Софрино, село. Церковь Смоленской иконы Божией Матери

  • Дата: 11.03.2024

Это селение известно с XV века. Происхождение названия этого селения уходит к XVI веку. В Москве в те далёкие времена было много греческих, крымских, итальянских торговцев. Их называли гостями. Один из таких гостей - Иван Сафарин происходил из крымских, а точнее из крымского города Сурожа, теперь это город Судак. Иван Сафарин приобрёл земли недалеко от Москвы и основал там усадьбу, получившую название по его прозвищу - Сафарино.
Впоследствии это название стало изменяться и приобретать формы Сафорино, Сефорине и наконец, Софрино. Происходило всё это постепенно и в документах можно встречать одновременно то или другое название.

До 1661 года село оставалось дворцовым, а затем было передано "ближнему боярину" Ф.И. Салтыкову, дочь которого Прасковья была выдана за царя Ивана Алексеевича, старшего брата Петра I.

Отправляясь на богомолье к Троице, монаршая семья останавливалась в каменных палатах салтыковской усадьбы (постройки 1691-1694 годов), центром которой и стала нынешняя каменная трехъярусная Смоленская церковь (фото справа), выстроенная в качестве домового храма. Стройность пропорций и высокие декоративные качества позволяют отнести памятник к числу выдающихся произведений зодчества конца XVII века.
В 1862-1866гг. к этой церкви, в месте примыкания каменных боярских палат, были пристроены трапезная с колокольней.
А в 1902-1905 с южной стороны пристроен Никольский придел.
В 1938 году церковь была закрыта и с годами пришла в запустение. Однако, в 1993 году церковь возвращена верующим, отреставрирована.

http://newsofrino.narod.ru/SHystori.htm

* * *

Ранее Софрино упоминалось в писцовых книгах в 1631-1633гг. как Сафарино. В духовной грамоте удельного верейского князя Михаила Андреевича упоминается некий Иван Сафарин. Возможно, что будущее названия Софрино принадлежало Ивану Сафарину и именно от него позаимствовало своё название.

В названии посёлка, от его рождения до сегодняшних дней происходила некая трансформация.

  • Сафарино-1631-1633гг.
  • Софорино-1790г.
  • Софрино-1886г.

В 70-х годах XVIIв. Сафарино числилось "государевым дворцовым селом", а к 90-м годам становится подмосковной вотчиной приближенного к цареву двору боярина Федора Петровича Салтыкова. Затем село перешло к графу Сергею Павловичу Ягужинскому, отличившемуся на службе у Петра I. Вдова Сергея Павловича, графиня Ягужинская, основываясь на законе Александра I "о вольных хлебопашцах", в 1833г. освободила крестьян Сафарино от крепостной зависимости.

Сафарино, как перепутье по дороге в Троицкий монастырь, неоднократно посещали царь Петр I, царица Прасковья Федоровна, ее дочь-императрица Анна Иоановна и дочь Петра I-императрица Елизавета Петровна.

Исторические сведения о Софринской волости:

Центром политической жизни Софринской волости еще до революции было Софрино.

В 1916г. около станции по инициативе рабочих был построен культурный очаг под названием "Народный дом" (ныне магазин "Мир продуктов" , ранее "Сельпо").

Единственным предприятием был кирпичный завод. Первый кирпичный завод не был механизирован. Вся работа производилась ручным способом.

После победы Великой Октябрьской Социалистической революции был организован Софринский Волостной Совет. Софринская волость подчинялась Сергиевскому уездному совету (ныне Сергиев Посад, ранее Загорск).

С 1921г. по 1923г. председателем Софринского исполнительного комитета работал крестьянин с. Митрополье Садовников В.М.

В 1924г. была организована волостная партийная ячейка. Секретарем партячейки был Серов М.В.

С 1923г. в Софринской волости начался поход по ликвидации неграмотности. В д. Талицы была открыта школа крестьянской молодежи. С помощью Волисполкома открыты школы в Жуковке, Кощейкове, Володькине, Алешине и др. Построены Народные дома в Алешине, Володькине. В ряде населенных пунктов были открыты избы-читальни, библиотеки.

Становление Советской власти в Софрино

До революции Софринской волостью управляла Земская управа.

После февральской революции власть оказалась в руках зажиточной верхушки, которая была на стороне меньшевиков и эсеров.

Шел 1918год. В центральных уездах были организованы Советы рабочих и крестьянских депутатов. А в Софринской волости управляла еще меньшевистская Земская Управа.

В сентябре 1918 года приехали вооруженные красноармейцы и потребовали освободить помещение Земской Управы.

4 сентября (17) по новому стилю 1918 года состоялось собрание уполномоченных Софринской волости по поводу упразднения Волостного земства и организации Совета. Тогда же 4 (17) сентября состоялось первое заседание Софринского Исполнительного Совета крестьянских и рабочих депутатов на котором была провозглашена советская власть в Софринской области.

В 1917г. в Софрино была одна школа, сейчас 2.

С 1924г. впервые начали отводить участки под застройку домов у станции железнодорожным рабочим. Потом - продолжали с 1930г.

Следующий период развития поселка наступил после Великой Отечественной Войны.

Построена промышленная станция Софрино, вырос завод "Строительных деталей". Вместо маленьких мастерских Гипролесхоза построен Экспериментально-механический завод.

В бывшем лесу Клинниковского общества с 1932-1933гг. началось дачное строительство.

С 1946г. вырос военный городок с водопроводом, асфальтированной дорогой. Там разбит парк и открыт "Обелиск памяти погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной Войны".

В 1958г. из Клиниковского сельского совета Софрино выделен в рабочий поселок - Софринский поселковый совет.

На базе амбулатории открыта поликлиника в 1967г.

В 1968г. утвержден Генеральный план поселка по которому он и развивался по настоящее время.

За вокзалом, на месте старого кирпичного завода вырос поселок. Здесь же построено почтовое отделение, здание Поссовета, аптека.

Маленький ручей называется Махра, он пересекает поселок с запада на восток. В 1959г. у деревни Клиники он был запружен. Образовалось большое озеро. Местное общество охотников взяло водоем под охрану.

Весь поселок электрофицирован.

Работает АТС.

