Путевой дневник монаха: тайна горы Афон. Путевой дневник монаха: тайна горы Афон Тайны афона

  • Дата: 02.01.2024

Дионисиев монастырь стоит на высоте 80 метров над уровнем моря. Его возникновение приходится на вторую половину ХIV века и связано с именем преподобного Дионисия. Фото : Alexandre Van de Sande

Гора Афон — одновременно географическая точка и религиозное государство наподобие Ватикана. Это крайний, восточный «палец» трехпалого полуострова Халкидики в Греции, омываемый изумрудными водами Эгейского моря, приблизительно 80 км в длину и около 12 км в ширину. Полуостров горист, покрыт густыми лесами. В языческой древности Афонскую гору знали как Аполлониаду (по храму Аполлона), позднее на вершине горы стоял храм Зевса, который по-гречески назывался Афос.

Церковное предание повествует, что Божия Матерь, приняв благодать Святого Духа в огненных языках, готовилась по жребию отправиться в Иверскую землю, но получила известие от ангела, что труд апостольства ей предстанет на другой земле. Корабль, на котором Божия Матерь с апостолами направлялась на остров Кипр к епископу Лазарю, попал в бурю и причалил к Афонской горе. Народ языческий принял ее, и, слушая проповеди, видя многие чудеса, уверовал и крестился. Прежде чем отплыть на Кипр, Божия Матерь благословила народ и пообещала свою заступничество жителям Афона. Так этот остров вступил в эру христианской истории.

В настоящее время на Афоне действуют 20 монастырей: Великая Лавра св. Афанасия, Ватопед, Иверский, Хиландар (сербский), Дионисиев, Кутлумиш, Пантократор, Ксиропотам, Зограф (болгарский), Дохиар, Каракалу, Филофеу, Симоно Петра, св. Павла, Ставроникитский, Ксенофонтов, Григориев, Эсфигменов, св. Пантелеймона (русский) и Кастамониту. Согласно Уставной хартии Святой горы, основание двадцать первого монастыря запрещено.

Получить разрешение на посещение Афона крайне трудно, но в принципе возможно. Для этого надо иметь не только греческую визу, но и позволение губернатора Святой горы, который состоит в чине префекта при МИД Греции. В городе Салоники существует парочка туристических фирм, специализирующихся на подобных турах.

В последние годы среди артистов, телеведущих и других популярных людей Эллады модно уединяться на недельку в одном из монастырей и отдыхать от мирской суеты среди древних икон, загорая на пустынных пляжах, плескаясь в теплом синем море. Говорят, заряда хватает на год. Афон оставил самые светлые воспоминания у писателя Сергея Михалкова, побывавшего здесь в 1970-х годах.

Русский монастырь в отличие от многих других требует платы за пребывание паломника на его территории. Наверное, есть резон: «наш» монастырь — самый большой и красивый на полуострове. Зеленые купола над белыми стенами приводят в восхищение туристов, которые могут наблюдать Афон лишь с прогулочных кораблей на расстоянии не менее 500 метров. Прибрежную зону постоянно патрулируют катера, так что спрыгнуть с корабля и нелегально побывать на Святой горе никому не удастся.

Любопытно, что в русском монастыре на самом деле давно нет русских по национальности монахов, все они, в основном, украинцы. Опять-таки, согласно Уставу, доступ «свежей крови» невероятно затруднен, поэтому монастыри потихоньку вымирают.

На Афоне живут около 1300 монахов, 35 из них — в русском монастыре. Самым необходимым они себя обеспечивают, деньги зарабатывают в мастерских. Именно здесь пишут удивительной красоты иконы, применяя старинную технику. Неопытному глазу не отличить копию от древнего оригинала. С тыльной стороны в таком случае приклеивают особый сертификат с печатью. Иконы нередко делают в серебряном или золотом окладе.

Специализированные магазины с церковной утварью в Греции — почти в каждом квартале. Накануне больших церковных праздников (Рождество, Пасха) там устраивают распродажи. Стоимость небольшой, с ладонь, иконки на деревянной доске — 5-6 евро. Икону размером с альбомный лист в роскошном серебряном (925 пробы) окладе обычно можно купить за 120-150 евро, а во время распродажи всего за 20-30 евро.

Афон стремится отделиться от остального земного шара. Но мир по-прежнему интересуется Святой горой и пытается узнать о ней больше, в том числе и путем съемки из космоса. Фото: NASA

Но не иконописью единой живы афонские монахи. Их «государство» владеет солидным имуществом, крупными земельными наделами в самых престижных местах Эллады. Афонские монахи имеют дело с фирмами, занимающимися недвижимостью, инвестициями и банковскими операциями. Среди последних крупных сделок, заявленных ими, — продажа одного из принадлежащих им островов в Эгейском море за 3,5 миллиона евро.

Несмотря на солидные капиталы, афонские монахи строго соблюдают посты. Мясо они не едят никогда, рыба и вино бывают только по праздникам, в остальное время — овощи, хлеб, оливковое масло, вода.

Монастыри во всех странах — учреждения особые. Однако развитие туризма и «исключения из правил» позволяют бывать в них разным людям, в том числе и женщинам. Лишь священный Афон для женщин закрыт. Император Василий Македонец своим указом от 883 года установил запрет «о непроходимости» на территорию Афона женщинам любого возраста и состояния (замужним и незамужним, монашкам, родственницам монахов), а также безбородым, скопцам, малолетним и, как ни странно, пастухам со стадами (запрещено даже держать животных женского пола — коз, овец, кур). Между тем, как вы помните, Афону покровительствует женщина — Божия Матерь!

