Данный методический материал может быть использован педагогами ДОУ в качестве алгоритма анализа НОД с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Он будет способствовать развитию методической грамотности педагогов ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Образовательная область «Познавательное развитие»
информационная и технологическая карты
непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП
в подготовительной к школе группе
«В гостях у сказки»
(ознакомление с площадью фигур)
Воспитатель 1 квалификационной категории
г. Югорск,
2014 г.
Аннотация
Представленная методическая разработка носит практико-ориентированный и познавательный характер и включает в себя информационную карту непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП «В гостях у сказки» (ознакомление с площадью фигур) с детьми старшего дошкольного возраста образовательной области «Познавательное развитие» в рамках программы Л.Г. Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька, второй год обучения» с использованием рабочей тетради для детей 6-7 лет «Раз – ступенька, два – ступенька, часть 2» под редакцией Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной издательства «ЮВЕНТА», технологическую карту НОД, мультимедийную презентацию и приложение.
В основе реализации НОД лежат: педагогическая технология развивающего обучения, информационно-коммуникативная технология, технология портфолио, технология исследовательского обучения (частично), технология ТРИЗ (частично) и здоровьесберегающая технология. При организации детской деятельности по формированию представления о площади фигур активно используются игровой. проблемно-поисковый, эвристический методы, позволяющие воспитанникам развивать воображение, проявлять инициативу и самостоятельность, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, развивая тем самым целевые ориентиры, определённые федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Использование мультимедиа позволяет активизировать внимание, разнообразить познавательную и игровую деятельность и способствует укреплению здоровья воспитанников.
Предлагаемая методическая разработка может быть использована специалистами дошкольных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста Л. Г. Петерсон, и родителями.
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………. 4
2. Информационная карта непосредственно образовательной деятельности…………. 5 – 17
3. Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности………….. 18 – 30
4. Литература………………………………………………………………………………. 31
5. Приложение
Информационная карта непосредственно образовательной деятельности
По формированию элементарных математических представлений
детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Мы живём в мире чисел и формул, в мире, где всё определяется количеством и поддаётся исчислению. Поэтому без хорошего знания математики сегодня очень сложно обойтись.
Нередко математический склад ума и отличное развитие логики являются залогом построения успешной карьеры. Причём базовые знания, умения и навыки по математике закладываются с детства.
На изучении математики делают акцент многие современные школы развития, разрабатываются различные продуктивные методики и программы обучения этой точной науке. Одной из таких прогрессивных программ является программа Л.Г. Петерсон, на базе которой построена данная непосредственно образовательная деятельность.
В ходе её реализации воспитанники самостоятельно открывают новые знания, приобретают важные общеучебные умения, которые будут необходимы им как для успешной учёбы в будущем, так и в повседневной жизни, а именно: умение делать выбор, ставить цель и достигать её, выдвигать гипотезы и обосновывать их, работать с информацией, проявлять волевые качества, любознательность, способность к принятию собственных решений. Одним словом, у воспитанников развиваются те целевые ориентиры, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Истина в ходе реализации представленной непосредственно образовательной деятельности рождается в результате совместного обсуждения, созидательной и исследовательской работы, которая воспитывает личность.
Тема НОД: «В гостях у сказки» (ознакомление с площадью фигур).
Цель НОД:
Задачи:
Образовательные:
Сформировать представление о площади фигур;
Сформировать умение сравнивать площади фигур методом наложения и с помощью условной мерки;
Закрепить вычислительные навыки в пределах 8;
Закрепить состав числа 8.
Развивающие:
Развивать память, образное и вариативное мышление, познавательный интерес;
Развивать навыки связной речи, умение отвечать на вопросы полными, развёрнутыми предложениями;
Активизировать словарь математическими терминами и понятиями (площадь, наложение);
Развивать внимание;
Развивать навыки само- и взаимоконтроля;
Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
Развивать интерес к двигательной активности с музыкальным сопровождением;
Развивать интерес к творчеству писателя А.Н. Толстого.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность в работе;
Воспитывать умение, работая в коллективе, решать общие задачи;
Воспитывать желание заботиться о своём здоровье и активно применять принципы и методы ЗОЖ в игровой деятельности и повседневной жизни.
Направление (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): познавательное.
Тип НОД: формирование новых знаний.
Интегрируемые образовательные области (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования):
Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
Обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе;
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
Развита крупная и мелкая моторика; подвижен, владеет основными движениями;
Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
Проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области математики; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
Форма проведения НОД: фронтальная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Методы и приёмы:
- словесный, наглядный, игровой, ТРИЗ, эмоциональный, познавательный, социальный, самоконтроля, взаимоконтроля, парного контроля, проблемно-поисковый, познавательный, эвристический (метод открытий);
Логические рассуждения, рассказ, беседа, практическая деятельность, наблюдение, продуктивная деятельность, разъяснения, пояснения, инструктаж, дискуссия, ситуации столкновения мнений, ситуации занимательности и новизны, поощрение, создание ситуации успеха, выполнение заданий на смекалку, побуждение к поиску альтернативных решений.