Так за годы Советской власти маленькое поселение из нескольких домов у станции Софрино выросло в благоустроенный поселок. Выросли промышленность, транспорт, новые дороги.

http://newsofrino.ru/view-content/do-read/id-32/menuid-76

* * *

Первый исполком

Леонид Патык по материалам статьи А. Кириллова
"Маяк" 9.01.1969г.
(публикуется в интернете впервые)

Софрино и окружающие его населенные пункты - Клинники, Алешино, Ельдигино, Рахманово, Царево, Путилово и другие - до Октябрьской революции входили в состав Богословской волости Дмитровского уезда.
В 1917 году Богословскую волость и частично Морозовскую переименовали в Софринскую волость в составе Дмитровского уезда. С образованием Сергиевского уезда (теперь Загорского) Софринская волость была передана во вновь образованный район. В 1929 году в связи с новым районированием Софринская волость вошла в состав Пушкинского района.
Интересна история становления Советской власти в Софрине.
Председатель земской управы города Дмитрова князь Михаил Александрович Гагарин, кадет самого правого толка, во время Февральской революции превратился "в революционера" и, нацепив на рукав красную ленту, предстал в виде "гражданского комиссара" по Дмитровскому уезду. Это назначение на столь важный пост было скреплено мандатом за подписью "гражданского комиссара по Московской губернии" Элерта. Гагарин создал вокруг себя "демократию" из состава членов уездной земской управы и работников Дмитровского союза кооперативов, кадетов, эсеров и бывших фабрикантов.
Одним из первых деяний "революционной демократии" было административное переустройство территории уезда. Вместо существовавших со времен Екатерины тринадцати волостей, сделали двенадцать. На практике это нововведение вызвало недовольство, и уже после Октябрьской революции пришлось все переделать.
В результате перекройки карты Дмитровского уезда на юго-востоке возникла Софринская волость с центром около станции Софрино.
После Великой Октябрьской социалистической революции власть в Дмитровском уезде перешла в руки уездного Совета крестьянских депутатов и уездного Совета рабочих депутатов. Первое время Совет крестьянских депутатов не хотел признавать Совет рабочих депутатов. 7 января 1918 года прошел первый уездный съезд Советов, на котором власть перешла целиком к уездному Совету рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Четыре волости в уезде не хотели создавать у себя Совет крестьянских депутатов - Сергиевская, Путиловская, Софринская, Деденевская - и признавали волостное земство.
Из Дмитрова были посланы отряды Красной гвардии. В Сергиевской волости разогнали волостное земство силой оружия. Путиловское земство само распалось. В Деденеве путем разъяснительной работы земство было ликвидировано. В Софрино был послан отряд Красной гвардии с двумя членами уездного исполкома И.В. Мининым и М.С. Михайлиным. Отряд разогнал софринское земство. Восемь человек из земства были арестованы и привезены в Дмитров как саботажники и противники Советской власти, а Михайлина оставили в Софрине, чтобы он собрал волостной съезд.
Ночью неарестованные члены волостного земства пришли толпой, обезоружили и арестовали Михайлина, а утром открыли заседание земства.
Был вторично послан отряд Красной гвардии из города Дмитрова с И.В. Мининым. С ним направили инструктора уезда Коровкина и двух агитаторов, чтобы они проводили собрания по деревням, избирали сельские Советы и из них составили волостной съезд для избрания Софринского Совета крестьянских и рабочих депутатов. На это ушло две недели.
Арестованных обе стороны выпустили немедленно, и 18 сентября 1918 года состоялись выборы первого Софринского Совета.
В архиве сохранился именной список членов первого исполкома волостного комитета Софринской волости: М.С. Лаботорин - председатель комитета, В.Н. Котлов, В.Г. Шижков (Шишков? - прим.), В.М. Садовников, Ф.Г. Федоров, П.Г. Логинов, С.В. Мариничев, А.Г. Мутин - члены исполкома.
В 1922 году секретарем Софринской волостной ячейки партии был избран Л.Ф. Куликов. Продолжительное время (с 1923 года) председателем Софринского волисполкома был М. Серов.
За годы Советской власти Софрино превратилось в крупный железнодорожный, промышленный и культурный центр. Мособлисполком своим решением от 7 июня 1968 года изменил его административно-территориальные границы. В черту рабочего поселка Софрино включены населенные пункты Майское, Клинники.

http://newsofrin.ru/hfirstisp.htm

* * *

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
о городском поселении Софрино

Древнейшее село Подмосковья дошло до наших дней через трансформацию: Сафаринское (1482 г.), Софорино (1790 г.), а с 1886 года – Софрино.
Впервые государево дворцовое село упоминается в духовной грамоте Ивана Грозного как Брюхово село Супонево, Сафаринское Ивана Сафарина (купца из г.Судака). Тогда при селе существовала деревянная церковь Успения, уничтоженная, видимо во время Польско-Литовского нашествия.
Затем Сафарино остается государевым, числится присельем села Семеновского, а с 1646 по 1664 год отдается в вотчину дьяку Д.К. Дерябину. В 1668 году здесь строится новая деревянная трехшатровая церковь Успения с колокольницей. В это время село, и церковь находились на левом берегу запруженной здесь реки Талицы.
С 1684 года село становится подмосковной вотчиной боярина Ф.П. Салтыкова, дочь которого вышла замуж за царя Ивана Алексеевича, старшего брата Петра 1. В 1730 году село как приданое перешло дьяку И.Ф.Ромодановскому, женившемуся на А.Ф. Салтыковой, затем вице-канцлеру и кабинет-министру М.Г.Головкину с приданным за Е.И. Ромодановской.
С 1742 года Сафарино было приписано к собственным вотчинам императрицы Елизаветы Петровны. В 1759 году село было возвращено Е.И. Головкиной- жены государственного канцлера, который противился воцарению Елизаветы Петровны. Последней владелицей Софрина была помещица В.Н. Ягужинская. Она увековечила свое имя добрым поступком, освободив за 18 лет до отмены крепостного права своих крестьян от крепостной зависимости, наделив их землею. После этого усадьба быстро пришла в упадок.

Памятники архитектуры

На территории городского поселения Софрино расположены четыре памятника архитектуры: Вокзал железнодорожный (1862 года постройки), Церковь Смоленская (1691 года постройки), Усадебный парк Смоленской церкви (ХVII век) и Усадьба Сафарино (кон. ХVII –сер. ХVIII века).
Вначале железнодорожный вокзал и высокая платформа станции были деревянными. Вокзал имел большой вестибюль. Здесь стояли кожаный диван и кожаные кресла, посередине – круглый стол. На окнах висели парусиновые занавески от солнца. На стенах керосиновые бра. В вестибюле находились также билетная касса, телеграф, телефон, кабинеты начальника станции и его помощника. С левой стороны вестибюля была квартира начальника станции, окна которой выходили в большой прекрасный сад.
Дальше стояли, и стоят по сей день деревянные дома. В них жили жандарм станции с семейством и помощник начальника станции с женой.
В деревянном вокзале буфета не было. Но он имелся на станции – буфет Андрея Бакина, в котором продавали ситро, шоколад, конфеты и печенье.
В 1910 году деревянное здание вокзала сменил каменный проект известного архитектора Щусева.

Смоленская церковь (с. Софрино) радует глаз композицией из поставленных друг на друга восьмериков, как бы возрождающей традицию башнеобразных построек. Великолепная, вычурная каменная церковь, соединяла в себе два стиля зодчества юга и запада. Эта церковь была домовая и соединялась галереей с барскими палатами. Она была построена в царствование Петра 1 и по характеру стиля напоминает церковь в Петровско-Разумовском. Внутри церковь состоит из трех частей: трапезы, храма и алтаря. Из угла трапезы ломаная лестница вела на хоры и колокольню. Там, где теперь стоит пристроенная колокольня, начинались каменные палаты.