Как проверяли половую принадлежность посетителей Афона? Оказывается, в старину пускали только бородатых, причем смотрели, настоящая ли борода (попросту дергали за волосы). Сейчас посещают Афон и гладко выбритые гости, им достаточно предъявить паспорт.

Есть немало документальных свидетельств того, что люди, однажды побывавшие на Афоне, обретают веру и полностью отрекаются от прошлой жизни. К примеру, в 1974 году атташе советского посольства в Афинах Игорь Экономцев весной съездил на Афон, погулял по его тропинкам, которые ведут к столице Святой горы — Карее, познакомился с монастырским укладом. Позже Игорь Николаевич стал ректором православного университета в Москве, ныне он иеромонах Иоанн.

В 1969 году русский монастырь готовился отметить 800-летие. Накануне праздника, ночью, когда на море разыгрался шторм и дул сильный ветер, кто-то поджег наш монастырь. Великолепные залы, галереи, множество бесценных книг и икон сгорели. А через четыре месяца страшным видом рака заболел один из вольнонаемных работников, полицейский в отставке. Когда его увозили в больницу, он кричал: «Это мое наказание за то, что я сделал!».

Именно такой предстает Святая гора перед значительной частью туристов. Не всем предоставляется возможность сойти с борта корабля и продолжить знакомство с Афоном. Фото: Orthodoxe Fraternitaet in Deutschland

— Однажды летом в жаркую погоду рядом с монастырем загорелся лес, — рассказывал мне Павел Иванович Селиванов. — Огонь шел стеной, положение было практически безвыходное (пожарным машинам здесь взяться неоткуда). Архиепископ с монахами начал крестный ход вокруг монастыря. И вдруг в синем небе прямо над горящим лесом нависла туча, дождь из нее полностью залил огонь…

Павел Иванович — сын белоэмигранта, бежавшего в Грецию в 1920 году, он появился на свет далеко от родины отца, но великолепно говорит по-русски, влюблен в Россию и делает все, чтобы сохранить частичку русской культуры там, за границей. Человек светский, долгие годы он помогает Русской православной церкви поддерживать связь с монастырем св. Пантелеймона. Он подарил мне оттиск ранее не публиковавшейся гравюры путешественника Барского «Русский монастырь на Афоне.1744 год».

Мне, женщине, путь на Афон заказан. Посмотрела на него издали, с палубы корабля. И, как все 400 туристов из разных стран ахнула, когда над самой высокой точкой Афона (2033 метра) в чистом синем небе появился огромный серебристый облачный круг…

8897 0

Монашеская республика - наверное самая загадочная территория на земле, тайны которой не перестают быть интересными всему миру, вместе с тем, не требуют разгадки. Мы собрали наиболее известные таинственные факты о Святой Горе Афон. Многие из них имеют статус преданий, но вместе с тем, остались в памяти поколений.

Монашеская республика - наверное самая загадочная территория на земле, тайны которой не перестают быть интересными всему миру, вместе с тем, не требуют разгадки.

Мы собрали наиболее известные таинственные факты о Святой Горе Афон. Многие из них имеют статус преданий, но вместе с тем, остались в памяти поколений.

УДЕЛ БОГОРОДИЦЫ

Согласно церковному преданию, Божия Матерь, приняв благодать Святого Духа, готовилась по жребию отправиться в Иверию, но Ангел возвестил, что апостольский труд ее ожидает в ином месте. Корабль попал в бурю и причалил к Афонской горе. Язычники встретили Божию Матерь и приняли крещение. Богородица сказала: "Сие место буди мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего".

Благословив народ, Она добавила: "Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни на земле, блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончании века. Я же буду заступница места сего и теплая о нем ходатаица пред Богом".

Предание сохранило также слова Богородицы:

"Для свободного служения Богу нет другого более удобного места, как гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего Бога в наследие Себе, дабы те, кои хотят удалиться от мирских забот и смущений мира, приходили туда и служили там Богу беспрепятственно и спокойно. Отныне будет называться Гора эта вертоградом Моим. Много люблю Я это место, и придет время, когда оно от края до края, на север и юг, наполнится множеством иноков. И если они от всей души будут работать Богу и верно сохранять заповеди Его, - великих дарований Я сподоблю их в великий день Сына Моего..."

12 (или 7) НЕВИДИМЫХ СТАРЦЕВ

Преподобный Паисий Святогорец однажды повстречал удивительного старца, который рассказал о том, что живет на вершине Святой Горы Афон. Старец помог преподобному найти дорогу к скиту святой Анны. Позже отец Паисий написал: Мне рассказали, что на вершине Афона живут двенадцать - другие называли число семь - отшельников, у меня возникла мысль, не был ли тот, кто повстречался мне, одним из них. Я рассказал о происшедшем опытным старцам, и они подтвердили: "Да, это, должно быть, один из преподобных отшельников, живущих тайно на вершине Афона".

ЗАПРЕТ ДЛЯ ЖЕНЩИН

Согласно преданию, в 422 году дочь Феодосия Великого царевна Плакидия посетила Святую гору, но войти в монастырь Ватопед ей помешал глас, исходивший от иконы Божией Матери.

Запрет нарушался во время турецкого владычества и в ходе гражданской войны в Греции (1946-1949), когда женщины и дети спасались в лесах Святой Горы.

Сейчас же за проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность 8-12 месяцев лишения свободы.

АСПИДОВА ВОДА

«Язык дракона» - этот камень Афанасию Великому передал император Никифор Фока. Четыре раза в год с ним совершается ритуал – камень погружают в чан с водой и из него выходят пузырьки воздуха, вода буд-то закипает. После чина освящения воды, монахи кропят ею кельи и пьют. Говорят, аспидова вода не только отгоняет змей, но и помогает в случае змеиных укусов.