Применяемые педагогические технологии: информационно-коммуникативная, ТРИЗ (частично), здоровьесьеберегающая, развивающего обучения, исследовательская (частично), портфолио.
Предварительная работа: знакомство с творчеством писателя А.Н. Толстого посредством чтения произведения «Золотой ключик, или приключения Буратино».
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: авторская мультимедийная презентация; проектор, компьютер, экран, музыкальное сопровождение НОД на электронном носителе (музыка А. Рыбникова из к/ф «Приключения Буратино», песня «Автобус» Е. Железновой); магнитофон; картонные ключики разного цвета и размера на отдельном столе; крупные цифры 1-8, прикреплённые к подушкам – думочкам, лежащим на ковре; ширма «В гостях у сказки»; атрибуты восьми персонажей сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; золотой ключик.
Раздаточный: рабочие тетради Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька, часть 2»; простые и цветные карандаши; «математические билеты» - картонные карточки с примерами на сложение и вычитание в пределах 8; резиновые тренажёры для рук.
Группа: подготовительная.
Количество участников: 16 (по 8 в каждой подгруппе).
Время реализации: 30 минут.
Место реализации: музыкально-спортивный зал.
№ п/п | Этап | Оборудование | Слайд |
|
Психологического настроя, 0,5 мин. | Педагог с воспитанниками заходит в зал, останавливается на ковре. Обращаясь к воспитанникам: Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое, Здравствуйте, мои друзья, Всех вас рада видеть я! | проектор, компьютер, экран, презентация | ||
Вводно-организационный, 1,5 мин. | Ребята, мы с вами очень часто путешествуем по увлекательной стране Математике. И сегодня нас ждёт Город Сказок, где на площади имени писателя А.Н. Толстого мы встретимся с героями его сказки…(«Золотой Ключик, или Приключения Буратино» ). До города мы поедем на поезде, а потом до площади ещё и на автобусе. Но, чтобы попасть на поезд, вам нужно получить математический билет, решить его и сесть на ковре около той цифры, которая получится в ответе. Запомните свою цифру, она вам пригодится в течение всего сегодняшнего путешествия. (Воспитанники вытягивают билеты с примерами, решают их и занимают свои места на подушках – думочках с соответствующими цифрами; педагог собирает билеты). | карточки-билеты с примерами на сложение и вычитание в пределах 8, подушки -думочки на ковре с цифрами 1-8 | ||
Основной, 26 мин. | ||||
Закрепление знаний о составе числа 8, 5 мин. | Вот и наш состав. У каждого поезда должен быть свой номер. Интересно, какой же номер у нашего поезда? Сейчас я загадаю число от 1 до 10, а вы с помощью наводящих вопросов попробуете его отгадать. Это число и будет номером нашего поезда (с помощью технологии ТРИЗ, воспитанники определяют, что номер поезда - 8). . Цифра 8 показывает, что в каждом вагоне должно ехать по 8 пассажиров, а в нашем поезде вагончики не заполнены. Давайте подскажем, сколько пассажиров нужно подсадить в каждый вагончик, чтобы их стало 8. (Воспитанники выполняют задание, из паровоза начинает идти дым). Внимание! Наш поезд трогается! А пока он будет в пути, мы закрепим, как же можно получить число 8, поиграв в математическую игру в наших тетрадях. Прошу всех сесть на свои стульчики и открыть тетрадь по закладке, ведь игра вас ждёт именно там. (Воспитанники садятся, а педагог закрывает изображение поезда на экране). Не забывайте правило: Чтоб уметь писать красиво, надо правильно сидеть, На пол ровно ножки ставить, головою не вертеть! Проверь рукою расстоянье от парты до своей груди, Склони головку чуть-чуть набок, тетрадку верно положи! . (задание № 5, стр. 45). . Найдите поезд, обведённый в красную рамочку. На нём тоже нарисовано 8 точек. Заселите вагончики нужными цифрами так, чтобы в каждом получилось число 8. (Воспитанники выполняют задание; педагог открывает изображение поезда). А теперь, глядя на наш поезд, проверьте, не нарушил ли кто правила игры. Если вы правила не нарушили, поставьте около вашего поезда «+», а если ошиблись, « - « (самоконтроль). | проектор, компьютер, экран, презентация, рабочие тетради по математике Л. Г. Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька, часть 2», | ||
Физминутка, 2 мин. | Наш поезд прибыл на вокзал, мы пересаживаемся в автобус, который довезёт нас до площади имени А.Н. Толстого. Становитесь на ковёр в кружок, мы отправляемся в путь! (Имитация движений по тексту песни «Автобус», муз. Е. Железновой; далее воспитанники садятся на ковёр возле своей цифры). . | магнитофон, флэшка с записью песни Е. Железновой «Автобус» | ||
3 мин. | Вот мы и добрались до площади! Знаком ли вам этот деревянный человечек? (Это Буратино). А эта девочка с голубыми волосами? (Это Мальвина). У них сегодня проходит урок математики, Мальвина учит Буратино красиво писать цифру 8, но, о, ужас, на его листе бумаги появляются две кляксы – одна синяя, а другая - красная. Как вы думаете, какая клякса занимает больше места на листе бумаги? (Синяя клякса занимает больше места на листе бумаги). А как можно это проверить? (Надо наложить красную кляксу на синюю). Этот способ называется способом наложения, он вам уже известен и лежит в вашем математическом портфолио. Действительно, вы правы, красная клякса стала частью синей, значит, она меньше. Послушайте внимательно, что вам скажет умница Мальвина: « Свойство фигуры, которое показывает, сколько места она занимает на листе, называется «площадью». Смотрите, как интересно, прямо как площадь имени А.Н. Толстого! Повторите хором это слово – «площадь». (Хором и индивидуально). А теперь ответьте мне правильным математическим языком: «Площадь какой кляксы больше? Меньше?» (Площадь синей кляксы больше, площадь красной кляксы меньше). | проектор, компьютер, экран, презентация, подушки – думочки на ковре | ||