Село Сафарино было расположено на двух больших холмах, разделенных глубоким оврагом, по которому пробегала речка Талица. В Сафаринском дворце (усадьба Сафарино) не раз бывали Петр 1, царицы Прасковья Федеровна, Анна Иоановна и Елизавета Петровна на перепутье в своих путешествиях в Троицкую Лавру. В 1803 году село посетил известный русский историк Н.М.Карамзин.
В 1742 году к приезду Елизаветы Петровны в усадьбе Сафарино архитектор Михаил Земцов отремонтировал обветшавшие части построек. Там был построен каменный дворец в два яруса. Внутри здания было несколько обширных палат и помещения меньшего размера. В период расцвета Сафарина, дворец был богато меблирован. В комнатах стояли круглые столы и столики китайской работы, кресла и стулья, крытые бархатом и кожей. На стенах висели портреты в круглых золоченых рамках, по углам сверкали иконы в ризах, усыпанных драгоценными самоцветами, оконные ставни обиты красным сукном. На восток выходила зала в два света, с венецианским художественной работы камином. При Ягужинских камин был украшен лепным гербом этой фамилии.
О размерах сафаринских палат можно судить по тому, что в одной из них было 55 «стулов», другая освещалась десятью окнами. К дворцу примыкал большой сад с плодовыми деревьями, цветником, парниками, прудом. Дворец соединялся переходом с каменной церковью, построенной в 1691 году в распространенном тогда «нарышкинском» стиле.
С 40-х годов 19 века Сафарино пришло в упадок. Старинный дом без ремонта разрушался. Вскоре сафаринский дворец был разобран, на его месте построили новую трапезную с колокольней.

Смоленской иконы Божьей Матери

Софрино, Пушкинский район, Московская область

Конфессия

Православие

Московская

Благочиние

Пушкинское

Архитектурный стиль

московское барокко

Строитель

Ф. П. Салтыков

Строительство

1691-1694 годы

Культурное наследие Российской Федерации, объект № 5010379002

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери в Сафарине - православный храм, памятник русской архитектуры конца XVII века в селе Софрино Пушкинского района Московской области. Храм в стиле московского барокко был построен на средства Ф. П. Салтыкова в 1691-1694 гг.

История

Нынешнее село Софрино изначально было известно под названием Супонево . Новое название - Сафарино - село получило от фамилии богатого купца Ивана Сафарина, купившего его в XVI веке. Село было расположено на левом берегу реки Талицы и состояло из деревянной Успенской церкви, окружённой с трёх сторон избами. По восточной окраине села проходила древняя Троицкая дорога в Троице-Сергиеву лавру. На Талице была устроена плотина с мельницей. Эта плотина была восстановлена в старых габаритах местными жителями в 1968-1969 годах.

В конце 1680-х годов село, находившееся в собственности государева двора, было пожаловано боярину Ф. П. Салтыкову, ставшему царским тестем (его дочь Прасковья вышла замуж за Иоанна Алексеевича). В 1691-1694 годах на правом крутом берегу, напротив села, Салтыков выстроил двухэтажные палаты. С восточной стороны к ним примыкал домовый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Вокруг палат был разбит регулярный липовый парк, посажен фруктовый сад и вырыт пруд. Кроме того, были построены ткацкая фабрика, конюшни и дома дворни. В XVIII веке сафаринские палаты неоднократно служили пристанищем для царственных особ по пути на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. В знак этого на кресте купола храма помещена небольшая корона.

Последней владелицей Сафарина была внучка строителя палат, графиня Варвара Николаевна Ягужинская (1749-1843), жена Сергея Павловича Ягужинского (1731-1806). Она известна тем, что в 1833 году освободила своих крестьян от крепостной зависимости, передав им в пользование свои земли. Могила В. Н. Ягужинской сохранилась в подклете Смоленской церкви.

После смерти Ягужинской палаты постепенно ветшали, сад пришёл в запустение, часть деревьев была вырублена. Палаты были разобраны, а часть кирпича в 1860-х годах пошла на строительство трапезной и колокольни.

В 1902-1905 годах с южной стороны трапезной был выстроен Никольский придел с церковно-приходской школой. Средства для этого были даны московской купчихой Верой Абрамовной Егоровой.

В 1938 году храм был закрыт, а его последний настоятель игумен Платон (Климов, 1877-1966) сослан. Здание использовалось под разные хозяйственные нужды, было доведено до аварийного состояния и стало бесхозным. Некоторые предметы утвари, иконы, а также царские врата XVI века, перенесённые в иконостас Смоленской церкви в 1878 году из разобранной деревянной церкви, были переданы в музей «Коломенское», где хранятся до сих пор.

В 1970-е годы под руководством И. В. Ильенко (1921-1996) была выполнена реставрация храма. В 1990-х годах были возобновлены церковные службы. Ведутся работы по восстановлению иконостаса в древней части храма.

До наших дней от усадьбы, пережившей в XVIII веке свой расцвет, дошли Смоленская церковь с пристроенными к ней позже трапезной и колокольней, пруд и запущенный липовый парк.

Архитектура

Храм выполнен в стиле московского барокко с характерной для него центрической композицией. Кирпичное здание выстроено кораблём и поставлено на высокий подклет. Ранее храм окружала галерея-гульбище, а с западной стороны был проход в жилые палаты. И гульбище, и палаты были разобраны, а вместо них в 1862-1866 годы пристроена трапезная с шатровой колокольней.

Здание имеет ярусную структуру, в которой на четверик поставлены четыре убывающих по размерам восьмерика. Два из них - световые и выходят в интерьер храма, третий является звонницей, а последний - барабаном под главу. При декорировании церкви использованы полуколонки, треугольные фронтоны, тонко профилированные карнизы и оконные наличники. Парапеты треугольной формы первого и третьего восьмериков завершаются шарами, а второго - пинаклями. Глава и крест храма неоднократно переделывались. В ходе реставрации форма купола и рисунок покрытия в виде чешуи были взяты по образцу церкви Знамения на Шереметьевом дворе, крест повторяет форму креста церкви Николая Чудотворца на Пупышах.

10.08.2014

В 50 километрах к северо-востоку от Москвы, в старинной деревне Софрино, стоит каменная церковь Смоленской иконы Божией Матери. История храма уходит корнями в XVII век. Храм, прошедший через столько столетий, сегодня стал едва ли не суверенным государством: со своей историей, традициями, культурой и гражданами - прихожанами.

Из глубины времен

Изначально церковь Смоленской иконы Божией Матери была частью архитектурного комплекса – каменных палат с домовым храмом, – который возвел боярин Федор Петрович Салтыков по благословению Святейшего Патриарха Адриана, вступив во владение селом, в то время носившим имя Сафарино.