ПЕНИЕ АНГЕЛОВ

Не будем ни подтверждать, ни опровергать правдивость этого события, приведем лишь как историю, о которой было сказано очень много.

Один паломник приехал на Афон. Ночью он вышел во двор и увидел свет в храме. Подойдя ближе, он услышал пение и подумал, что идет богослужение, но двери храма были закрыты.

Он заглянул в окно и увидел ангелов в белых одеждах, которые пели Херувимскую песнь. Паломник побежал в гостиницу, взял записывающее устройство и успел записать лишь окончание ангельского пения. По данному событию был снят фильм «Пение Ангелов на Афоне».

ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ И МОЛИТВА ЗА ВЕСЬ МИР

Многие паломники замечали удивительный факт: на Афоне время течет иначе: монахи и послушники за день успевают сделать множество дел. До того как весь мир проснется, на Афоне отслужено до 300 Божественных литургий.

На Афоне до сих пор сохраняется византийское время. 12 часов ночи чаще всего бывает с заходом солнца. Новые сутки начинаются с заходом солнца, поэтому афонское время отличается от греческого - от 3 часов летом, до 7 часов зимой.

Службы в монастырях начинаются в полночь. Когда мир спит, на Афоне беспрерывно, из века в век, молятся за весь мир.

СВЯТЫНИ АФОНА

Древние афонские монастыри хранят бесчисленные богатства: чудотворные иконы и мощи святых угодников Божиих.

Великая Лавра (X в.)

Мощи Петра Афонского, пещера святого. Главный храм монастыря – образец «святогороского» типа архитектуры. Богатая ризница, в которой хранятся, например, одежда и венец византийского императора Никифора Фоки.

Ватопед (X в.)

Пояс Богородицы. Чудотворные Афонские иконы Богоматери «Всецарица» (XVII в.), «Елеоточивая», «Закланная». Глава Иоанна Златоуста.

Иверский (X в.)

Чудотворная икона Богоматери Иверская.

Хиландар (XII в.)

(сербский)

Чудотворная икона Богоматери, Частицы тернового венца, трости и савана Иисуса Христа. Мощи святых. Обитель считается колыбелью сербского народа.

Дионисиат (XIV в.)

Часть мощей (рука) пророка Иоанна Предтечи. Чудотворная икона Богоматери «Акафистная».

Кутлумуш (XI в.)

Резной иконостас главного храма – одно из лучших произведений искусства на Афоне.

Пантократор (XIV в.)

Чудотворная икона Божией Матери «Геронтисса» («Старица») – одна из наиболее почитаемых на Афоне. Мощи святых.

Ксиропотам (X в.)

Самая большая на Афоне частица Креста Господня.

Зограф (X в.)

(болгарский)

Нерукотворная икона святого Георгия. Место гибели 26 Зографских мучеников (православных монахов, сожженных в XIII в. униатами).

Дохиар (X в.)

Чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница» (X в.), прославившаяся в XVII в.

Каракалл (X в.)

Часть мощей (глава) апостола Варфоломея.

Филофей (X в.)

Чудотворная икона Богородицы «Сладкое лобзание» (прославилась во времена иконоборчества; по преданию, прибыла в монастырь из Константинополя, двигаясь по волам). Десница святителя Иоанна Златоуста.

Симона Петра (XIII в.)

Часть мощей (левая рука) святой Марии Магдалины.

Святого Павла (X в.)

Дары, принесенные волхвами новорожденному Иисусу. Иконостас главного храма – образец афонской школы резьбы по дереву.

Ставроникита (XVI в.)

Чудотворная мозаичная икона святого Николая («Устричного») (XIII – XIV вв.)

Ксенофонт (X в.)

Чудотворная икона Богородицы «Одигитрия», мозаичные иконы святых Георгия Победоносца и Димитрия Солунского (XIV в.)

Григориат (XIV в.)

Частица Креста Господня, мощи святых.

Эсфигмен (XI в.)

Монастырь относится к греческим «старостильникам», он не поминает Константинопольского патриарха и не имеет канонического общения с другими монастырями Афона.

Святого Пантелеимона (русский)

Состоит из двух монастырей: «старого» (X в.) и «нового» (XVIII в.). Массовое поселение русских в монастыре началось после 1497 г. Здесь находится самый большой на Афоне колокол. Богослужения ведутся на греческом и церковнославянском языках. Главная святыня – глава великомученика Пантелеимона Целителя.

Констамонит (XI в.)

Часть хламиды Иисуса Христа. Чудотворные иконы: первомученика Стефана (VIII в.) и Богоматери «Одигитрия» (XII в.)

"Православное наследие Украины на Святой Горе Афон" - для "УНИАН-Религии".

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Репортер Андрей Шилов после визита на Афон:
«На Афоне собственное понятие об «осях зла» в современном мире, и Вашингтону безоговорочно отведена роль полюса, через который проходит главная такая ось. Правда, судя по большинству высказываний, афониты склонны видеть в Америке не столько первоисточник зла, сколько орудие «глобального масонского заговора», от которого она сама же порой и страдает.

В последние годы, по отзывам знающих людей, ощущение того, что человечество доживает «последние времена», на Афоне нарастает. Усиливающееся вторжение внешнего мира в монашескую жизнь вызывает у многих неприятие и протест, даже когда преследует внешне благие цели: все больше иноков пользуется, например, мобильными телефонами. А что уж говорить о слухах, будто Совет Европы в угоду политкорректности хочет открыть доступ на Святую гору женщинам и вообще превратить ее чуть ли не в свободную туристическую зону! Реакцией на подобные «козни» становятся, например, пророчества о том, что на Афоне вот-вот произойдет страшное землетрясение и весь он погрузится в морскую пучину.