2 мин. | Давайте попробуем способом наложения сравнить площади других фигур. Мальчики остаются на местах, они будут контролёрами, девочки подходят к столу, берут два ключика любого цвета, накладывают их друг на друга, определяют, площадь какого ключика больше, а какого меньше, рассказывают об этом мальчикам, а мальчики проверяют правильность выполнения. Потом контролёрами будут девочки (например, «Площадь красного ключика больше, площадь зелёного ключика меньше» Взаимоконтроль). | картонные ключики разных цветов и размеров | ||
Точечный массаж, 1 мин. | А перед тем, как поиграть ещё в одну математическую игру, мы сделаем точечный массаж, чтобы хорошо мыслить. Тщательно массируем те точки, на которые я буду показывать. * Здесь живёт Хмурилка (массаж переносицы); * Здесь живёт Дразнилка (массаж крыльев носа); * Здесь живёт Смешилка (массаж подбородка); * Здесь живёт Страшидка (массаж мочек ушей); * Это носик - Бибка (массаж кончика носа), * Где твоя улыбка? (массаж уголков рта). . | |||
4 мин. | Мальвина написала письмо героям нашей сказки, в котором рассказала, какие подарки она им приготовила, и положила письмо вот в этот конверт. «Посчитай, Буратино, - попросила Мальвина, - сколько всего четырёхугольников в моём конверте?» Буратино сразу ответил, что 2. Вы с ним согласны? (Нет, не согласны). Тогда посчитайте сами (Выслушиваются все мнения, в итоге приходят к общему, что в конверте 6 четырёхугольников). А теперь помогите Буратино среди всех шести четырёхугольников найти самый большой по площади? (Это сам конверт). Давайте проверим это способом наложения. (Посредством мультимедиа на большой конверт накладываются составляющие детали, и делается вывод о том, что все они являются частью самого конверта, следовательно, он самый большой четырёхугольник по площади). . | проектор, компьютер, экран, презентация | ||
Гимнастика для глаз, 2 мин. | Перед тем, как узнать, о каких подарках написала в письме Мальвина, давайте сделаем гимнастику для глаз, потому что они у вас уже устали, а зрение нужно беречь. Сядьте поудобней и, не отрывая глаз, следите за двигающимися геометрическими фигурками. . | проектор, компьютер, экран, презентация | 6 - 11 |
|
2 мин. | Вскрываем конверт? Оказывается, Мальвина связала тёплые коврики для Пьеро, черепахи Тортиллы и пуделя Артемона, ведь на улице холодно, т.к. наступила… (зима) . Давайте попробуем определить, чей коврик больше по площади. Сможем мы это сделать способом наложения, как делами с кляксами, ключиками и конвертом? (Нет, потому что коврики разные по длине и ширине). Как нам решить эту проблему ? (Выслушиваются все мнения детей, в итоге делается вывод: каждый коврик состоит из квадратиков, и если мы их сосчитаем, то по их количеству узнаем, площадь какого коврика больше). Главное условие – квадратики должны быть одинаковые по размеру. Этот способ измерения площади называется «измерение с помощью условной мерки». (Дети определяют, что самая большая площадь у коврика Пьеро, а самая маленькая – у коврика Тортиллы). . Ребята, это новый способ измерения фигур, и его пока нет в вашем математическом портфолио . В портфолио уже хранятся карточки по измерению размера, длины и ширины фигур способами наложения и приложения, которые вы сделали на аппликации. А сегодня я вам раздам вот такие готовые математические коврики, которыми вы тоже пополните своё портфолио. Они будут напоминать о способе измерения фигур с помощью условной мерки. А сейчас эти коврики помогут вам справиться с другой математической игрой. | проектор, компьютер, экран, презентация, картонные коврики, разделённые на квадратики – «условные мерки» (по количеству детей) для пополнения портфолио | ||
5 мин. (1 мин. + 4 мин.) | Но сначала сядем за столы и сделаем гимнастику для пальчиков с помощью тренажёров. * катание тренажёра по ладони продольными и круговыми движениями; * катание тренажёра по тыльной стороне продольными и круговыми движениями; * катание тренажёра по каждому пальцу от корней до кончиков; * катание тренажёра по столу правой и левой рукой. (задание № 2, стр. 44). . В этой игре фигуры тоже состоят из одинаковых квадратиков. Вам нужно закрасить одним цветом фигуры, равные по площади так, как это показано на образце с зелёными фигурами. Я предлагаю вам взять простой карандаш, посчитать все квадратики в каждой фигуре, написать рядом с фигурой цифру, соответствующую площади, а потом закрасить одним цветом фигуры, у которых цифры будут совпадать. А теперь поменялись тетрадями со своим соседом и проверили, выполнил ли он правила игры. Если да, вы ставите ему « +», а если нет, то «-« (Парный контроль). | резиновые тренажёры для рук, рабочие тетради по математике Л. Г. Петерсон «Раз – ступенька, два – ступенька, часть 2», простые карандаши, цветные карандаши | ||