Будущий устроитель храма писал: «…бил челом нам Святейшему Патриарху боярин Федор Петрович Салтыков в подмосковной де ево вотчине в селе Сафарине церковь во имя Пресвятыя Бцы Одигитрия деревянная ветха и починить не возможно. И ныне де обещался он в том же селе, по другую сторону речки, на новом месте построить церковь во имя Пресвятыя Бцы каменную, а на старом де церковном месте, где ныне деревянная ветхая церковь, той каменной церкви не возможно строить блиско церкви дворы и ров копать немочно, многие могилы будут порушены и кости человечи тронуть, и нам Святейшему Патриарху пожаловать бы ево благословить велеть на церковное строение камень, кирпич, известь, песок и всякие припасы готовить и в них церковь строить…». Это было в конце августа 1691 года. А на следующий началось строительство храма.

Пришел 1917 год, сменилась власть, и благословенная грамота оказалась в школьном краеведческом музее в селе Талицы, расположенном неподалеку от Софрино. Где и погибла вместе с другими экспонатами во время пожара 1921 года.

А церковь осталась. И службы в ней совершались вплоть до 1936 года, когда указом советской власти, храм был закрыт; в его помещении разместилась начальная школа.

Сегодня

Храм открылся снова только в 1994 году. Впрочем, настоящее возрождение церкви началось на год позже – в 1995-м, когда храмовый комплекс был передан общине.

– Несмотря на то, что церковь была закрыта, храмовый образ сохранился, – рассказывает настоятель церкви протоиерей Владимир Гончаров. – С 1936 года он находился в храме села Рахманово, который не закрывался ни на день. Храмовый образ – как знамя части. Если воинская часть утрачивает знамя, ее расформировывают. А наш образ сохранился, и храм выстоял – не был ни разорен, ни разрушен до основания.

В 1997 году образ вернулся домой – крестным ходом, с молитвами.

– Мы отслужили Божественную литургию и крестным ходом пошли в Рахманово, – вспоминает отец Владимир. – День был пасмурный, небо затянуто тучами. Но над нами был круг ясного, голубого неба, в котором кружили три ворона. Удивительно, но это пятнышко двигалось вместе с нашей процессией.

В Рахманово отслужили еще один молебен – дали людям попрощаться со ставшим уже родным образом.

– Нам передали икону, и мы тронулись в обратный путь. И наш пятачок голубого неба шел над нами. Как только мы зашли в ограду храма Смоленской иконы Божией Матери, неожиданно весь двор осветил луч солнца. Это удивительное ощущение: все небо серое, а двор церкви залит солнечным светом. У нас даже фотография есть, – показывает снимок настоятель. – Такое вот чудо.

Сейчас богослужения в храме совершаются регулярно -–по выходным дням служат Божественную литургию, а по четвергам читают акафист святителю Николаю Чудотворцу.

– В Софрино всего около семидесяти домов, – рассказывает протоиерей Владимир Гончаров. – Ходят к нам и из близлежащих поселений, например, из Ашукино, но не много. Так что в зимний период приход пустеет – обычно на службы приходит человек пятьдесят-шестьдесят, только шестеро из которых живут в Софрино. Зато летом храм полон, на каждом богослужении присутствует 100–120 прихожан.

Для детей

Несмотря на то, что начальная школа уже давно переехала из здания храма, здесь продолжают учить детей.

– У нас работает церковно-приходская школа, – продолжает рассказ Владимир Гончаров. – Правда, в основном, летом. У нас две группы: для детей пяти-шести лет и для подростков в возрасте тринадцати-четырнадцати лет. Занятия проходят по субботам и воскресениям. Ребята изучают Закон Божий, есть уроки рисования. Также мы сотрудничаем с центром реабилитации для детей, который находится в Отрадном, проводим совместные мероприятия.

Сейчас в школе разрабатывается новая программа.

– Мы хотим проводить «деньрожденные» утренники для детей с разнообразными конкурсами, викторинами, представлением и, конечно, подарками, – поясняет мой собеседник. – Правда, не индивидуально, а по кварталам: для ребят, родившихся летом, осенью, зимой и весной.

Много здесь и уже ставших традиционными праздников и мероприятий.

– У нас есть такой праздник, день первоклассника, – продолжается рассказ. – Дети, которым предстоит пойти в первый класс, получают от нас в конце лета подарок, так называемый «набор первоклассника»: портфель, дневник, карандаши, ручки и другие канцелярские принадлежности.

Отмечают в храме и один из самых любимых в мире праздников – Рождество Христово.

– Каждый год в зимние каникулы у нас проходят детские ёлки, – улыбается священник. – Еще есть традиция: на Рождество мы раздаем детям цветные листы, на которых они пишут свои пожелания на будущий год. А в конце смотрим, у кого что сбылось.

В храме Смоленской Божией Матери заботятся о маленьких прихожанах не только в праздники.

– Детям обычно тяжело выстаивать службы, – поясняет настоятель. – Они не могут так долго молиться и слушать. Поэтому, пока ждут Причастия, они могут порисовать.

И действительно, на скамейках храма лежат листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши, а на стендах, рядом с фотографиями, запечатлевшими самые яркие моменты приходской жизни, можно увидеть картины маленьких художников.

Традиции

За многовековую историю у храма Смоленской Божьей Матери появились и свои традиции.

– В конце XIX века, в 1892 году, в шестнадцати губерниях Российской империи свирепствовала холера, – рассказывает настоятель. – Не минула зараза и наши окрестности, люди умирали сотнями. И тогда, 1 июля, в День празднования Боголюбской иконы Божией Матери, была совершена Божественная литургия, затем – чин освящения воды, и крестным ходом под звон колоколов, с молитвами и песнопениями служители Церкви пошли по окрестностям. Все дома кропили святой водой, и болезнь стала отступать, смерти прекратились.

У нас в храме два престола: центральный Смоленской Божией Матери и боковой – святителя Николая. Но с тех пор и в память о тех событиях здесь отмечается день Боголюбской иконы Богоматери. И каждый год служится Божественная литургия, освящается вода, а по окрестностям проходит крестный ход.

Это не единственный день в году, когда священники посещают дома прихожан и кропят их святой водой – именно так с древности отмечается Яблочный Спас.

Как говорит отец Владимир, приход – это семья. А у каждой семьи есть свои, пусть небольшие, обычаи.

– На все приходские праздники, – на Пасху, Рождество, на оба праздника святителя Николая, в дни празднования Смоленской и Боголюбской икон Божией Матери, у нас проходят застолья, – улыбается настоятель. – На улице под деревьями накрываются столы.

И, как и в каждой семье, у всех свои обязанности.

– Прихожанки помогают нам с уборкой храма после богослужений, – поясняет отец Владимир. – А после мы вместе трапезничаем, обсуждаем волнующие темы, ищем ответы на вопросы. Такая вот воскресная школа для взрослых.