Сам я, правда, о подобных предсказаниях только читал. Но и слова одного из старцев о том, что «на Афоне теперь, как прежде в миру, а в миру – как в аду», переданные мне его молодым послушником, создают достаточно ясное представление о настроениях хотя бы части агиоритов.»
http://www.politjournal.ru/preview.php?action=Articles&dirid=57&tek=3660&issue=106

При этом монахи на Афоне, судя по всему, сочувствуют коммунизму и автоматом (для нас это нелогично,а для них — вполне) — путену. Хотя —

«Первый раз Владимир Путин собирался побывать на Афоне в декабре 2001 года. Он должен был прилететь туда на вертолёте греческих ВВС. Но над полуостровом в тот день разыгралась снежная буря, и из-за этого полёт отменили. В сентябре 2004 г. президент России должен был прийти на Афон на большом десантном корабле российского Военно-морского флота «Ямал» из турецкого порта Измир. Но случились трагические события в Беслане. После этого православные газеты по всему миру писали о том, что «Богородица не пускает Путина в свои пределы».»

и про пояс:

скандал разгорелся задолго до трипа в Рашу, монастырь обнаружил у себя в библиотеке доки, что кусок гос земель власти Греции отвалили ему ещё в средние века. начался суд, и шел подозрительно быстро. Потом выяснилось, что, судя по всему, Афонский монастырь давал жирным уткам в правительстве взятки, чтобы вопрос был решён в его пользу.

«Но в процессе расследования появились подозрения в подделке древних документов на недвижимость. Кроме этого, оказалось, что смиренные афонские монахи управляют множеством зарегистрированных на Кипре офшорных компаний, играют на биржах, имеют доли в горно-добывающей промышленности Греции и Кипра, несколько гостиниц и другой недвижимости во многих балканских странах. «Но налоги практически не платят», – писала газета «Нью-Йорк Таймс» (газета ангажирована против монахов).

Сайт независимой информационно-аналитической группы «Балкананализис» ещё в ноябре 2008 года сообщал, ссылаясь на публикации в греческой прессе, о том, что на банковских счетах игумена Ефрема (который привозил Пояс в Россию) комиссия греческого парламента нашла 200 миллионов евро.»
В итоге всё всплыло и полетели несколько шишек из правительства. Новые чуваки стали копать, и выяснились финансовые дыры, которые тут же начали публично вытряхать. Если бы не это, ситуация с дефолтом Греции могла бы быть тихо отсрочена ещё надолго.

«И кто знает, может быть, правительству Греции и дальше бы удавалось скрывать фальшивую отчётность, а мир не лихорадило бы, когда бы не предприимчивость монахов Ватопеда».

В начале декабря популярный греческий журнал опубликовал отрывки из новой книги греческого журналиста Манолиса Коттакиса: сенсационные материалы, раскрывающие отношения бывшего премьер-министра с монахами Ватопеда, подоплёку его решения разместить на греческом острове Крит два комплекса российских зенитных ракетных систем среднего радиуса действия С-300 стоимостью 115 миллионов долларов каждый, причины поддержки проекта строительства российского нефтепровода Бургас–Александруполис и обсуждения с Владимиром Путиным планов по усилению влияния России в Средиземноморье.

Ещё в самом начале скандала «об обмене землями между монастырём и государством» многие мировые газеты писали о том, что игумен Ефрем давно вынашивает амбициозные планы «стать важной закулисной фигурой в становлении «Православного Ватикана», центр которого – в его собственном монастыре». Турецкая газета «Туркиш Дейли Ньюс» отмечала тогда: «…действительно харизматичный главный монах был вполне способен создать серьёзную сеть ценных связей между политическими и деловыми кругами как внутри Греции, так и за её пределами; он действительно руководил привлечением многих международных знаменитостей в прекрасные окрестности Ватопеда, в том числе принца Уэльского Чарльза и Президента России».

Издревле считалось, что под особым покровительством Богородицы находятся четыре места на земле – Киево-Печерская лавра на Украине, земли древней Иверии, входящие в состав современной Грузии, Серафимо-Дивеевский монастырь в России и греческая гора Афон. Причем, последняя – наиболее загадочная и закрытая. Здесь одновременно действуют двадцать монастырей, принадлежащих различным православным церквям мира.

В эти дни по России в сопровождении неотступных хранителей - строгих и молчаливых греческих монахов – впервые путешествует одна из главных святынь всего православного мира – Пояс Пресвятой Богородицы. В конце октября его привезли из афонского монастыря Ватопед, где он бережно хранится на протяжении нескольких веков. Количество желающих увидеть святыню, которую по легенде сплела сама Богоматерь незадолго до своей земной кончины, столь велико, что организаторы вынуждены были расширить список городов, где должна побывать реликвия. В каждом городе, куда прибывает святыня, десятки и сотни тысяч людей приходят поклониться скромному поясу из верблюжьей шерсти, наделенному, по поверью, невероятной энергией любви и святости.

А в Москве, в Государственном историческом музее, открылась выставка «Гора Афон. Образ Святой земли». Цель проекта – познакомить с одним из самых значимых для христиан всего мира местом – одним из уделов Пресвятой Богородицы.

