Годовщина разгрома иудейской хазарии. Разгром иудейской хазарии Князь разгромивший хазар 9 букв

  • Дата: 07.02.2024

Давайте зададимся вопросом: почему столь эпохальные события тысячелетней давности преподносятся сегодня, как промежуточные факты истории Отечества, не заслуживающие пристального внимания современников?

Но сначала проследим канву событий, изменивших не только тогдашнюю политическую карту , но, без сомнения, и весь дальнейший ход мировой истории.

Что же представлял собой Хазарский каганат, каким образом его правителям удалось добиться столь беспрецедентного положения в средневековом мире, и почему всего лишь один сконцентрированный удар русских войск положил конец господству столь мощного этноса?

Держава хазар зародилась в середине VII века на обломках Тюркского каганата. Территориально новое государственное образование занимало огромное пространство: всё Северное Причерноморье, большую часть , Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Этнически население каганата составлял конгломерат тюркских народов. Правда, изначально хазары были европеоидами, но затем, примерно с конца VI века начали активно перемешиваться с тюркютами (восточные географы этого периода делили хазар на два разряда: смуглых, черноволосых и «белых, красивых, совершенных по внешнему виду»).

В этот же период сложилось формальное двоевластие: номинально главой государства был каган, представлявший местное население. Фактически страной управлял бек еврейского происхождения, власть которого передавалась от отца к сыну. Положение кагана вряд ли можно назвать завидным. Он являлся не только марионеткой иудеев , но был также своего рода жертвенным животным, которого можно было убить по требованию толпы или бека. Поводом к этому могло послужить , военное поражение, неурожай и прочее. В ущемлённом положении находилось и обложенное суровыми налогами тюркское большинство Хазарии – по иудейской терминологии «гои», «недочеловеки». Религиозный фанатизм еврейской верхушки был настолько силён, что даже потомство от смешанных браков хазар с иудеями воспринималось ею как неполноценное. Эти метисы, гонимые из центральных городов государства, под именем караимов обосновались в .

Первый бек – Обадия – создал для последующей еврейской иммиграции чрезвычайно благоприятные условия: построил множество синагог и учебных центров, собрал «мудрецов израильских», дал им серебро и золото, за что они «объясняли ему 24 книги Священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв». С Обадии и пошли 12 хазарских беков-иудеев. Обадия прославлялся как правитель, «возродивший древний иудейский закон». В стране начало жёстко подавляться христианство.

В качестве военной силы хазары пользовались услугами многочисленного наёмного мусульманского войска. Эта «гвардия» действовала и во внешних войнах, и в качестве карательной силы внутри страны. Выгодное геополитическое положение Хазарии, наличие значительных свободных капиталов, позволило каганату оказывать мощнейшее влияние на всю мировую политику. В финансовой кабале оказались и французские Каролинги, и испанские Омейяды.

Что уж говорить о землях, населённых славянами! «Повесть временных лет» сообщает под 884 годом, что хазарам платили дань поляне, северяне, вятичи, родимичи. В вассальной зависимости находились тиверцы и уличи, с коими воевал князь Олег. Надо подчеркнуть, что при всём своём могуществе каганат представлял собой колос на глиняных ногах , ведь иудейская верхушка не воспринимала , как свою Родину, никак не заботилась об автохтонном большинстве, всю финансовую выгоду пускало исключительно для укрепления положения иудеев во всей Ойкумене. Наёмное войско было действенно при набегах на соседей и ограбления данников, но при отражении внешней агрессии оказалось практически бесполезным…

Около 940 года бек Песах напал на Русь , «пошёл на Хельгу» (Олега), подступил к и опустошил страну, а затем принудил Олега против его воли воевать с византийцами, стравив, таким образом, обоих своих противников. Вынужденный союз русов с хазарами обошёлся первым очень дорого – в войне с Византией наши предки потеряли весь флот и 50 тысяч воинов. Болезненным было и обложение славянских земель данью.