Паломники нашего времени

Еще одной чудесной традицией прихода Смоленской Божией Матери стали паломнические поездки.

– Два-три раза в год, обычно летом, мы обязательно куда-нибудь ездим, – рассказывает батюшка. – Собираемся с прихожанами, обсуждаем, кто где хотел бы побывать, определяем маршрут поездки.

– Если поездка дальняя, то нужен хороший автобус, – поясняет протоиерей Владимир. – Это дорого, и в группу тогда нужно собрать не меньше 40 человек. Если цель паломничества находится поблизости, то можно заказать два небольших автобуса или использовать личный автотранспорт.

За несколько лет прихожане храма побывали уже в Дивеево, Ярославле, Костроме, в Свято-Троицком Стефано-Махрищском женском монастыре, во Введенском Толгском женском монастыре, а с мужчинами священник молился на Афоне.

Чудесные иконы

Сегодня со стен храма Смоленской иконы Божией Матери смотрят из богатых окладов многочисленные иконы православных святых. Но так было далеко не всегда – после открытия церковь внутри была практически пуста.

– Когда я сюда пришел в октябре 1996 года, – вспоминает отец Владимир, – здесь не было даже штукатурки, а иконостас был бумажным. Нынешний строили уже при мне.

Сейчас о тех временах напоминает только небольшой кусочек каменной кладки, проступающий из-под белой штукатурки.

– Мы специально оставили его на память, – следует пояснение. – Чтобы не забывать, с чего все начиналось.

Сохранили здесь и память о тех далеких временах, когда церковь Смоленской Богоматери еще только строилась.

– Так как храм у нас постройки XVII века, – это барочная архитектура, – то и иконостас, и крест мы постарались выдержать в том же стиле, – улыбается священник. – Да и сам храм мы реставрировали так, чтобы сохранить дух старины.

В крест вделан камешек со Святой Земли, с горы Голгофы – подарок одного из прихожан церкви.

Неслучайным является и наполнение иконостаса, при этом многие иконы сами «пришли» в храм.

– Когда мы проектировали иконостас в 1998 году, то, памятуя историю, решили, что в нем обязательно должна быть Боголюбская икона Божией Матери, – делится настоятель. – Через пару недель после возникновения этой мысли к нам в церковь привезли отпевать старушку. После богослужения ко мне подошла ее дочь со словами: «Мама завещала передать в церковь две храмовые иконы из Боголюбова». Я поехал к ним домой, и каково же было мое удивление, когда я увидел эти образа. Пара: Боголюбская Божия Матерь и Спаситель.

Эти иконы – не единственные в Церкви Смоленской Божией Матери, у которых есть своя, удивительная история.

– Чудесным образом попала к нам икона Тихвинской Божией Матери, – показывает отец Владимир на один из образов. – Мне позвонил священник из соседнего прихода: «Привезли иконы. Приезжай». Это образа, которые были найдены в заброшенных во время войны деревнях, хуторах и селах. И среди них была эта – в очень плохом состоянии, с почти полностью утраченной золотой чеканкой, без оклада. Но я решил ее забрать. Мы проклеили образ и отдали на реставрацию знакомому мастеру в Москву.

В это же время в одном из столичных храмов затеяли ремонт, и старые киоты выбросили. Наш знакомый мастер собрал их и привез нам. Мы их почистили, отреставрировали в софринской мастерской. И один из них подошел к нашей иконе так, как будто был специально для нее сделан, без какой-либо подгонки. Вот так и нашли друг друга московский киот, отреставрированный в Софрино, и икона из Вологодской области, отреставрированная в Москве.

Икону святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого с частицами их мощей храму пожертвовала семейная пара. Икону «Вера, Надежда, Любовь» заказал сам отец Владимир.

– Это не обычная икона, не канонический образ, – пояснил он. – Он выполнен по картине Виктора Михайловича Васнецова.

А вот икона преподобного Серафима Саровского тоже имеет свою необычную историю.

– В 1998 году накануне празднования дня памяти преподобного к нам в храм пришли две женщины, – вспоминает батюшка. – Они принесли эту икону со словами: «Нам очень срочно нужны деньги». За образ они хотели 500 долларов.

У нас не было таких денег, но я ответил им: «Оставляйте икону, я обращусь к людям, и в ближайшее время постараюсь с вами рассчитаться».

Я обратился к прихожанам, и к концу службы мы собрали как раз нужную сумму – такой вот подарок от преподобного Серафима.

Чудесна и история самого иконостаса.

– Когда мы его заказывали, за работу надо было заплатить десять тысяч долларов, – вспоминает настоятель. – У нас таких денег не было. И мы начали делать его поэтапно. К концу каждой части работы Господь посылал нам деньги – приезжал кто-нибудь словами: «Батюшка, я хочу вам помочь, сделать пожертвование». Так весь иконостас и сделали.

Вообще, Бог всегда помогает в таких делах, главное – верить.

Когда фасад реставрировали, была такая же история, договаривались на поэтапный расчет. И когда газ проводили – нам посчитали 640 тысяч рублей за 45 километров. А у меня на руках всего шестьдесят тысяч было. Я честно сказал об этом подрядчикам, но договор с нами все-таки заключили. Я отдал задаток, работы начались. И за те два месяца, которые они шли, мы силами прихода смогли собрать еще восемьдесят тысяч. А как следующий этап работ закончился, на нас вышел архитектор из «Росатома», и они нам помогли – перечислили 450 тысяч. Так что Господь не оставляет.

В храме Смоленской иконы Божией Матери находится очень много икон с мощами святых: Никиты Столпника Переславского, Паисия Галичского, Иннокентия Иркутского, Игнатия Брянчанинова, Петра и Февронии Муромских, благоверного князя Глеба Владимирского, Игнатия Ростовского, Феофана Затворника, Анатолия Оптинского, Даниила Переславского, святителя Филарета Московского (Дроздова), Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского, и многие другие. Их привозят из паломнических поездок, собирают по российским монастырям, по другим епархиям.

– Например, мощи трех святителей и преподобного Сергия Радонежского нам отдал для храма наместник Троице-Сергиевой Лавры, - вспоминает отец Владимир. – А мощи преподобного Серафима Саровского привезли из Дивеево. Нам повезло: когда мы туда приехали, там шли реставрационные работы, и как раз открыли фундамент кельи святого. Так что кроме мощей мы привезли еще камушек от его кельи.

Необычный настоятель

У отца Владимира, а когда-то просто Владимира Александровича Гончарова, тоже есть своя, удивительная история. Он родился в Новочеркасске, в Ростовской области.