В основу экспозиции лег уникальный фотоархив, собранный афонскими монахами за последние тридцать лет. Более 200 фотографий, авторами которых стали постоянные обитатели Афона, повествуют о буднях и праздниках насельников Святой горы, об окружающем их мире и гостях, которых, впрочем, единственная в своем роде монашеская республика принимает довольно неохотно.

Под защитой Богородицы

Афон – это полуостров, в юго-восточной части которого пирамидой возвышается величественная гора, именуемая Святой. С самой зари своей истории Афон окружен легендами и тайнами. Как гласит предание, когда греки приняли христианство, в 44 г. после Рождества Христова мать Иисуса вместе с апостолами отправилась на остров Кипр, но по дороге корабль попал в бурю как раз рядом с Афоном. Как только судно приблизилось к берегу, языческие храмы рухнули, а мраморные идолы человеческим языком возвестили прибытие на полуостров Богородицы. Все видевшие это чудо мгновенно уверовали и крестились, а сам Афон с тех пор стал земным садом Богоматери. Тогда же, по легенде, на Афон по воде пришла икона Иверской Божьей матери. Считается, что когда она покинет Святую Гору, наступит конец света.

Богородица лично заботится о каждом, говорят монахи. И показывают на крошечное легкое облачко, зависшее на самой вершине горы посреди абсолютно чистого неба. Когда облачко висит над вершиной, значит, Богородица на полуострове. Вот только никому из фотографов не удалось заснять это облачко на пленку. Случайность? Вряд ли, улыбаются монахи.

Долгое время поселение православных монахов на Афоне было небольшим. Первый крупный монастырь был основан в 963 г. святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Сейчас обитель св. Афанасия известна как Великая Лавра. А через полвека после ее основания там появился и первый русский монастырь под названием Ксилургу. Позже русской общине передали обитель Святого Пантелеймона.

Во времена своей славы Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке н.э., а статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году. Через несколько столетий Византия потеряла былую силу под напором крестоносцев с одной стороны и тюркских племен с другой. Афону пришлось существовать самостоятельно, терпеть гонения со стороны папства, платить подати завоевателям региона. В результате «выжили» всего 25 монастырей. Лишь к середине ХIХ века, после провозглашения независимости Греции, для Святой горы наступили мирные времена.

Русские монахи появились здесь еще во времена крестителя Руси св. равноапостольного князя Владимира, а русская обитель на месте нынешнего Пантелеймонова монастыря была основана в конце XVIII столетия. Монастырь, который когда-то населяли 3 тысячи монахов (сегодня всего 40), хранит главу св. великомученика Пантелеймона, многочисленные святые мощи, чудотворные иконы, бесценные книги и рукописи. Любопытно, что в русском монастыре на самом деле давно нет русских по национальности монахов, все они, в основном, украинцы.

Существует легенда, что в тайных кельях на Афоне с древних времен живут двенадцать старцев-отшельников, которые почти никогда не являются людям, даже самим монахам. Если один из старцев умирает, остальные хоронят его в скалах и взамен призывают к себе нового послушника. По преданию, в час конца света эти двенадцать старцев выйдут из своих келий и будут служить последнюю литургию.

Кстати, интересная традиция: когда монах умирает, его хоронят без гроба, заворачивая в мантию. Над могилой ставят крест. Через три года после смерти тело усопшего вновь извлекают. Если оно истлело – значит, подвижник всепрощен и пребывает на небесах. Если же тело не истлевает, значит, монах перешел в другой мир с нераскаянными грехами. В этом случае тело закапывают еще на один год, в течение которого усиленно молятся за спасение души усопшего. По истечении этого срока тело, как правило, истлевает. Тогда череп с вычерченным на лбу именем, реже с кратким жизнеописанием, помещают в костницу на специальные полки.

Чудеса Афона

Это древняя традиция, да и вообще все монастыри на Афоне живут по законам и уставам, сложившимся еще в византийскую эпоху.

Жизнь монахов проходит в трудах и молитвах, она целиком посвящена служению Богу. Богослужения проводятся в строгом соответствии с уставом в утренние и вечерние часы. В свободное от молитв время монахи возделывают землю, ухаживают за домашними животными, пишут иконы, изучают писания святых отцов. Животные, к слову, здесь лишь домашние, те, что используются в подсобных работах. Ни крик птиц, ни рык зверей не отвлекают подвижников от молитвы.

Чудеса здесь в порядке вещей. Почти с каждым предметом в монастырских храмах связано какое-то чудо. Так, в монастыре Зограф есть икона Георгия Победоносца, которая, по преданию, изобразилась сама на подготовленной для росписи поверхности. За семь веков монахи записали столько исцелений у иконы, что один епископ не поверил в их правдивость. Прибыв в обитель, он позволил себе коснуться пальцем лика Святого Георгия. Палец прилип к иконе. Несколько дней монахи молились, тянули епископа, как ту репку, но Святой Георгий так и не отпустил архиерея. Пришлось отрезать кончик пальца, который и доныне сохранился в засохшем виде на иконе и предупреждает всех о необходимости благоговейного отношения к святыням.

А в Ватопедском монастыре есть чудотворная икона, которая однажды защитила храм, изгнав турок. В XVIII веке, когда Греция была под турецким гнетом, к Афону причалил турецкий корабль с солдатами. Они вышли на берег и направились в монастырь. Игумен вышел и попросил солдат немедленно уйти и не гневить Богородицу, так как появление в храме вооруженных лиц воспринимается как оскорбление святости. Турки только рассмеялись над словами монаха и вошли в монастырь. Там они начали пьянствовать, бесчинствовать, стрелять в воздух, и один из солдат с криком: «Покажи мне свою мощь», выстрелил по иконе и попал в руку Богоматери. Сразу же после выстрела из образовавшейся дыры выскочил сильный зеленый луч света и ударил турка по переносице. Солдат упал навзничь, корчась в судорогах, крича от боли и прося пить. «Не могу!- кричал он,- внутри такой жар, что сгорю живьем!»