2 мин. | Молодцы, выходите на ковёр. Понравилось ли вам в Городе Сказок? На площади имени какого писателя мы с вами сегодня побывали? С каким новым свойством помогли нам познакомиться герои его сказки? Что мы с вами научились измерять? Каким способом мы сравнивали площади клякс и ключиков? А площади ковриков? Чем вы пополнили сегодня своё математическое портфолио ? Как вам может помочь в повседневной жизни новый математический коврик из портфолио? Кто-то из вас не понял материал? Кому было трудно? С кем нужно дополнительно поиграть в математические игры по измерению площади? Что вам понравилось в путешествии больше всего? Помог ли вам наш волшебный экран? Если помог, то чем? В следующий раз нас ждёт не менее увлекательное приключение - мы будем работать с зеркалами и познакомимся с другими произведениями А.Н. Толстого, а сегодня Мальвина и я хотим сказать, что вы все большие молодцы! * Вы все молодцы, вы все удальцы, Про площадь никто не забудет! И пусть на года любимой всегда Для вас математика будет! Она и серьёзна, она и трудна, Но если чуть-чуть постараться, То можно и в ней играть и шутить, Ребята, а хотите ненадолго сами превратиться в героев сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино»? Тогда… «крекс – пекс – фекс!» (в руках у педагога появляется золотой ключик). Я ведь тоже немного волшебница… У меня есть своя потайная дверка. (Включается музыка А. Рыбникова из к/ф «Буратино», дети открывают ключиком «волшебную дверь» на ширме, достают костюмы героев и переодеваются в них. Непосредственно образовательная деятельность трансформируется в свободную театрализованную деятельность в группе). . | проектор, компьютер, экран, презентация, магнитофон, флэшка с записью песни А. Рыбникова из к/ф «Приключения Буратино», золотой ключик, ширма, костюмы героев сказки «Золотой ключик» |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
По формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
«В гостях у сказки» (ознакомление с площадью фигур)
Цель НОД: формирование представления о площади фигур через интеграцию различных видов детской деятельности.
Этап, хронометраж | Цель | Реализуемые задачи | Форма работы | Интегрируемые образовательные области (ФГОС ДО) | Планируемый результат | Формируемые целевые ориентиры (ФГОС ДО) | Используемые пед. технологии |
Методы и приёмы | Виды детской деятельности | ||||||
1. Психологического настроя, 0,5 мин. | Создание положительной эмоциональной направленности, интригующего начала, обеспечение психологической готовности к общению. | Настроить детей на общение. Создать положительную эмоциональную атмосферу в группе. | фронтальная групповая | «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | Дети готовы к совместной игровой и познаватель-ной деятельности. | Обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. | ИКТ |
словесный наглядный эмоциональный | восприятие худ. литературы, коммуникативная | ||||||
2. Вводно-организационный, 1,5 мин. | Повышение уровня учебной мотивации. | Активизировать мотивацию на предстоящую совместную игровую и познавательную деятельность. Активизировать память и интерес к творчеству А.Н. Толстого. | фронтальная групповая индивидуальная | Познавательное развитие», | У детей закреплены имеющиеся счётные умения в пределах 8, выявлены пробелы в знаниях. | Активно взаимодействует со взрослыми, адекватно проявляет чувство веры в себя, умеет подчиняться правилам, задаёт вопросы, знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области математики. | |
словесный, наглядный, игровой, практической деятельности инструктаж, разъяснение, рассказ, самоконтроль | игровая коммуникативная продуктивная | ||||||
3. Основной 26 мин. (делится на несколько этапов). | |||||||
3.1 Закрепление знаний о составе числа 8, 5 мин. | Закрепление представления о составе числа 8, навыка самоконтроля по образцу. | Закрепить состав числа 8. Способствовать развитию памяти, образного и вариативного мышления, навыков связной речи и самоконтроля, зрительного внимания; воспитанию желания самостоятельно применять принципы ЗОЖ в повседневной жизни. | фронтальная групповая индивидуальная | «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | Дети обобщили знания о составе числа 8, развили вариативное мышление, навыки самоконтроля, закрепили правила посадки за столами. | Самостоятельно проявляет инициативу в игре и общении, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, адекватно проявляет чувство веры в себя, достаточно владеет устной речью, способен к принятию собственных решений. | ИКТ, ТРИЗ, развивающего обучения, здоровьесберегающая |
игровой, словесный, наглядный, практической деятельности, проблемно-поисковый продуктивная деятельность, самоконтроль по образцу | игровая коммуникативная продуктивная | ||||||
3.2. Физминутка, 2 мин. | Снятие мышечного напряжения, поддержание положительного эмоционального фона. | Способствовать развитию интереса к двигательной активности с музыкальным сопровождением | фронтальная групповая | «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | Дети сняли мышечное напряжение и готовы продолжать совместную игровую деятельность в дружеской обстановке. | Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением, подвижен, владеет основными движениями. | здоровьесберегающая |
наглядный, игровой, практической деятельности практические упражнения | двигательная игровая, музыкально-художественная | ||||||