Начало 90-х годов, время начала возрождения Русской Православной Церкви. Владимир Александрович работал печатником офсетной печати в типографии. У него жена, ребенок…

– Это было в Приднестровье, в городе Бендеры, рассказывает свою историю батюшка. – Епископом в то время был владыка Викентий, ныне митрополит Ташкентский. А я был прихожанином кафедрального собора. В то время семинаристов не хватало, и епископ приезжал к нам, выбирал прихожан. Однажды он подозвал меня и спросил: «Ты не думал о том, чтобы пойти служить в храм?»

Таких мыслей у меня не было никогда. Я сначала работал на военном заводе, делал навигационную аппаратуру для военных самолетов и оснастку для ракет класса «земля-земля». Потом Михаил Горбачев стал активно разоружаться, заводы закрывались, и я ушел в типографию. В то время печатников офсетной печати было мало, и получал я неплохо. Словом, все было хорошо. Но раз епископ спрашивает, надо отвечать. Я и сказал: «Владыка, в таких вопросах самому принимать решение страшно. Благословите, я поеду к духовнику. Если он даст благословение, я приму это как волю Божию и пойду служить. Если нет, то все останется, как есть».

Духовник благословил меня, о чем я сразу сообщил владыке. Тот обрадовался, сказал: «Тогда завтра приходи в храм. Пока будешь учиться, мы тебя возьмем пономарем». Я пытался возразить, что меня никто так быстро с работы не отпустит. Но получил в ответ: «Я тебя благословляю завтра быть в храме».

Тут уж вариантов не было – приказы не обсуждаются. И я пошел на работу. Директор вполне ожидаемо ответил мне: «Мы тебя не уволим». В ответ на мой аргумент «меня благословили» он посмотрел на меня как на ненормального и сказал: «Два месяца будешь отрабатывать». Такое тогда было законодательство.

– Увольте меня по причине смены места жительства.

– Тогда две недели.

– Тогда по состоянию здоровья.

– Разве ты больной?

– Да, у меня проблемы с печенью, а здесь вредное производство, – это была правда, после армии я болел желтухой.

– Нужна справка.

Справку мне в тот же день дали в поликлинике, и меня уволили. Правда, чтобы никого не подводить, мы договорились, что в свободное время я буду приходить, консультировать, помогать, подрабатывать, пока мне не найдут замену.

Три месяца я прослужил пономарем. После чего владыка решил рукоположить меня во диаконы. Я упирался, сколько мог – было страшно, ведь это огромная ответственность, к которой я не был готов. У меня получилось отказаться в первый раз, во второй, в третий… Пока, накануне Благовещения, Ввладыка не оставил мне выбора. После службы он сказал: «Все, я тебя благословляю. Езжай в монастырь к отцу Дормидонту, исповедуйся, принимай присягу, завтра мы тебя рукополагаем».

Это было двадцать лет назад – в 1994 году.

Так я стал диаконом. Поступил заочно в Одесскую семинарию. А в 1995 году, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, владыка Юстиниан рукоположил меня в иереи.

В октябре 1996 года, на последнем курсе семинарии, отец Владимир перевелся в Москву.

– Батюшка, а Вам не страшно было так круто менять жизнь?

– Страшно. До сих пор страшно.

Алена КАЛАБУХОВА

Храм во имя преподобного Серафима Саровского возвышается над предприятием «Софрино». Величественный, построенный с использованием элементов древнерусской архитектуры он стал украшением не только завода, но и всего поселка Софрино. Храм – радость и духовное утешение для работающих на заводе, для жителей окрестных мест, посещающих богослужения в воскресные и праздничные дни.

Благословение на строительство нового храма Святейший Патриарх Алексий II дал в сентябре 1995 года, в день празднования 15‑летнего юбилея предприятия.

Долго и тщательно обсуждался проект новой церкви, в которой частица мощей преподобного Серафима Саровского должна была занять достойное этой святыни место. Проект был разработан в Центральном научно-исследовательском и проектном институте реконструкции исторических городов. Возводили храм мастера из Нижнеангарска (АО «Нижнеангарсктрансстрой»), имевшие достаточный опыт храмового строительства.

Храм возводился на добровольные пожертвования работников предприятия и окрестных жителей. Большую материальную помощь для успешного его завершения оказали благотворители.

Среди них – Владислав Юрьевич Сурков, Иван Сергеевич Ярыгин, Александр Васильевич Яковлев, Николай Иванович Милов, Александр Иванович Скоробогатько, Владимир Иванович Малышков, Анастасия Петровна Оситис, Константин Борисович Шор, Михаил Яковлевич Хесин, Сергей Викторович Пугачев и другие уважаемые люди. Имена благотворителей увековечены на памятной доске, установленной у входа в храм. Труженики предприятия признательны им за лепту, которую они по щедрости душевной вложили в строительство храма. Молитва о них ко Господу возносится за каждым богослужением.

Интенсивные строительные работы продолжались в течение полутора лет. Храм буквально «рос на глазах». Строители работали с чувством большой ответственности, с раннего утра и до позднего вечера, в любую, даже самую ненастную, погоду.

В то время как строители возводили стены, труженики предприятия с усердием занимались изготовлением для нового храма церковной утвари по индивидуальным эскизам, вкладывая в эту работу всю свою душу и мастерство. Они трудились во славу Божию, ради красоты и благолепия Дома Господня. Деяния их рук – престол, жертвенник, семисвечник, богослужебные сосуды и другие принадлежности алтаря; художественно выполненные решетка на солее и паникадило, а также великолепный резной позолоченный иконостас, изображение Распятия, иконы, находящиеся вне иконостаса, резные киоты и панихидный столик («канун»).

Автором проекта иконостаса стал А.Н. Москалионов, бывший тогда главным художником предприятия «Софрино». Это была одна из первых серьезных работ, положивших основу для создания в будущем цеха иконостасов на предприятии.

И вот настал день, когда в серую ненастную погоду, при большом стечении народа, после благодарственного молебна в небо поднялся купол, венчающий храм. И чудесным образом плотные облака уступили место ярким лучам солнца, осветившим сияющий золотом купол нового храма.

5 мая 1997 года Святейший Патриарх Алексий II в сослужении сонма архиереев совершил торжественное освящение храма. 1 августа 1997 года храм стал Патриаршим подворьем.

Вступая на лестницу, ведущую в храм, непременно обращаешь взор на прекрасно выполненную роспись стен. Тема росписи – житие преподобного Серафима Саровского: от детства отрока Прохора (так звали преподобного в миру, до принятия им монашеского пострига) – до торжественного прославления преподобного старца Серафима в лике святых, состоявшегося в 1903 году.

Настенная роспись в храме изображает святых Русской Православной Церкви, которые являются покровителями различных церковных ремесел. Эти святые сочетали молитвенный подвиг и церковное служение с занятиями церковными искусствами. Здесь изображен преподобный Сергий Радонежский, с благословения которого начала свое существование Богородская школа резьбы по дереву. Древнее монастырское предание гласит, что Игумен Земли Русской в краткие минуты отдыха вырезал из дерева игрушки, которые раздавал приходящим на богомолье детям.