Потом он вскочил и бросился к морю, надеясь охладиться в его водах. Но даже в море он не успокоился. Вышел из воды, как безумный, взял веревку и повесился на маслине.

Другие турки, ужаснувшись, выбежали из монастыря и провели ночь на берегу моря. Когда они сообщили султану в Константинополь о случившемся, тот дал указ – не входить никогда в Афон. Это заколдованное место – так он назвал Сад Богородицы на Земле. Дыра от того выстрела есть на иконе до сих пор.
Даже Вторая мировая война не разрушила Афон – во время фашистской оккупации от всех монастырей Гитлеру была послана петиция с просьбой не вводить войска на территорию полуострова. Гитлер просьбу удовлетворил и даже больше. Он поставил на границе Афона подразделение, которое не пропускало никого на святую землю.

Поэтому в афонских монастырях до сегодняшнего дня сохранились уникальные собрания древних книг, обширные библиотеки, собрания драгоценной церковной утвари, бесценных древних фресок и мозаик. Здесь же хранятся наиболее важные христианские реликвии: кроме пояса Пресвятой Богородицы, это частицы Честного Древа Креста Господня, нетленные мощи святых и даже Дары Волхвов. Внешне монастыри Афона – настоящие музеи византийских времен, величественные крепости, построенные прямо на каменистых горных уклонах.

Женщинам вход воспрещен

Для того чтобы попасть на Афон, нужно иметь не только греческую визу, но и специальное разрешение на въезд – так называемый диамонитирион, то есть пропуск на Афон. Количество заезжающих на Афон ежедневно ограниченно – это 110 человек с общим пропуском и неограниченное количество с частным, но таких бывает немного. Все эти правила действуют только для мужчин. Женщина может посмотреть на Афон лишь издали, с палубы корабля.

Дам здесь не видели уже больше тысячи лет – еще в 883 году император Василий Македонец своим указом установил запрет «о непроходимости» на территорию Афона не только женщинам любого возраста, но даже животным женского пола. Чтобы среди посетителей не оказалась переодетая женщина, в старину сюда пускали только бородатых, причем проверяли, настоящая ли борода – дергали за волосы. Также говорят, что раньше монахи даже отстреливали залетавших на остров птиц, чтобы между ними не попалась самка.

Существует легенда о том, как в начале V в. Палакидия, дочь византийского императора Феодосия, возвращаясь из Рима в Константинополь, пожелала поселить Святую гору и в особенности один из монастырей, построенный на средства ее отца. Как только Плакидия приблизилась к входу в храм, она услышала голос Богородицы, исходивший от иконы в стенной нише. Голос приказал Плакидии удалиться, если она считает себя добродетельной христианкой и не хочет своим присутствием вводить в искушение монахов. Потрясенная царевна удалилась. Пришлось повернуть назад и сербской царице Маро, которая в 1470 году на роскошном корабле прибыла на Афон. Она привезла здешним обитателям богатые дары, но и ей не удалось пройти по этой земле больше десяти шагов. По легенде, ее встретил ангел и попросил вернуться на корабль.

Сейчас гостей, конечно, за бороды не дергают, а просят показать паспорт. Но даже поддельный документ не спасет женщину, решившую проникнуть в мужскую обитель. Местные экскурсоводы любят рассказывать туристам историю про французскую туристку, которая в мужской одежде и с фальшивым паспортом пробралась на остров. Выбрав на пляже укромный уголок, она пошла купаться. Тут откуда ни возьмись появилась акула и пообедала смелой, но неудачливой женщиной.

Кстати, по закону, принятому в 2005 году, ступившая на Афон дама может быть осуждена на год тюрьмы. Но европейские феминистки не сдаются и уже не первый раз пытаются провести через Европарламент закон об изменении статуса Святой горы как ущемляющего права женщин. Но так ли легко отказаться от традиций, которые не менялись тысячи лет?

За время своего существования Афон занял особенное положение среди всех других стран – образ жизни здесь не подчинен мирским законам. Это место, где выразительно говорит молчание, то есть сама вечность. У каждого свой путь на Афон, говорят монахи. Здесь переосмысливается вся жизнь, все поступки. Здесь верующий человек особенно чувствует присутствие Богородицы и чудеса, которые каждый день совершаются в этом удивительном месте. Жизнь Святой горы сокровенна от мира, но судьба человечества тесно связана с ней.

Подготовила Александра Билярчик
по материалам

Предание о невидимых старцах Афона

Предание о невидимых старцах - красивая легенда для паломников. Но для жителей Афона это не легенда. Это - живая реальность. Приведем несколько примеров:
Рассказ Паисия Святогорца
Когда в 1950 году я в первый раз попал на Святую Гору, случилось мне по пути из Кавсокаливии в святую Анну (cкит святой Анны находится на юго-западном побережье Святой Горы и подчиняется Великой Лавре) заблудиться...
Вместо того чтобы пойти к скиту святой Анны, я пошел по тропинке, которая вела на вершину горы Афон. Пройдя достаточно большой отрезок пути, я понял, что поднимаюсь вверх, и начал искать дорогу, чтобы вернуться. Пока я искал обратный путь и просил Божию Матерь помочь мне, внезапно предо мной предстал какой-то отшельник, лицо которого излучало свет.
На вид ему было лет семьдесят, и по одеянию его можно было заключить, что он никогда не общался с людьми. На нем был подрясник из парусины, весь выгоревший и изодранный. Дыры на подряснике были стянуты деревянными прутиками, с помощью которых крестьяне обычно скрепляют дырявые мешки, когда у них нет мешочной иглы и бечевки. С ним был кожаный мешок, тоже выцветший и в дырах, стянутых тем же способом. На шее у него была толстая цепь, на которой висела коробочка. В ней, по всей вероятности, находилась какая-то святыня.
Не успел я и рта раскрыть, как он мне говорит: "Дитя мое, эта дорога не в святую Анну", - и показал мне нужную тропинку.
По всему было видно, что передо мной стоял святой.
Я спросил у пустынника:

Где ты живешь, старче? Он мне ответил:

Здесь, - и указал на вершину Афона.

