнению с историями-жалобами присутствует более высокий уровень субъектности авторов, что выражается в более многогранном и «объемном» вггдении человеком собственной жизни и наличии творческой авторской позиции по отношению к ней.

Эмпирические гипотезы:

Количество метафор в историях об успешной жизни больше, чем в историях-жалобах.

Вариативность (разнообразие) метафор в историях об успешной жизни выше, чем в историях-жалобах.

Метафоры, используемые в историях об успешной жизни, демонстрируют более высокий уровень субъектности авторов (ответственности, активности, конструктивности) по сравнению с авторами историй-жалоб.

Задачи исследования:

Провести сравнительный анализ исследований жизненного пути личности с точки зрения их эффективности в психотерапевтической практике.

Обосновать использование метафор для исследования представлений о жизненном пути.

Создать типологию метафор жизненного пути.

Изучить связи содержания метафор жизненного пути с уровнем субъектности личности.

Сравнить метафоры жизненного пути в историях-жалобах и историях об успешной жизни.

Новизна исследования состоит в том, что впервые проведен сравнительный анализ существующих исследований жизненного пути с точки зрения возможности их применения в психологической практике. Показана эффективность использования анализа метафор для исследования психологических особенностей субъективной репрезентации жизненного пути. Во-первых, создана эмпирическая типология порожденных в процессе заполнения методики метафор жизненного пути (Развлечение, Путь, Угроза, Мгновение, Норматив, Задача, Праздник, Наказание, Потребление, Таинство) и его субъекта (Взрослый, Ребенок, Автор, Жертва, Победитель, Агрессор, Персонаж). Обнаружено, что самооценка отрицательно коррелирует с частотой использования метафоры Угрозы; при высоком уровне интернальности чаще используется метафора Развлечения; при субъективном неблагополучии жизни значимо чаще используются метафоры Угрозы и Наказания. Во-вторых, создана эмпирическая типология спонтанно используемых в автобиографических историях-жалобах и историях об успешной жизни метафор жизни (Путешествие, Игра, Вместилище, Здание, Борьба, Внутренний календарь, Смерть, Отдельный мир, Принесение плодов), субъекта (Скрытый Объект, Живое Существо, Неживой Объект), состояний (Состояние Механизма, Вместилища, Вещества, Физическое Воздействие), отношений (Здание, Вместилище, Борьба, Физический Контакт, Болезнь, Коммуникация, Музыка, Работа, Путешествие). Показано, что в метафорах действительно отражается субъективное благополучие/ неблагополучие внутренней репрезентации жизненного пути личности: так, в историях-жалобах содержится меньше метафор, они менее разнообразны, специфической для этих историй является метафора жизни как смерти; позиция автора в целом отличается менее высоким уровнем субъектности по сравнению с историями об успешной жизни.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что впервые категория «метафора» становится предметом исследования в контексте изу чения представлений личности о своем жизненном пути. В психологию лич ности вводится понимание метафоры как свернутой формы внутренней ре презентации жизненного пути, давно интуитивно используемое в психологической практике, однако до настоящего момента не включенное в научно-психологический контекст. Обоснована возможность и эффективность использования метафор при изучении жизненного пути. Описана специфика метафор, характерных для историй двух типов - историй-жалоб и историй об успешной жизни. Созданы обобщенные «психологические портреты» авторов тех и других историй.

Практическая значимость работы обусловлена психодиагностическим и психотехническим потенциалом полученных данных о различиях субъективно благополучных и неблагополучных историй. Это позволяет разработать контекстуальные способы коррекции, направленные на осознание присущих личности и зачастую неэффективных метафор, конструирующих ее восприятие собственной жизни, на их модификацию и расширение зоны ближайшего личностного развития субъекта. Для наших целей - выявления метафор жизненного пути и его субъекта - нами модифицирована классическая методика широкого спектра «Неоконченные предложения» «Метафоры жизненного пути», включающая в себя 10 неоконченных предложений, содержащих указания на употребление образов; она может быть использована психологами - практиками и исследователями - для сбора информации, касающейся актуальных метафор жизненного пути, которые затем могут быть применены в тренинговых процедурах и психологическом консультировании. Результаты проведенного исследования могут использоваться в лекционных и семинарских занятиях по таким дисциплинам, как психология личности, психологическое консультирование, психология жизненного пути. Обращение к категории метафоры укрепляет методологические основы практической психологии личности и обогащает теоретическое содержание психологии жизненного пути как актуального направления персонологии.