3.3. Формирование представления о площади фигур, 3 мин. | Ознакомление с понятием «площадь фигуры» и сравнением площадей различных фигур способом наложения. | Сформировать умение сравнивать площади фигур способом наложения. Способствовать развитию навыков связной речи, умению отвечать на вопросы полными, развёрнутыми предложениями. Активизировать словарь математическими терминами (способ наложения, площадь). | фронтальная групповая индивидуальная | «Познавательное развитие», «Речевое развитие» | У детей обобщены знания об измерении размера фигур способом наложения, созданы условия для ознакомления с новым понятием «площадь фигур», закреплено умение отвечать на вопросы педагога полно и развёрнуто, введено новое понятие «площадь». | Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в общении, проявляет инициативу, обладает развитым воображением, достаточно хорошо владеет устной речью, может построить речевое высказывание в ситуации общения, склонен наблюдать, обладает элементарными представлениями из области математики. | ИКТ, портфолио, развивающего обучения |
наглядный, проблемно-поисковый, игровой, словесный, эвристический рассказ, пояснение | коммуникативная | ||||||
3.4. Практическая работа по сравнению площади фигур способом наложения, 2 мин. | Практическое закрепление сравнения площади фигур способом наложения; закрепление навыка взаимоконтроля. | Закрепить умение сравнивать площади фигур способом наложения. Способствовать развитию навыков связной речи, умению формулировать мысли полными, развёрнутыми предложениями. Развивать внимание и навыки взаимоконтроля. | погрупповая индивидуальная | «Познавательное развитие», «Речевое развитие» | Посредством игры дети отработали практический навык измерения площади фигур способом наложения, развили навык Взаимо – контроля и связную речь. | Проявляет самостоятельность в игре, участвует в совместных играх, адекватно проявляет чувство веры в себя, достаточно хорошо владеет устной речью, может построить речевое высказывание в ситуации общения, развита крупная моторика. | исследовательского обучения |
наглядный, игровой, словесный, практической деятельности, социальный (при необходимости создание ситуаций взаимопомощи) практические упражнения, дидактическая игра, свободный выбор, взаимоконтроль | игровая коммуникативная | ||||||
3.5. Точечный массаж, 1 мин. | Активизация мыслительной деятельности, снятие мышечного напряжения. | Способствовать развитию внимания и мелкой моторики, воспитанию желания применять принципы ЗОЖ в повседневной жизни. | фронтальная групповая | «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | Дети расслабились, сняли мышечное напряжение и усталость и готовы продолжать совместную игровую деятельность. | Умеет подчиняться правилам, развита мелкая моторика, обладает развитым воображением. | здоровьесберегающая |
наглядный, игровой, словесный, практической деятельности практические упражнения | игровая двигательная восприятие худ. лит. | ||||||
3.6. Сравнение площади четырёхугольников способом наложения (усложнение), 4 мин. | Развитие внимания и мышления через создание ситуации столкновения мнений. | Способствовать развитию образного и вариативного мышления, внимания, умения отстаивать свою точку зрения, Интереса к внедрению в процесс обучения ИКТ. Закрепить измерение площади фигур способом наложения. | фронтальная групповая индивидуальная | «Познавательное развитие», «Речевое развитие» | У детей усилилась мыслительная деятельность, развилось вариативное и образное мышление, они научились отстаивать свою точку зрения в групповой дискуссии. | Проявляет инициативу в познавательно-исследовательской деятельности, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, обладает развитым воображением, может использовать речь для выражения своих мыслей, задаёт вопросы взрослым, склонен наблюдать, способен к принятию собственных решений. | ИКТ, ТРИЗ, развивающего и исследовательского обучения |
наглядный, словесный, проблемно-поисковый, игровой разъяснение, дискуссия, | игровая коммуникативная | ||||||
3.7. Гимнастика для глаз, 2 мин. | Укрепление глазо- двигательных мышц, профилактика зрительных расстройств. | Способствовать профилактике зрительных расстройств, закрепить правила выполнения гимнастики для глаз. | фронтальная групповая | «Речевое развитие», «Физическое развитие» | Дети сняли глазное напряжения и готовы к дальнейшей работе с проектором и экраном. | Умеет подчиняться правилам, вынослив, может контролировать свои движения. | ИКТ, здоровьесберегающая |
наглядный, словесный пояснение, инструктаж | продуктивная игровая двигательная | ||||||
3.8. Измерение площади фигур с помощью условной мерки, 2 мин. | Ознакомление с альтернативными способами измерения площади фигур. | Сформировать умение сравнивать площади фигур с помощью условной мерки; пополнить математическое портфолио, познакомить с условием измерения площади фигур условной меркой, способствовать развитию познавательного интереса, активизировать словарь новыми терминами, активизировать память. Воспитывать умение, работая в коллективе, решать общие задачи. | фронтальная групповая | «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | Через решение проблемной ситуации дети ознакомились с новым способом измерения площади фигур и условием, что мерки для измерения площади разных фигур должны быть одинаковыми по размеру; пополнили портфолио и словарь новым термином. | Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в общении, проявляет инициативу в познавательно-исследовательской деятельности, достаточно хорошо владеет устной речью, может построить речевое высказывание в ситуации общения, склонен наблюдать, знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области математики. | ИКТ, развивающего обучения, портфолио |
наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, эвристический, познавательный рассказ, разъяснение, создание проблемной ситуации, дискуссия, ситуация столкновения мнений, выполнение заданий на смекалку | игровая коммуникативная | ||||||
3.9. Пальчиковая гимнастика с помощью тренажёров. Практическая работа по измерению площади фигур с помощью условной мерки в рабочих тетрадях, 5 мин. (1 мин. + 4 мин.) | Практическое закрепление измерения площади фигур с помощью условной мерки; развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук. | Закрепить умение самостоятельно сравнивать площади разных фигур с помощью условной мерки, способствовать развитию внимания и навыков счёта в пределах 8; развивать мелкую и крупную моторику пальцев и кистей рук, навыки парного контроля. | индивидуальная фронтальная | «Познавательное развитие», «Физическое развитие», | Дети закрепили счётные умения и практический навык измерения площади фигур с помощью условной мерки, навык парного контроля, развили внимание; выявлены пробелы в знаниях. | Умеет подчиняться правилам игры, задаёт вопросы взрослым, интересуется причинно-следственными связями, обладает элементарными представлениями из области математики, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. | здоровьесберегающая, развивающего обучения |
словесный, практический, наглядный, игровой разъяснение, пояснение, практические упражнения, дидактическая игра, парный контроль | продуктивная игровая двигательная | ||||||
4.0. Заключительный этап. Рефлексия. 2 мин. | Инициирование рефлексии воспитанниками своей деятельности и эмоционального состояния во время НОД. | Развивать навыки связной речи, умение отвечать на вопросы полными, развёрнутыми предложениями. Активизировать словарь терминами и понятиями (площадь, наложение). Развивать интерес к математике. Закрепить интерес к творчеству писателя А.Н. Толстого. Способствовать развитию навыков творческой деятельности. | фронтальная групповая индивидуальная | «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» | Дети провели анализ успешности своей деятельности, определили уровень усвоения знаний, осмыслили содержание НОД, закончили НОД в дружеской обстановке, приняв ситуацию успеха, проявили свои творческие способности. | Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в общении, достаточно хорошо владеет устной речью, может построить речевое высказывание в ситуации общения, адекватно проявляет чувство веры в себя, устанавливает причинно- следственные связи, обладает элементарными знаниями из области литературы и математики. | ИКТ, портфолио |
словесный, игровой, наглядный, эмоциональный https://accounts.google.com
ирина шалтус
Отзыв-анализ просмотра занятия по Формированию Элементарных Математических Представлений (ФЭМП) в средней группе . Я, ФИО, присутствовала на занятии должность , ФИО. 2016г. Вид занятия : развивающее, основная область Познавательное развитие (ФЭМП) Возрастная группа : средняя . Тема НОД (указать, цели и задачи (указать) соответствуют программе, уровню развития и возрастным особенностям детей, тема выбрана в контексте общей изучаемой темы. Качество подготовленного демонстрационного материала соответствует возрасту. Длительность занятия соответствует нормам САНПИН. Реализована интеграция областей в соответствии с возможностями воспитанников. (Познание, речевое развитие, физическая культура, соц-коммуникация) . В ходе занятия происходила совместная деятельность педагога и детей, главной составляющей было взаимодействие. Занятие строилось как увлекательная игровая деятельность : поездка на День рождения к Красной Шапочке, во время которой дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия . Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты четко, убедительно, эмоционально. Работа проходила содержательно, интересно и организованно. В процессе занятия воспитателем были продуманы разнообразные методы и приемы привлечения внимания детей (указать какие Н. п. показ, загадки, динамические паузы и т. п., которые были направлены на ФЭМП, двигательных, практических навыков и умений. В ходе выполнения поставленных задач --- использовала индивидуальный и гендерный подходы, каждый ребенок мог показать свои знания и умения. Детей, оказавшихся вне поля зрения педагога, не было. Во время занятия воспитатель общалась с детьми на одном уровне, речь педагога понятная, спокойная, доброжелательная по ситуации эмоциональная. --- старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени. В каждом моменте занятия старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Указания в процессе деятельности были целесообразны. В процессе деятельности у детей была возможность оценить свои результаты и деятельность товарищей. Создание поисковых ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному на занятии , высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными. Дети с удовольствием выполняли предложенные им задания , были внимательны и инициативны . Рефлексия показала, что поездка со сказочными героями в гости к Красной Шапочке укрепила взаимоотношения в группе . Замысел занятия реализован , задачи выполнены. Воспитатель МБДОУ Д\С № --- Заведующий МБДОУ Д\С № --- Публикации по теме: Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе Тема: «Путешествие в весенний. Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений «Помоги Буратино» в средней группе Цель занятия: закрепить прямой и обратный счет в пределах 5, знание цифр в пределах 10, обозначать количество предметов цифрой;. Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Образовательные области в интеграции: «Социально-коммуникативное развитие»,. Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе Задачи. Учить детей отсчитывать из большего количества меньшее. Упражнять в определении на слух того или другого количества (в пределах. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе с ОВЗ «Три поросенка» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» - формировать представление о счете в пределах 3. Упражняться в сравнении. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе Конспект по математике средней группе Формирование элементарных математических представлений. Программное содержание: Закреплять навыки. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Мы идем в библиотеку» в средней группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности. МКДОУ Мирнинский детский сад САМОАНАЛИЗ открытого показа непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) «Путешествие в королевство Времени» (с детьми старшей разновозрастной группы) Цель: Расширить и систематизировать представления о часах. Задачи: Обучающие : 1.Обобщить и закрепить знания детей о часах, их назначении, расположении чисел в порядке до 12 (на циферблате); продолжать формировать умение: ориентироваться в частях суток. Развивающие: 2.Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение быстро ориентироваться в ситуации. Воспитательные: 3.Содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через коллективную работу. Воспитание бережного отношения ко времени. Предварительная работа: Знакомство с разными видами часов. На протяжении всей деятельности прослеживалась интеграция такихобразовательных областей , как: Социально-коммуникативное развитие (общение, игра), Художественно-эстетическое развитие (музыка), Речевое развитие, Познавательное развитие (формирование целостной картины мира) Предварительная работа непосредственно на кануне организованной образовательной деятельности заключалась только в знакомстве с разными видами часов. Остальные приемы знакомства с временными представлениями: временами года, днями недели, названиями месяцев, циферблатом часов, разучивание динамической паузы «А часы идут, идут…» и т.п. осуществляется в течение всего года с учетом тематического планирования, а также при организации режимных моментов и совместной деятельности взрослого и детей. При построении данного вида деятельности использовалась игровая образовательная технология. Ход непосредственно образовательной деятельности был представлен как Игра-путешествие: «Путешествие в королевство времени». Что позволяет учесть основныепринципы дошкольного образования: принцип самоценности детства, зоны ближайшего развития, осуществление деятельностного подхода с опорой на ведущий вид деятельности дошкольника – игру. Использовалась предметная игра, такая как манипуляция с игрушкой (интерактивная игрушка «Часы»). Игровые формы работы позволили разнообразить деятельность, сделать ее интересной и занимательной. Применялись методы проблемного обучения, частично поисковый метод, метод анализа конкретных ситуаций, исследовательский, интерактивные методы, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группы. Мотивационный момент начала НОД являлся неожиданностью для детей появления игрушки «Часы» как подарка от гостей с запиской-инструкцией о случившейся беде в королевстве Времени и просьбой о помощи его друзьям. Ключевая фраза записки: «Помогите, ребята, развеять злые чары волшебника, спасите моих друзей! А для этого надо найти все часы и выполнить задания, которые спрятаны под ними!», послужила побуждением к поисковой деятельности с обозначенной задачей. Для активизации мыслительных процессов, развития навыков принятия решений была создана эта проблемная ситуация. Следуя игровой мотивации, на протяжении НОД поддерживала интерес детей к результату. Каждый ребенок был активно включен в деятельность. Создание детьми карты-маршрута Игры-путешествия позволяет отрабатывать навыки систематизации материала и умения планировать свои действия. На протяжении всей деятельности дети обращались к плану-маршруту, что способствует выработке умений действовать согласно схеме. Это же практическое задание способствовало развитию наглядно-образного и логического мышления, где детям по определенным признакам часов нужно было догадаться о каком виде часов идет речь и соотнести их с картинкой. Кроме того, на этом этапе создание карты –маршрута путешествия, я вилось изготовлением нового наглядного пособия «Виды часов», которое может использоваться в дальнейшем. Задания основной части НОД: «заданий от разных видов часов» были