Я был измучен поисками старца, который мог бы дать мне духовный совет, а потому даже забыл, какое тогда было число и день недели. Спросил об этом пустынника, и он мне ответил, что была пятница. Затем он вытащил маленький кожаный мешочек, в котором оказались палочки с нарезами, и, посмотрев на них, сказал, какое тогда было число. После этого я взял у него благословение и пошел по указанной мне тропинке, которая вывела меня прямо к святой Анне. После этого в мыслях я постоянно возвращался к светлому сияющему лику отшельника.
Позже, когда мне рассказали, что на вершине Афона живут двенадцать - другие называли число семь - отшельников, у меня возникла мысль, не был ли тот, кто повстречался мне, одним из них. Я рассказал о происшедшем опытным старцам, и они подтвердили: "Да, это, должно быть, один из преподобных отшельников, живущих тайно на вершине Афона".

Другое предание об одном известном отшельнике:
...Проходя через Новый скит, он познакомился с отцом Неофитом, жившим в каливе святого Димитрия. Здесь он остался на некоторое время и исповедался. Отец Неофит рассказал ему много разных историй о подвижниках. Когда он услышал об отшельниках, живущих на вершине горы Афон в нем загорелось непреодолимое желание подражать им. Он испросил благословение отца Неофита вступить в его общину, принять монашество, а затем отправиться подвизаться высоко на гору Афон. Так он и сделал...

Афонское языческое капище Идолио
Афон Керасья

Страх - вот сила демонического мира, с помощью которой бесы управляют осуетившейся землей. Он пронизывает все побуждения леюдей, искажает все их чувства. Это скрытый двигатель мира... Именно через этот страх темная сила имеет открытый доступ к каждому человеку и в христианстве. Страх - это, если можно так сказать, чистая демоническая энергия.

Керасья - самое высокое место Афоне, где обитают отшельники. Она находится на высоте примерно 800 метров....

Немного выше Керасьи находится огромная скала, называемая греками Идолио, то есть Идол, потому что на ней расположено древнейшее на Афоне языческое капище. Посещение этого места строго запрещено.

Тайная тропа ведет к камню - жертвеннику...

Кто же приходит сюда по тайной тропе?

На Афоне существует много капищ, датируемых 6-4-м тысячелетием до РХ. Ведь в те времена на Афоне жили язычники. Были целые города идолопоклонников. Они выбирали для капищ самые красивые места. Идолио распложено на одном из красивейших утесов Святой Горы. Тропа, ведущая туда уже находится в тумане - это высота на которой мы входим в облачность.


На ближайших перекрестках стоят Кресты, чтобы запретить нечистой силе выход из Ущелья...


На капище находится огромный жертвенник, сделанный из цельного камня, примерно 2 на 3 метра величиной. На нем приносили человеческие жертвы, по бокам выточены стоки для крови, которая стекала в огромную каменную чашу (о ней мы еще расскажем). Убивая человека, язычники пили его кровь…


Самое красивое место

Здесь люди выбираи самое красивое место и... убивали... Не от жестокости люди приносили столь страшные жертвы, - скорее, от отчаяния. Слишком далек Бог. Слишком близки боги. И слишком непостоянен у них характер: сегодня помогают - завтра издеваются. И в качестве жеста последней надежды люди убивали друг друга перед идолами: может, хоть это сделает богов милосерднее…

Здесь обитатели древнего Афона каждый год приносили любимое и единородное дитя в жертву Кроносу,или какой-нибудь преследуемый человек обегал трижды вокруг жертвеника, и потом жрец, пронзив ему копьем чрево, сжигал его на горящем костре...

В эпоху античности здесь была юридическая контора, по нашим понятиям: жертву здесь приносили при заключении очень важного, скорее всего судьбоносного, договора. Договаривающиеся стороны согласно древнему обычаю прошли между частями человеческой жертвы. Такой обычай основывается на идее возмездия: клятвопреступника ожидает та же участь, что и жертву. Они верили что если одна из договаривающихся сторон нарушитклятву - то тела клятвопреступников невидимыми "духами" тут же будут разорваны на 2 части...
В историческую эпоху здравое чувство Греции боролось с этим страшным пережитком -жертвоприношение заменяется окроплением жертвенника его кровью, или же человека сбрасывают со скалы, принимая меры к тому, чтобы он был спасен...


Но темная энергия на этих страшных местах так и осталась... От ужаса даже деревья вокруг сохнут...

В таких местах понимаешь, в каком мраке находилось человечество до Христа, и какую свободу открыл Христос человеческому духу. Это свобода от страха, который пронизывал все стороны жизни язычников. Люди умерли тысячи лет назад, а их ужас остался и продолжает жить в этом месте...