Этими «метастазами»-отростками были иудейские торговые фактории, которые на самом деле являлись государствами в государствах. Эти иудейские торговые поселения огораживались крепостными стенами самими иудеями. На ночь ворота этих «поселений», которые назывались иудейскими гетто, закрывались, и никто не впускался и не выпускался до утра. Ворота и стены этих иудейских «торговых» факторий охранялись иудейскими воинами, а за стенами их действовали иудейские законы и правили раввины . Так что, никто специально не селил иудеев в отдельные гетто, они сами создавали город в городе и прятались от всех остальных жителей города за своей крепостной стеной. Видно, были у них причины прятаться за этими стенами…

После уничтожения Хазарского Каганата , иудеи покинули пределы современной и вновь рассеялись по странам. Но в качестве наследства от Хазарского Каганата у них остались микрогосударства в государствах – иудейские торговые фактории, которые, к моменту разгрома Хазарского Каганата, в большинстве случаев уже превратились в теневые государства в государстве и оказывали мощное влияние на экономику и политику стран, в которых они находились.

Мы обязаны вечно помнить о подвиге, совершённом Великим Князем со своими воинами, и постоянно рассказывать об этом всем, кто ещё способен отрываться от телевизора и лоханки с кормом…

История дама своеобразная, и каждый видит ее по-своему. В учебниках пишут одно, углубленно исследующие прошлое люди могут рассказать совсем другое. Вскользь упомянутый, герой своего времени, Святослав, достоин особого внимания. Благодаря его великой победе над Хазарами он освободил Русь от их ига и укрепил ее могущество. Скупая информация, предоставленная в учебниках о великом князе Святославе, к сожалению, умаляет его вклад в ход истории Руси, и значение его героической победы. Желающих узнать об этом немного больше - милости просим в Х век.

Вконтакте

Немного о Герое

Бегущий навстречу властной матери, мальчик с голубыми глазами и светлыми волосами мало чем отличался от остальных. Тогда он еще не понимал, что в связи со смертью своего отца - великого князя Игоря Рюриковича, унаследовал княжеский престол. На тот момент мальчику было всего 3 года. Мать - княгиня Ольга , стала править страной до совершеннолетия сына.

Мало кому известен тот факт, что имя будущего великого воина, князя Киевского Святослава Игоревича правильно произносить не Святослав, а Светослав. От слова «свет». Светослав - означает свет славящего или того, кто славит свет. Его по праву называли Светлым Князем. Но Святослав говорить привычнее.

У Святослава Игоревича были достойные воспитатели. С раннего детства его обучали , как настоящего воина. Варяг, Асмуд, прилагал все усилия, чтобы единственный отпрыск Игоря и Ольги, хорошо держался в седле, был первым на охоте и в бою. Мальчик научился ловко прятаться от вражеских глаз. А главный киевский воевода, Свенельд, растолковывал секреты полководческого искусства. Он тоже был из варягов, они считались самыми профессиональными войнами, формировавшиеся из различных народов Славяно-Ариев. Все труды наставников дали хорошие плоды.

В свой первый поход Святослав отправился в 4 года. Тогда Ольга решила отомстить древлянам за смерть возлюбленного. По традициям древней Руси, сам князь должен возглавлять поход и начать битву. И неважно сколько ему было отроду.

Когда сошлись киевские и древлянские войска маленький Святослав сидел на коне, впереди киевской дружины. Он первый бросил копье в древлян, конечно, оно не улетело далеко, но уважаемые киевские воеводы произнесли: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». Так, в 4 года, Святослав Игоревич отдал свой первый приказ. А на веку у Светлого Князя было много походов и побед.

Мальчик рос, крепчал и превратился в сильного воина среднего роста, с широкой грудью. Внешне он был приятен. На лице голубые глаза и густые брови. Бороду князь не носил, но обладал длинными усами. На его бритой голове была одна прядь волос, что являлось признаком его знатного происхождения. В одном ухе красовалась золотая серьга с карбункулом и парой жемчужин.

Князь не возил с собой в походы обозов с провиантом и котлами. Он жарил мясо на углях и ел его так. Ночлег Святослава вполне устраивал без шатра, на конской попоне с седлом в головах. Его воины были такими же выносливыми и неприхотливыми. Не обремененная лишним грузом, дружина князя перемещалась очень быстро и возникала пред врагом нежданно.