Здесь и преподобный иконописец Андрей Рублев, создавший бессмертное произведение, получившее всемирную известность, – икону Живоначальной Троицы. Веками творения святого иконописца считаются образцами для тех, кто посвятил свою жизнь подвигу «иконного писания». К молитвенной помощи преподобного Андрея Рублева прибегают и софринские иконописцы.

Небесным покровителем иконописцев является и преподобный Алипий Печерский, подвизавшийся в XI веке в Киево-Печерской Лавре. Согласно житию преподобного Алипия его творения прославились многими чудесами.

К Собору Киево-Печерских святых принадлежит и преподобный Евстафий Златарь, сочетавший аскетические подвиги с послушанием по созданию предметов богослужебного назначения и другой церковной утвари. А также – преподобный Нестор Летописец, которого почитают своим небесным покровителем все, кто связан с изданием православных книг, и в их числе – труженики типографии предприятия «Софрино».

Те, кто занят на швейном производстве, обращают свои молитвы к преподобной Февронии Муромской (в иночестве – Евфросинии), которая, подобно многим праведным и благочестивым женам Древней Руси, вышивала плащаницы, покровцы, воздухи, пелены для храмов. Среди росписей храма преподобного Серафима Саровского – фигуры святителей-храмоздателей: Петра, митрополита Московского, архиепископов Новгородских Моисея и Ионы.

Особое место в росписи храма занимает событие из новейшей церковной истории – второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Патриарх Алексий II изображен с архипастырями Русской Православной Церкви у раки с мощами святого в Московском Богоявленском кафедральном соборе.

В мае 2012 года было создано благочиние ставропигиальных храмов и Патриарших Подворий, которое возглавил Преосвященнейший Савва епископ Воскресенский, и храм завода был переведен в состав нового благочиния. С этого времени и клирики и прихожане храма преподобного Серафима видят отеческую заботу и внимание викария Его Святейшенства – Преосвяшеннейшего Саввы епископа Воскресенского. Молитвенное общение и мудрое пастырское слово владыки к труженикам завода стали доброй традицией в дни престольных дней храма и в праздники Художественно – производственного предприятия «Софрино».

Ежедневно в храме предприятия «Софрино» совершается молебен небесному покровителю заводчан преподобному Серафиму Саровскому. Богослужение транслируется по всему заводу; это дает возможность каждому сотруднику, где бы он ни находился, освятить молитвой свой рабочий день. Еженедельно по четвергам в храме совершается Божественная литургия, на которой поочередно присутствуют работники всех подразделений предприятия. Многие труженики венчались в заводском храме, крестили здесь своих детей, внуков.

Настоятель храма протоиерей Валерий Кузнецов ведет пастырскую работу по дальнейшему воцерковлению трудящихся на заводе. Он освящают готовую продукцию, новые помещения, оборудование; участвует в разработке новой продукции, следит за соблюдением канонов, консультирует тружеников по различным вопросам.

Доброй традицией для всех заводчан стало собираться с детьми и всеми членами семьи на Пасху и Рождество в домовом храме, вместе молиться и разделять праздничную трапезу.

Дни ангела, дни рождения, юбилеи, все значимые события начинаются с благодарственного молебна в храме. Еще одна заводская традиция – поздравлять здесь административных работников «Софрино».

Духовное окормление тружеников на протяжении многих лет совершает Преосвященный Владыка Феогност, наместник Троице-Сергиевой Лавры. Службы Архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста отличаются особой проникновенной молитвой. Прекрасные мудрые проповеди труженики слушают с особым вниманием. Духовники Троице-Сергиевой Лавры принимают исповедь, духовно наставляют тружеников, помогают разобраться в сложных жизненных ситуациях и обрести путь ко спасению.

Для тех, кто работает на заводе, – всегда праздник, когда богослужение в храме возглавляют архипастыри. В храме служили: митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, епископ Солнечногорский Сергий, епископ Подольский Тихон, епископ Дмитровский Феофилакт. В своих проповедях Преосвященные архиереи обращаются к людям со словами духовной поддержки, с любовью несут им Слово Божие, укрепляют и вдохновляют их.

С особым чувством труженики благодарят протодиаконов отца Владимира Назаркина и отца Николая Платонова. Их участие в богослужениях придают им особую торжественность; их одухотворенные красивые голоса проникают в самое сердце молящихся.

Во время служб в храме поют учащиеся Московских Духовных академии и семинарии. В праздник Пасхи и в дни памяти преподобного Серафима Саровского на предприятии «Софрино» проводятся торжественные крестные ходы, в которых участвуют все заводчане.

С разных концов России в храм привозятся чудотворные образы для поклонения. С большим благоговением встречали труженики чудотворный образ Божией Матери «Умягчение злых сердец».

В храме заботятся не только о взрослых прихожанах, но и о маленьких. При храме работает воскресная школа, для которой дирекция предприятия выделила прекрасное помещение. Священнослужители храма говорят с детьми о Боге, о Его Законе, о вечных христианских ценностях; прививают им православный взгляд на мир.

Особенностью воскресной школы является обучение детей церковным ремеслам. При школе работают кружки, в которых дети приобретают художественные навыки. Преподают в кружках труженики предприятия, люди, имеющие педагогический талант. Лучшие мастера и мастерицы знакомят детей с основами своего искусства – вышивкой, бисероплетением, резьбой по дереву, иконописью и ювелирным делом. Ребята посещают производственные цеха, где наблюдают за работой мастеров, перенимают их навыки.

Для учащихся воскресной школы и для сотрудников предприятия организуются паломнические поездки по монастырям Подмосковья, где они соприкасаются с древним церковным искусством и окунаются в атмосферу монастырской жизни. Все это позволяет им глубже понять и осознать смысл жизни православного христианина.

Контакты храма

Адрес: 141270, Московская область, пос. Софрино, ул. Патриарха Пимена (бывшая ул. Железнодорожная), д.3.

Храм св. Серафима Саровского является домовым храмом, устроенным для молитвы сотрудников предприятия«ХПП«Софрино»РПЦ».

Посещение храма возможно только с личного благославления настоятеля храма.

Для посещения храма в воскресные и праздничные дни, необходимо получить пропуск у священника.

Телефон: +7 495 993-24-49

Расписание богослужений в храме Преподобного Серафима Саровского:

Храм Преподобного Серафима Саровского – домовой храм ООО "ХПП"Софрино" РПЦ". Возможность посещения богослужений жителями посёлка и гостями осуществляется по пропуску, выданному священниками храма.

ПН – СР: 8:00 – Молебен прп. Серафиму Саровскому на начало рабочего дня

ЧТ: 8:00 – Божественная Литургия для сотрудников ООО "ХПП "Софрино" РПЦ"

ПТ: 8:00 – Панихида

СБ: 16:00 – Всенощное бдение

ВС: 9:00 – Божественная Литургия

Таинство Крещения совершаются в храме по предварительной договорённости. Период и время огласительных бесед обговаривается индивидуально.