Положения, выносимые на защиту:

В существующих подходах к изучению жизненного пути роль внутренней репрезентации жизненного пути варьирует от полностью незначимой до основополагающей. Подходы, в которых содержание представлений личности о собственной жизни рассматривается как один из ведущих факторов развития личности, ее успешного жизнетворчества и психологического благополучия, обладают более высокой психотерапевтической эффективностью и эвристичностью.

Метафора жизненного пути - это особая свернутая форма опыта, которая структурирует мышление и конструирует активность личности в отношении своего жизненного пути, задавая ее возможности и ограничения. Особенностями метафоры являются синкретичность, обобщенность, высокая информативная емкость, аффективная насыщенность. Она содержит постановку личностной проблемы и индивидуально возможный и предпочитаемый способ ее решения. Все эти свойства позволяют использовать метафору как перспективный материал для анализа внутренней репрезентации жизненного пути личности.

Эмпирические типологии метафор демонстрируют качественное и количественное различие между метафорами, используемыми в субъективно благополучных и неблагополучных жизненных историях.

Отличия метафор историй об успешной жизни от метафор историй-жалоб заключаются в количественном превосходстве, большей вариативности, неактуальности образов смерти, характерных для историй-жалоб, и более высоком уровне субъектности автора: метафоры характеризуют автора истории об успешной жизни как обладающего более высоким уровнем ответственности, осмысленности, активности, продуктивности, спонтанности. В метафорах историй-жалоб автор чаще предстает пассивным, претерпевающим, лишенным инициативы.

Методы исследования. В соответствии с методологией в работе использовалось сочетание количественного и качественного анализа. Предварительный опрос включал в себя прямую инструкцию респондентам сформулировать и развернуть метафору их жизни. В пилотажном исследовании применялись следующие методики: авторская модификация методики «Неоконченные предложения» «Метафоры жизненного пути», опросник самоотношения Розенберга , опросник «Уровень субъективного контроля» . В основном исследовании использовался метод полу структурированных интервью. Обработка данных производилась посредством контент-анализа с привлечением экспертов и использованием программы Statistica 6.0.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается опорой на положения психологических теорий и эмпирические данные исследований в области жизненного пути, использованием адекватных методов исследования и обработки данных, привлечением экспертов, сочетанием количественного и качественного анализа результатов.

Участниками исследования суммарно стали 138 респондентов и 13 экспертов. В предварительном опросе участвовало 36 подростков; в пилотажном исследовании - 62 взрослых (от 18 до 56 лет) и 10 экспертов с высшим психологическим образованием, которые также работали с данными предварительного опроса. В основном исследовании приняли участие 40 взрослых от 21 до 53 лет и 3 эксперта с высшим лингвистическим образованием. Проанализировано около 200 страниц текстов интервью, изучено более 1100 метафор.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры Индивидуальной и групповой психотерапии факультета Психологического консультирования МГППУ, а также были представлены на психологических конференциях (Ярославль, 2004; Москва, 2006, 2009; Владимир, 2008; Тарту, 2008; Осло, 2009; Вильнюс, 2009) и в публикациях автора.

Объем и структура работы. Работа состоит из 3 глав, введения, заключения, библиографии, включающей 291 источников, из которых 128 на иностранных языках, и 9 приложений.

Биографические исследования в психологии личности

Биографические исследования являются историческими предшественниками современных исследований жизненного пути. Их авторы задали новое направление психологической науке и обозначили актуальные до сих пор проблемы развития личности, поэтому они имеют не только историческую ценность. Их предметом была единая система координат эволюции личности, в которой соотносились бы биологическое, психологическое и историческое время. Однако по мере развития этого направления дизайн исследований менялся, комплексное понимание предмета сменилось изучением отдельных аспектов жизненных историй и динамики отдельных характеристик личности, появились новые методы исследования. Сейчас научное изучение жизненного пути происходит иначе.