направлены на развитие: 1) - фонематического слуха, («Угадай часы по звучанию») 2) – познавательных способностей, повторение и систематизация знаний по «временным представлениям детей», развитию памяти («Мешочек с вопросами») 3) – навыков экспериментально-исследовательской деятельности, развитие навыков взаимодействия со взрослыми, умения обращаться с просьбой, находить выход из сложившейся ситуации («Эксперимент с песочными часами») 4) – развитию речи и логического мышления (Задание от будильника «Загадка» и Задание от наручных часов «Стихотворение») 5) - математических представлений: знание цифр, умение соотносить реальные жизненные ситуации с временными представлениями («Который час?) 6) – закрепление знаний о временах года, днях недели, развитие элементарных навыков взаимодействия с компьютером, внимания и мышления (задания от курантов: мультимедийная игра) Использование информационно-компьютерной технологии с применение мультимедийной игры «Год. Время года. Неделя» вводилось с учетом того, что предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, а также это позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. В процессе деятельности было использовано игровое упражнение «А часики идут, идут» для снятия мышечной усталости и как одно из выполненных заданий. Итог подведен с использованием рефлексии, детям удалось исполнить просьбу ТИК-ТАК и помочь его друзьям. Во время подведения итога, мною введен прием раскрытие значения пословицы «Делу -время, а потехе – час!» с целью приобщения дошкольников к малым жанрам фольклора, что позволяет частично реализовать принцип культуросообразности, а также имеет воспитательное значение бережного отношения ко времени. Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД. Использовались формы работы: коллективная, индивидуальная. Общение строилось на основе партнерства и индивидуального подхода. Дети были активны, отвечали на вопросы, участвовали в беседах. Выбранные приемы и формы работы, обеспечивали активность и самостоятельность мышления воспитанников. Дети показали свои умения поддерживать беседу, отвечать навопросы. Дети были эмоциональны, прослеживалось допустимое соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. Применялась словесная система поощрения детей воспитателем, что способствовало созданию эмоционально комфортной обстановки. Соблюдались санитарно-гигиенические требования, чередование видов деятельности, установка на соблюдение осанки детей, длительность НОД, воздушно - тепловой режим, освещение. Считаю, что в результате организованной образовательной деятельности достигнуто выполнение намеченного плана,образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи; планируемый результат деятельности детей показал высокий уровень развития знаний, умений и навыков, что доказывает Сформированность представлений детей о времени, о часах. Воспитатель: Чувашова А.В. Самоанализ НОД по ФЭМП «Путешествие по сказке» в старшей группе Ведущая образовательная область: познавательная. Цель: создать условия для закрепления порядкового счета до 10. Задачи: Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), названий дней недели, времени года, месяцев и их последовательность. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы. Развивать внимание, логическое мышление, память и речь. Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь. Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная. Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа парами.Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий, ИКТ; поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сюрпризный момент. Оборудование: ноутбук, проектор. сказочная музыка, магнитная доска, колокольчик, «камни». Демонстрационный материал: Рисунок замка, вход, «заваленный камнями»,ключ. Раздаточный материал: Карточки с цифрами, счетные палочки Кюизенера листы разлинованные, конверт с геометрическими фигурами, карандаши цветные, книжки-раскраски. Структура НОД НОД проводилась с группой детей старшего возраста 5 - 6 лет, состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться в путешествие по сказке.. Основная часть НОД представляла собой организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. Использовала проектор, ИКТ, счетные палочки Кюизенера. В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации для решения поставленных задач. В заключительной части НОД детей ожидал сюрпризный момент (книжки-раскраски). Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление-все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам. Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная. На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую. Методы: 1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение) ; 2. Наглядно-демонстрационный (геометр. материал) ; 3. Практический (рисование геометр. фигур) 4. Игровой (поиск царевны,) Считаю, что выбранная форма организации НОД детей была достаточно эффективной, интересной, поставленные в НОД задачи были выполнены. Для последующей работы с детьми и родителями раздала книжки – малышки с математическими задачками и загадками. |
Год Тигра по китайскому гороскопу: кто они – люди-Тигры?
К чему снится пианино: варианты и версии
Храм николая чудотворца на болвановке
Тема урока: Светская и духовная музыка
Отчетность по страховым взносам, бланк