Когда Святослав выходил в поход , то всегда предупреждал об этом своего противника. «Иду на вы!» - всем известная фраза, пришедшая к нам через века, означает - вы, мои враги и хочу идти на вас.

Древние традиции Славяно-Ариев, которые чтил Святослав Игоревич гласили:

  • Не стрелять в безоружного;
  • Не нападать без предупреждения;
  • В неравного по силе противника не стрелять.

Таков был кодекс воинской части, которого придерживался князь .

Смыслом жизни Святослава стало ведение войны ради славы и выгоды. Большую часть своей жизни он провел в походах. Государственные дела его не интересовали, поэтому внутренней политикой занималась мать князя - Ольга. Именно при ней, в Х веке, было принято крещение Руси. Мать Святослава стала христианкой. Ее же сын был против крещения. Будучи язычником и обладателем ведических знаний, он остался верен традициям, которые передавались из поколения в поколение и из века в век. Христианство Святославу было не по сердцу, с его кротостью, добротой и милосердием.

Светлый Князь вел серьезную войну с ростовщичеством, именно хазары внесли свою лепту для его зарождения на Руси. За то, что брали деньги под проценты и под проценты давали другим, он велел рубить обе руки, считая это развращением души и денежным рабством. Промышлявших на его родине кредитованием хазар, Святослав приковывал к плоту и благополучно сплавлял в Черное море по Днепру.

И неспроста распространялся праведный гнев князя на хазар.

Экономика и политика Хазарского каганата

На юго-востоке от границ Киевской Руси, в низовьях Волги, раскинувшись в западную сторону и на восток до Мордовии, захватывая Северный Афганистан и Крым, появилось Хазарское государство. Его столица Итиль расположилась в устье Волги.

Хазария была многонациональным государством и мирно уживалась с соседями. Через земли Хазарии проходил всем известный «Великий шелковый путь», что было очень выгодно для государства. Персидские иудеи из колена Симонова, после содеянной ими революции в Персии , стали активно переселяться на эту территорию, и не просто так.

Дело в том, что после разорения персов, бежать удобно было только на север. А если свернуть на северо-восток, то можно очутиться в Хазарии. У нее было выигрышное расположение - это торговые пути из Азии в Европу. Так что, контролировать Хазарию, означало контролировать «Великий шелковый путь» и всю прибыль от него.

При частых набегах на славянские земли хазары обеспечивались обилием рабов. Несчастных людей продавали за хорошую плату в разные уголки мира. Хазары, под властью евреев, стали наглеть:

  • На славянских землях воздвигались новые крепости;
  • Предпринимались бесконечные набеги на земли наших праотцов;
  • Угнетенный народ обкладывался данью все чаще и чаще;
  • Процветала работорговля.

Производился контроль закупочных и продажных цен на местные и ввозимые товары. Минимальные закупочные цены устанавливались на товары местного изготовления, что приводило в упадок местных производителей. При этом максимальные цены устанавливались на продаваемые евреями товары, что давало много прибыли их торговцам. Жестокая внешняя политика каганата, ее способы и действия, преследовали цель - ослабить русские территории и стереть с земли Киевское княжество, что помогло бы евреям стать господами евроазиатского пространства. Можно сказать, что цель была почти достигнута.

Хазарский Каганат в Х веке был на пороге сильного взлета. Со всех подчиненных ими стран Азии и Европы, в Каганат стекалось золото, серебро и дорогостоящее сырье.

Летом, против Хазарии, сын Игоря стал готовить поход в тысячи километров. Князю исполнилось всего 22 года. Все тщательно продумав, он не пошел напрямую через степь междуречья, а совершил грамотный ход.

Обойдя степь, он добрался до Рязани. Оттуда благополучно спустился по Оке до реки Волги - матушки и на 500 ладьях направился с невеликим, но смелым и хорошо подготовленным войском в столицу Итиль и осадил ее. В битве при Итиле союзниками Светослава были печенеги . Они появились с западной стороны, где Дон приближается к Волге. А также гузы, которые поспешили от реки Яик на помощь к князю, чтобы биться против хазар. Храбрые войны пересекли пустынное пространство Прикаспия. Все союзники собрались у Итиля. Хазары этого не ожидали, и сразу же после штурма, от столицы остались одни руины.