Время занятий в Воскресной школе при храме: воскресенье с 11:00 до 14:30.

Актуальное расписание богослужений текущего месяца находится на информационной доске храма в помещении проходной предприятия.

Контактный телефон: 8-917-586-00-95

Просмотреть на карте большего размера

С. Софрино.

В начале 1630-х гг., после разорения Смутного времени, село Супонево "Сафарино тож", лишившееся своей Успенской церкви, оказалось "присельем" с. Семёновского на Вязи.

К 1677 г. Сафарино - государево дворцовое село "у пруда"; восстановленная Успенская церковь успела сгореть или обветшать, и на её месте выстроена новая, под другим наименованием, посвященная Смоленской иконе Божией Матери . На составленном около этого времени плане XVII в. трёхшатровая церковь с колокольней и папертью показана на левом берегу запруженной Талицы; напротив неё, на правом берегу, - "двор, что был вотчинников", мимо которого по прудовой плотине проходит дорога, ответвляющаяся от Троицкой у д. Григорковой и опять сливающаяся с нею у села Рахманова. Деревня Кленники, также превращенная разорением из сельца в присёлок соседнего с. Митрополичья, уже в начале 1630-х гг. числилась в дворцовом ведомстве. По-видимому, незадолго до Смуты здесь была выстроена церковь Святителя Николая Чудотворца , при ней обосновался небольшой монастырёк или "пустынка", от которой сохранились "5 мест келейных".

Из документа 1680 г. узнаём, что на проходившей через Кленники Троицкой дороге ("старой Переславской"), на месте бывшего попова двора, был выстроен государев путевой дворец.

Позднее Сафарино вместе с "присёлком" Кленниками и деревней Бордаковой было пожаловано в вотчину ближнему боярину Фёдору Петровичу Салтыкову, отцу царицы Прасковьи Фёдоровны. При правительственном перевороте 1689 г. Салтыковы удержались при царском дворе, и в 1691 г. тесть царя Иоанна Алексеевича начал в своей подмосковной вотчине Сафарино строительство второй церкви, каменной, также посвященной Смоленской иконе Божией Матери. Новый храм возводился по другую сторону пруда, на месте старого "вотчинникова двора", и был соединён с каменным загородным дворцом. Стройку закончили только в 1702 г., когда Сафарино уже перешло к сыну Фёдора Петровича, кравчему Владимиру Фёдоровичу.

В палатах Салтыковых, проездом по Троицкой дороге, останавливались Пётр I , царица Прасковья Фёдоровна, императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна .

В 1730 г. с. Софрино принадлежало кавалеру высшего ордена Российской империи - Святого апостола Андрея Первозванного - князю Ивану Фёдоровичу Ромодановскому (в том же году он умер), женатому на сестре В.Ф. Салтыкова Анастасии Фёдоровне. Он был прямодушным, кротким, добродушным человеком. В домашнем обиходе придерживался старинного образа жизни, очень любил охоту, у него были прекрасно обученные ястребы и кречеты. От своего отца, внушавшего ужас главы пыточного Преображенского приказа, князя Ф.Ю. Ромодановского, он унаследовал имевший шутливый оттеноктитул князя-кесаря. Князь Фёдор даже царём именовался Ваше Величество, он имел право входить в кабинет Петра в любое время без доклада.

С властью, далеко превосходившей губернаторскую, он управлял Москвой до 1724 г., когда попросился в отставку, чувствуя, что служба становится ему тяжела. Но в 1727 г. император Пётр II назначил его управлять Москвой, которая снова стала столицей империи. Сафарино в приданое за дочерью Ромодановских Екатериной Ивановной перешло к вице-канцлеру и кабинет-министру графу Михаилу Гавриловичу Головкину (1705-1755).

В 1737-1740 гг. на месте обветшавшей деревянной Смоленской церкви выстроили новую, тоже деревянную. Головкин был хорошо образован, истинный патриот и искусный государственный деятель, отличался прямотой, добрым сердцем и большим гостеприимством, но любил предаваться лени, не был чужд гордости, упрямства, настойчивости и злости. Он оставался верен правительнице Анне Леопольдовне и противился перевороту, совершённому дочерью Петра I Елизаветой.

В 1741 г., был сослан на Колыму, где умер через 15 лет. Жена добровольно поехала с ним в ссылку.

После восшествия на престол Елизаветы в 1742 г. Сафарино было конфисковано у Головкина и приписано к вотчинам государыни, как и все его сёла.

В 1759 г. возвращено вдове опального графа и через четыре года пожаловано ей в вечное владение. В это время в селе стояли две церкви, дворец с регулярным "садом". Была суконная фабрика.

После смерти Е.И. Головкиной имение перешло к её племяннице, графине Вере Николаевне Ягужинской (урождённой Салтыковой), муж которой, генерал-поручик СП. Ягужинский, был сыном сестры М.Г Головкина Анны Гавриловны.

В 1833 г. 84-летняя Ягужинская освободила сафаринских крестьян от крепостной зависимости. После её смерти в 1843 г. дворец запустел и стал разрушаться, парк вырубался крестьянами.

В 1866 г. на месте разобранных боярских палат XVII в. были выстроены трапезная и колокольня Смоленской церкви.

В 1878 г. упразднена деревянная церковь за р. Талицей.

В 1860-х гг. по сафаринским землям была проложена Московско-Ярославская железная дорога, разделившая д. Кленники и Бордакову в направлении на Своробино. На левом берегу Мавры возникла железнодорожная станция Талицы, соединённая шоссейной дорогой через Кленники с д. Талицей. Во 2-й половине XIX в. получила развитие местная промышленность; появились фабрика Бакатиных в Кленниках (к концу XIX в. уже упразднённая) и завод Худякова вблизи железнодорожной станции (нынешний Софринский кирпичный завод). В Кленниках тогда появились первые дачные домики.

К началу XX в. на территории бывшей усадьбы осталась только Смоленская церковь с двором священника и приходским училищем.

В нескольких километрах от ст. Софрино в Талицах сохранилась усадьба лесопромышленников Аигиных, благоукрасителей многих окрестных храмов. Усадебный дом построен в последней четверти XIX в.

У Ярославского шоссе стоит каменная часовня конца XIX в. На её месте в начале XIX в. стояла деревянная, при ней находился монах Махрищенского монастыря Александровского уезда Владимирской губернии Антоний. 9 лет он копал пещеру, вход в которую был напротив часовни, через Троицкую дорогу.

Монах окончил работу - видно, выполнил данный Богу обет, - и умер. Он был похоронен в часовне.

В советское время она разорена, уничтожена главка, уничтожена и пещера с обложенным кирпичом входом в неё.

В часовне жили несколько семей, и, уезжая, они выломали всё мало-мальски пригодное для хозяйственного обзаведения на новом месте.

В наше время часовня восстанавливается.