Здесь, поистине, страшное место, в котором злая энергия ада выходит наружу, подобно магме разбушевавшегося вулкана. Затем, подобно радиактивному заражению после взрыва, этот ужас вместе с тучами расползается и окутывает близлежащие утесы на протяжении столетий...

Поэтому сюда приходят воины Христовы отшельники - сразиться с нечистой силой, дать бой диаволу в самом его логове. Здеь все маски сняты... Об этом будет наш дальнейший рассказ, если Бог благословит...

Афон Магула
(скит Василия Великого)

На Святой Горе существует несколько преданий о Магуле. По одному, скит Магула был расположен немного выше Великой Лавры. Согласно другому, скит Магула находился выше монастыря Куплумуш. Здесь мы расскажем о третьем предании. Вероятно, так и было: три скита в разное время назывались этим именем...

Живой камнепад на Магуле

На Афоне есть много страшных мест, связанных с особенным присутствием темной силы. Но это место, поистине, пугающее, потому что темной энергией здесь, как говорится, и не пахло. Это глубоко христианское место. Большинство афонитов даже не подозревают о его существовании. Те же из старых монахов-отшельников, которые знают о нем, предпочитают даже не произносить это слово - Магула. А если им нельзя миновать этого места, поскольку не нему проходит одна тропа и здесь много улиток, то стараются быстрее проскочить его. Магула - по-гречески щека.


Верх скалы. Это Лицо Афона. Магула в тени.

Если вы попадете на это место, то не поверите своим глазам. Это огромная каменная плита площадью сотни метров - ровная и гладкая как стекло. Среди живых каменных осыпей и торчащих к небу скальных зубцов расположено огромное каменное плато из единого цельного камня. Периодически с окржающих отвесных утесов срываются камни и пролетают по этому плато, вызывая целые осыпи. Увидевший это может только вымолвить: "Такого не может быть!"


Плато сверху: длинна сотни метров...

Это плато подобно огромной взлетной полосе для невиданного летательного аппарата или даже - афонскому космическому аэродрому. Такой конец был бы, наверное, самым оптимистичным для нашей истории. Но с космосом это гигантское плато, к сожалению, никак не связано. Хотя, если такие термины уместно употреблять, то мы бы назвали Магулу - космическим проклятием…

Устные рассказы о Магуле немного разнятся, поэтому мы нашли и перевели древнюю рукопись с преданием об этом месте.

Древнее предание о месте Магула, на котором был расположен Скит Василия Великого

(перевод с древнегреческого Василия Гирина)
«Во времена великого царя, называемого у греков Маврогенус, отцы из Кавсокаливии, прибыли со скита в это место и основали Скит Магула. Видя, насколько оно пустынное, отцы решили построить кельи и храм. Поскольку денег у них не было, то один из них, отправился к царю. А раньше он служил у царя военачальником. Царь немало подивился, увидев своего полководца в монашеском облачении, и дал ему достаточно средств, чтобы построить небольшой скит. Храм освятили в честь свт. Василия Великого. Поэтому скит назвался - скит Василия Великого... Так и появился этот уединенный скит. Впоследствии один старец удалился в другое место, а другой авва подвизался здесь.
Через некоторое время по действию завистника диавола в братстве старца начались раздоры. Духовник много раз пытался утихомирить враждующих братий, но это не принесло плодов. Тогда случилось нечто непредвиденное, выходящее за рамки обычных представлений… Некоторое время два брата жили во вражде, так и ходили вместе на богослужения, не разговаривая друг с другом. Однажды во время Службы все услышали грохот и страшный гром…»
На этом предание обрывается...

Скит Магула располагался на крутом склоне. Но монахи трудились и сделали из склона - пезули, насадили виноград, а больше здесь почти ничего не росло. Это был очень красивый склон, поросший небольшими каменными дубами. Здесь был родник, а незаметная тропа вела к арсане, пристани, которая сохранилась до сих пор, как молчаливое доказательство того, что этот скит - не вымысел и не легенда. Он действительно был и пропал за одно мгновение…


...не осталось не только следов, но даже каменной осыпи, все было сметено в море...

Так, продолжим повествование: «все услышали грохот и страшный гром…» Огромная скала, которая находилась примерно на высоте 500м обрушилась на скит и буквально смела его с лица земли. Удар был настолько силен, что не осталось не только следов, но даже каменной осыпи, все было сметено в море. Оголилось само глубокое скальное основание - единое цельное плато, сияющее на солнце, как огромная щека Святой Горы. Поистине, Святая Гора получила чудовищную затрещину от чьей-то громадной руки…

Ис.14:27 Ибо Господь Вседержитель

Определил, и кто может отменить

Это? рука Его простерта, - и кто

Отвратит ее?!

Не взывает сомнения, что монахи - живая часть Святой Горы. И если они не соответствуют своему призванию, не выполняют предназначение, то весь живой Организм противится им. Магула, поистине, страшное место. Исполнилось слово пророка:
Иер.21:5 Я Сам буду воевать

Против вас рукою простертою и

Мышцею крепкою, во гневе и в

Ярости и в великом негодовании!

Можно ли назвать это место - проклятием Отца? Не знаю. Но даже проходя по нему, чувствуешь, как мурашки пробегают по коже… С ужасом думаешь, о словах Господа: Матф.7:19 0 - так это не аллегория?!

…Всякое дерево, не

Приносящее плода доброго,

Срубают и бросают в огонь…

Неужели мы так и не вышли из Ветхого Завета?! И видя эти страшные камни, вместо «Авва Отче» хочется молить Господа:

Пс.78:5 Доколе, Господи, будешь

Гневаться непрестанно, будет

Пылать ревность Твоя, как огонь?