На этом Светлый Воин не остановился, решив довести начатое до конца, он продолжил борьбу с хазарским каганатом. Святослав направился на Терек, где раскинулся город Семендер. Он имел четырехугольную цитадель, являвшуюся опорным пунктом хазар. Но князь справился с этой задачей. Крепость была взята. После этого, дружина во главе со Святославом отправилась к Дону в сторону Руси.

Уже направляясь домой, Святослав возле Саркела встретился с гарнизоном, в котором были в основном кочевники. После штурма князь взял и разрушил хазарскую восточную крепость Саркел, находившуюся близ нынешней станицы Цимлянской, а городу дал название Белая Вежа. Победоносный поход Святослава на Хазарию был завершен.

Эти победы определили судьбу Хазарского Каганата. Еврейская диаспора прекратила свое существование. Разрушенный иудейский центр витиеватой политики, а также торгового и воинского порядка, повлек за собой необратимые последствия и изменения всей геополитической ситуации.

Значимость разгрома Хазарского каганата для Руси

Неоценимый вклад Светлый Воин внес в историю Киевской Руси. После этого походы князя не закончились. Все они были победоносными. Кроме последнего.

Гибель храброго воина

После заключения мира с Византией, Святослав отправился в сторону дома. Достигнув устья Днепра, он на ладьях отплыл к порогам. Мудрый воевода Свенельд предупреждал его: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Но Святослав не прислушался к мудрому совету воеводы. В 971 году князю по Днепру подняться не удается, и он вместе со своим войском остается зимовать в устье реки.

В марте 972 года он повторил попытку прорваться, но печенеги терпеливо поджидали русов. В этой ожесточенной схватке погибло много воинов Святослава, и сам князь тоже был повержен. Как гласят летописи, Светлому Воину отрубили голову, и печенежский князь, Куря, сделал из нее чашу, покрыв ее серебром и золотом. На пирах он и пил из нее вино. Так, закончил свой век храбрый князь Киевский Святослав Игоревич . Свенельду, с несколькими уцелевшими воинами, получилось вернуться в Киев к Ярополку.

Много столетий прошло, на дворе XXI век, но народ помнит своих героев, в число которых входит Светлый Воин, внесший неоценимый вклад в ход истории государства Российского.

Хазарский каганат представлял серьёзную военную угрозу для Руси. Археологи обнаружили целую систему каменных крепостей на правом берегу Дона, Северного Донца и Оскола. Одна белокаменная твердыня располагалась от другой на расстоянии 10-20 километров. Форпосты располагались на правом, западном и северо-западном берегу рек. Большую роль в сооружении этих крепостей сыграли византийские инженеры. Так, Саркел (Белую Вежу) на берегу Дона возвели именно византийские инженеры во главе с Петроной Каматиром. Да и укрепления Итиля делали византийцы-ромеи. Хазарского государство играло важную роль в военно-политической стратегии Константинополя, сдерживая Русь. Саркел был главной крепостью хазар на северо-западной границе державы. В нём размещался постоянный гарнизон из нескольких сотен воинов. Крепости решали не только оборонительные задачи, но и наступательные, хищнические. Фактически это были форпосты, выдвинутые вперёд, так как они располагались на правом (западном) берегу, а не на левом (восточном), что усилило бы их оборонное значение. Эти плацдармы использовались в качестве прикрытий для организации нападений и отхода хазарских войск. Из них же совершали грабительские рейды небольшие хазарские отряды. Русские былины сохранили память о хазарских нападениях, так былина «Фёдор Тярынин» сообщает:

Со восточной было стороны
От царя было иудейского,
От его силы жидовския
Прилетела калена стрела.

С части подконтрольных славяно-русских племен хазары брали дать людьми. Радзивилловская летопись сообщает, что хазары брали: «по белой девице с дыма» (с домовладения, большой семьи). А рядом на миниатюре, чтобы не было ошибки, не приняли за описку, изображена группа девиц и старейшина, склонившийся перед хазарином. Видимо, это отвратительное явление стало основой о сказках и былях «чудо-юде поганом», «змее», который требовал себе красных девиц. Ко времени правления князя Святослава эту дань людьми уже почти не платили, так как Русь объединялась и окрепла. Однако хазары продолжали брать людей в полон для продажи в рабство во время своих набегов.