Донаучный жанр литературного и исторического жизнеописания появился чрезвычайно давно («Сравнительные жизнеописания» Плутарха и «Жизнь 12 цезарей» Светония относятся к началу нашей эры) . Он выполнял задачи упорядочивания сведений и сохранения субъекта в памяти заинтересованных лиц, но в научном понимании не был структурирован и дифференцирован. Научные психологические исследования жизненного пути, направленные на изучение закономерностей формирования и развития личности, становления самосознания и субъектности, начали проводиться лишь в 1910-х- 1930-х годах. Интенсивность социальных процессов в первой половине 20-го века повлекла за собой изменения образа жизни и идентичности людей, что, по всей видимости, стимулировало развитие научного биографического подхода. Его сторонники отмечали его чрезвычайную значимость для изучения личности со всей ее сложностью и глубиной. Так, В.Дильтей во «Введении в науки о духе» назвал биографический метод высшей и основной формой гуманитарных исследований . В.Франкл писал: «В конечном счете, биография - это не что иное, как объяснение личности во времени» . Постепенно стало возможно говорить об отдельном биографическом методе, который заключается в сборе и анализе данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека) . В России первую попытку использования биографического метода предпринял в 1917 г. Н.А.Рыбников. Им был создан Биографический институт, в котором собирались и анализировались личные документы. Результаты исследовательской работы Рыбникова - попытки установления связи между автобиографиями рабочих и особенностями их характера - оказались малосодержательными, однако метод был внесен в российскую науку, что имело большое значение для отечественной психологии жизненного пути.

Биографический подход получил распространение и за рубежом. Так, в работе П.Жане «Психологическая эволюция личности» (1930) была предпринята попытка соотнести возрастные фаз и биографические ступени жизненного пути и таким образом выявить связи биологического, психологического и исторического времени в единой системе координат эволюции личности. Поставленные проблемы не были разрешены, однако они были обозначены, и эта работа дала начало новому направлению исследований, генетической психологии личности .

Ш.Бюлер в своей работе «Жизненный путь человека как психологическая проблема» в 1933-м году задала три аспекта изучения жизненного цикла и генетических связей между его фазами. Первый - биолого-биографический аспект - включает в себя объективные события жизни, события среды и поведение человека; второй аспект связан с историей переживаний, становлением и изменением ценностей, внутренней эволюцией человека; третий аспект касается творческих достижений, продуктов деятельности и истории творчества человека. Ш.Бюлер рассматривала жизнь как реализацию внутренней сути личности, ее интенционального ядра («самости», Selbst), и движущую силу развития личности видит во врожденном стремлении осуществить себя, искажение или подавление которого приводит к неврозам. «Самость» ориентирована на исполненность экзистенции, она достигается по мере осуществления в профессии, общении, борьбе за идеалы, это понятие достаточно близко, хотя и не тождественно, понятию самореализации. Полнота самоосуществления зависит от способности личности ставить цели, которые наиболее адекватны ее внутренней сути, эта способность и есть самоопределение, основное русло которого - это «тема бытия» .

Метафора в когнитивной лингвистике

В данной работе мы опираемся на положения нарративного подхода и рассматриваем жизненный путь как историю. Согласно гипотезе Сепира-Уорфа, возможности нашего языка ограничивают возможности нашего мышления, в том числе и социального . Когнитивная лингвистика разворачивает и конкретизирует идею о связи языка и мышления в когнитивной теории метафоры, на которую мы в дальнейшем будем ссылаться. В ключевой работе «Метафоры, которыми мы живем» Дж.Лакофф и М.Джонсон пишут: «...Мы обнаружили, что метафора пронизывает нашу повседневную жизнь, причем не только язык, но и мышление и деятельность. Наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы думаем и действуем, по сути своей метафорична. (...) Мы утверждаем, что процессы человеческого мышления во многом метафоричны. Это то, что имеется в виду, когда мы говорим, что концептуальная система человека структурирована и определена с помощью метафоры. Метафоры как выражения естественного языка возможны именно потому, что они являются метафорами концептуальной системы человека» .

В настоящее время выделяются 5 уровней существования метафоры (лингвистический, концептуальный, социокультурный, нейронный и телесный). В структуре самой метафоры выделяется 11 компонентов (источник, цель, опыт, нейронные структуры, соответствующие доменам источника и цели, и др.) . Нас здесь интересуют только первые три компонента, проявляющиеся на социокультурном уровне, поскольку мы ставим себе целью изучение связи между употребляемыми личностью метафорами и ее внутренней репрезентацией жизненного пути и оставляем в стороне аспекты как лингвистики, так и нейронауки. Цель (target domain) представляет собой область, которая нуждается в описании; источник (source domain) - это область опыта (как правило, более простого, чем та, к которой относится домен цели), с помощью которой и происходит описание. Так, в метафоре ЖИЗНЬ ЭТО ПУТЕШЕСТВИЕ домен цели - жизнь, домен источника - путешествие.