Одновременно хазарская элита представляла угрозу самому существованию Руси - русской цивилизации. Иудейской элите был выгоден т н. «процесс натиска на Восток». В Западной Европе христианские рыцари и наёмники, которых науськивал Рим и рахдониты, несколько столетий воевали со славяно-русскими племенами в землях современной Германии и Австрии (оттуда были варяги-русь во главе с Рюриком-Соколом, западная ветвь суперэтноса русов). Славянские воины гибли в боях, а женщин и детей захватчики «оптом» сбывали еврейским купцам-рахдонитам, которые гнали «живой товар» на рынки Ближнего Востока и далее. Эта титаническая и кровавая битва длилась несколько столетий. Славяно-русская цивилизация Центральной Европы, в которой были сотни градов-городов, развитые ремесла и искусства, погибла в огне и крови. Славяно-русы были частью истреблены, часть постепенно ассимилированы, утратили язык, веру и культуру, стали «немцами». Об этой странице истории в Европе предпочитают не вспоминать. Ведь значительная часть европейской цивилизации построена на крови и костях славян.

Многочисленные славянские города, вроде Берлина, Дрездена, Липицы-Лейпцига, Ростока, Бранибора-Бранденбурга, стали германскими городами. А многие «немцы», особенно в центре и на востоке Германии - это генетические славяне, утратившие язык и культуры, своё самосознание. По схожей методике русских Малой России превращают в «украинцев».

Главной предпосылкой трагической гибели «Славянской Атлантиды» в центре Европы была разобщённость славянских племенных союзов и их междоусобицы (особенно конфликт лютичей и ободритов-бодричей). Во времена Святослава битва в Центральной Европе ещё продолжалась. Так Аркона — город и религиозный центр племени руян на острове Руян (Рюген) будет уничтожен датчанами в 1168 году. Однако западные славяне были уже обречены в силу своей разобщенности. Рим использовал против них древнюю стратегию «разделяй, стравливай и властвуй»

Такая же судьба грозила восточной ветви суперэтноса русов, Восточной Руси. С Запада угрожала Византия, наступал Рим, который вскоре превратит западных полян (ляхов, поляков) во врагов Руси. С Востока грозила Хазария, с Юга наступала исламская цивилизация. Хорошо вооруженные отряды мусульманских наемников Хазарии были серьёзной угрозой. Только политическая централизация могла спасти Восточную Русь. И династия Сокола отличной справилась с этой ролью. Это весьма символично, ведь сокол-рарог был тотемным животным верховного бога славян-русов - Рода.

С Хазарией боролись все первые князья династии Рюриковичей (Соколов). Русский князь Олег Вещий смог взять Киев и вывести из-под влияния хазар племенной союз полян, проживавший в Среднем Поднепровье (Киевщина). Существует версия, что он стал жертвой хазар. В правление Игоря русские дружины совершили ряд походов на Каспий. Однако решить задачу ликвидации Хазарии смог только Святослав.

Армии противников

Хазария, хоть утратила часть могущества к середине X столетия, была крепким орешком. Вассалами хазар были буртасы и Волжская Булгария на Средней Волге. Устье Волги контролировала столица хазар — город Итиль, хорошо укрепленный под руководством византийских инженеров. Этот крупный торговый и политический центр был хорошо защищен. На Северном Кавказе главным опорным пунктом хазар был город Семендер, старая столица. Крепость Саркел прикрывала западные рубежи и контролировала Дон. Тумантархан (Самкерц или Таматарха) контролировала Таманский полуостров. Всего города были хорошо защищены, особенно Саркел.

В Хазарии было своеобразное двоевластие: каган (хан) имел священный статус, а исполнительной властью владел царь. Родовая и племенная знать выставляла хорошо вооруженную конницу. В поздние времена её численность упала до 10 тыс. всадников. Их подкрепляли хорошо вооруженные мусульманские наёмники, гвардия царя. Всадники были вооружены копьями и мечами и имели хорошие доспехи. При серьёзной угрозе каждый город мог выставить пешее ополчение из «черных хазар» - простого люда.