А.Н.Баранов в предисловии к книге «Метафоры, которыми мы живем» пишет: «Одно из проявлений тезиса о когнитивной функции метафоры - это предположение о том, что метафора влияет на процесс принятия решений. Согласно современным представлениям, процесс приятия решений включает следующие этапы: 1) осознание проблемной ситуации; 2) выявление альтернатив разрешения проблемной ситуации; 3) оценка альтернатив; 4) выбор альтернативы (собственно принятие решения). Метафора так или иначе может влиять на любой из этапов принятия решений, но она особенно важна при формировании множества альтернатив разрешения проблемной ситуации. Несколько огрубляя, можно сказать, что человек видит только те альтернативы, которые совместимы с данной метафорой и которые она высвечивает в ситуации коммуникативного взаимодействия» [предисловие к 93, с. 16]. Метафоры структурируют человеческое мышление, задают когнитивные стереотипы обращения человека со своей жизнью и со своей ролью в ней, и, таким образом, структурируют авторскую позицию рассказчика.

Если вопросу универсальности метафор посвящено чрезвычайно много работ, то проблеме их вариативности и ее причинам - значительно меньше. Мы в данном случае фокусируемся на различиях, обращаясь не столько к концептуальным метафорам в понимании Лакоффа, Джонсона и Кёвечеша (Kovecses), сколько к вариациям внутри них, метафорам внутри отдельных групп (терапевтических школ) и индивидуальным (отчасти творческим метафорам участников исследования.

Организация и методы

Задачами пилотажа были планирование основного исследования (выбор наиболее удобной формы исследования метафор и подбор методик); сравнение метафор, используемых в двух типах историй; разработка эмпирической типологии метафор жизненного пути и исследование связей между метафорами и субъектностью респондентов.

Пилотаж состоял из предварительного опроса и собственно пилотажного исследования. Предварительный опрос показал, что для изучения метафор жизненного пути прямые вопросы являются неэффективными: с задачей поиска метафор для описания собственной жизни из 36 респондентов справился лишь 21. В Приложении 1 приведена таблица с первичной категоризацией метафор. Далее было проведено собственно пилотажное исследование, в котором приняли участие 62 взрослых, а также 10 экспертов.

Участники. В предварительном опросе участвовали 36 подростков (учеников 7-х и 10-х классов общеобразовательной школы, 18 девушек и 18 юношей). Выбор подростков в качестве участников был обоснован тем, что для подросткового возраста характерен активный процесс развития самосознания, и мы предполагали, что заинтересованные в самопознании подростки более явно по сравнению с взрослыми покажут нам, возможно ли при изучении подобной темы применять прямые вопросы.

В пилотажном исследовании участвовали 62 взрослых в возрасте от 18 до 56 лет, из которых 30 обратились за психотерапевтической помощью («клиенты»), 32 не обращались и не планировали это в будущем («неклиенты»). Также в исследовании приняли участие 10 экспертов с высшим психологическим образованием в возрасте от 22 до 50 лет.

Методы. Участникам предварительного опроса непосредственно предлагалось найти метафору, соответствующую их восприятию своей жизни, и развернуть ее в кратком эссе. С участниками пилотажа проводился ряд методик (бланк приведен в Приложении 2), далее данные обрабатывались методом контент-анализа и в статистической программе Statistica 6.0. Использовались следующие методики:

1. Авторская модификация методики «Неоконченные предложения» «Метафоры жизненного пути», разработанная нами ввиду полного отсутствия подходящего методического аппарата для изучения метафор жизненного пути. Модификация содержит 10 неоконченных предложений, предполагающих их окончание с помощью метафоры. Все предложения описывают взгляд личности на собственную жизнь (прошлое, будущее, основные события) и на себя как ее субъекта. Обработка методики производилась методом контент-анализа . Десять экспертов, имеющих психологическое образование, разработали эмпирическую типологию, включающую 10 категорий метафор для описания жизненного пути и 7 категорий для описания его субъекта. Далее ответы всех респондентов были типологизированы, каждый респондент получил ряд индексов соответствии с количеством использованных им метафор каждой категории.

Вслед за рядом отечественных исследователей в качестве индикаторов субъектности мы рассматривали уровень субъективного контроля и самооценку, где полюсу высокой субъектности соответствуют высокая самооценка и интернальный локус контроля, а полюсу низкой - низкая самооценка и экстернальный локус контроля [Петровский, А.В., Петровский, В.А., 1982], поэтому для оценки уровня субъектности мы использовали две следующие методики.