Хазары переняли тактику арабов и в сражении атаковали волнами-линиями. В первой линии были застрельщики, конные лучники, обычно из «черных хазар» - простолюдинов. Они не имели тяжелого вооружения и пытались метательными снарядами - стрелами и дротиками, рассеять и ослабить противника, разъярить и вынудить его к преждевременной и плохо организованной атаке. Вторая линия состояла из хорошо вооруженной конницы - дружины родовой и племенной знати. «Белые хазары» были хорошо вооружены - железные нагрудники, кожаные доспехи и кольчуги, шлемы, щиты, длинные копья, мечи, сабли, палицы, топоры. Тяжелая конница должна была смять уже расстроенные ряды врага. Если противник был сильным, и вторая линия не достигала успеха, она отходила для перегруппировки. В бой вступала третья линия - многочисленное пешее ополчение. Основой вооружения пехоты были копья и щиты. Преодолеть стену копьеносцев без серьёзных потерь было сложно, а в это время конница перестраивалась и готовилась к новому удару за спинами пехоты. В крайнем случае в бой могла вступить четвертая линия - отборная гвардия мусульманских наемников. Линию составляли конные, закованные в железо, профессиональные воины. Эту линию водил в бой лично царь. Правда, вступление в бой трех-четырех линий было редкостью. Обычно хазары сами ходили в походы и набеги, в которых участвовали только конные легкие лучники и дружины знати.

Всадник Хазарского каганата. Конец IX - начало X века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №52. Рисунки-реконструкции Олега Федорова

Аланский лучник Хазарского каганата, IX - начало X века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №55

Святослав был настоящим воином. Колоритно описывает его русская летопись: легкий в движениях, как барс, храбрый, он всю свою энергию направил на создание мощной дружины: «нача вои совокупляти многи и храбры и легко ходя, аки пардус (барс), войны многи творящие. Ходя воз по себе не возяше, ни котла; ни мяс варя, но погонку изрезав конину ли, зверину ли, или говядину, на углях испек ядяще, ни шатра имяша, но подклад постлав и седло в головах, такоже и прочие вои его вел бяху» (Полное собрание русских летописей. Т. 1).

Войско Святослава была крайне подвижно. По сути, в будущем такую мобильность и тактику покажет армия Александра Суворова. Русские дружины передвигались на ладьях и конях. Дружина Святослава, как видно из источников, могла сражаться в конном и пешем строю в зависимости от обстановки. Из сообщения русского летописца о том, что князь Святослав и его воины питались кониной и имели седла, можно сделать вывод, что дружина была конной, а не пешей. Косвенно это подтверждает и византийский историк Лев Диакон, который противоречит сам себе, когда говорит, что русы не умели сражаться в конном строю, и в то же время сообщает об их конных атаках. Но дружина пользовалась и ладьями для передвижения по рекам, где это было удобно (Волга, Дон, Днепр и Дунай), и могла сражаться в пешем строю, выстраиваясь для боя в несколько шеренг. А опыт ведения войны предыдущими русскими князьями - Рюрика, Олега Вещего и Игоря Старого, показывает, что Русь имела мощный флот, который мог действовать на реках и в море. При этом часть армии сопровождала судовую рать по суше в конном порядке.

В этот период русское войско состояло из нескольких частей: 1) из старшей и младшей дружин князя; 2) дружин бояр и подручных князей; 3) «воев» - городского и сельского ополчения; 4) союзников и наёмников (варягов, печенегов, половцев и т. д.). Дружины обычно составляли тяжеловооруженную конницу. При Святославе её подкрепляла легкая конница печенегов, они были вооружены луками, имели копья для метания (дротики-сулицы) и удара и трехгранный обоюдоострый меч, защищены кольчугами и шлемами. «Вои»-ополченцы составляли пехоту русской армии. Для дальних походов строились ладьи (лодьи), которые поднимали до 40-60 человек каждая. Они могли действовать не только на реках, но и в море, были не только транспортами, но вступали в бой с судами противника.

Знатный воин дружины русов. Конец X - начало XI века. По материалам погребений могильника Шестовицы, Черниговской обл. Рисунки-реконструкции Олега Федорова

Древнерусский воин. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл, Гнездовский археологический комплекс

Киевский дружинник X века. По материалам раскопок М. К. Каргера Десятинной церкви Киева, погребение №108

Древнерусский дружинник в распашном кафтане из ткани с набойкой. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл., Гнездовский археологический комплекс, погребение Дн-4

Русский князь с дружиной. Первая половина XI века. По материалам археологических находок Киева, Чернигова и Воронежской обл.

Старшая дружина состояла из «княжьих мужей», или бояр. В мирное время она составляла совет при князе, участвовала в управлении государством. Младшая дружина («отроки», «детские») являлась личной охраной князя. Дружина была ядром войска. Город выставлял «тысячу», делившуюся на сотни и десятки (по «концам» и улицам). «Тысячей» командовал избиравшийся вечем или назначенный князем тысяцкий. «Сотнями» и «десятками» командовали выборные сотские и десятские. «Вои» составляли пехоту, делившуюся на лучников и копейщиков. В бою пехота выстаивала «стену» вроде древнегреческой фаланги. Лучники обстреливали противника, рассеивая его строй. Копейщики закрывались щитами в рост человека и выставляли копья. В ближнем бою применяли мечи, топоры, булавы и ножи «засапожные». Защитное снаряжение состояло из кольчужной брони, остроконечного шлема с кольчужной сеткой на лицо и плечи и больших, часто во весь рост, деревянных щитов. Качество оружия и доспехов зависело от достатка воина. Основное вооружение обычно хранилось в княжьих складах и выдавалось перед выступлением в поход. С древнейших времен русы имели стяги-знамена, треугольные и красного цвета, а также военную музыку. Ритм музыки помогла войти в состояние боевого транса, особого состояния психики. Войска выстраивались и сражались вокруг своих стягов. «Ставить стяг» означало строиться или готовиться к бою.

Русские войска отличались высокой дисциплиной. Войско собиралось на сборном пункте и организованно выступало в поход. В походе впереди находилась сторожа, которая вела разведку путей и сил противника, добывала «языков» и охраняла основные силы от внезапного нападения. За сторожей двигались главные силы. Во время стоянок выставляли «стражу» - охранение, само место окружали повозками или частоколом, иногда окапывали.

Боевой порядок русской рати был традиционен: середина (пехота) и два крыла (левое и правое). Начинали бой лучники, которые находились впереди в рассыпном строю. Русские сложные луки были страшным оружием. Главный (центральный) полк принимал удар противника, останавливал его, конные дружины на флангах пытались охватить противника или мешали более многочисленному противнику окружить русское войско. Охваты и обходы флангов, засады и заманивание противника преднамеренным отступлением применялись очень часто, это была древнейшая традиционная для скифов и их наследников - русов, тактика.

Русские рати с успехом штурмовали и города. Их стремились взять внезапным приступом - «на копьё», или хитростью. Если не получалось, то начинали осаду. Город окружали со всех сторон, лишали его подвоза продовольствия, искали водоводы, чтобы заставить гарнизон капитулировать. Если гарнизон упорствовал, проводили правильную осаду - войска располагались в укрепленном лагере, город окружали земляным валом, отрезая его от внешнего мира и сужая возможности для вылазок. Под прикрытием больших дощатых щитов приближались к стенам, рубили частокол (тын), местами засыпали ров, если стены и башни были деревянными, пытались их поджечь. У стены делали большую насыпь, земляной присып, по которому можно было взобраться, готовили штурмовые лестницы. Для разрушения стены и проникновения в город рыли подземные ходы. Применяли и осадные башни, стенобитные машины (тараны) и пороки (камнеметы).

Русская боевая лодья (ладья)

Камнемётная машина (русские пороки). Рисунок из арабской рукописи

Разгром Хазарии

Поход начался 964 году. Зиму 964-965 гг. Святослав Игоревич провёл в землях вятичей, убеждая их князей и старейшин подчиниться единой власти. Вятичские воины, умелые лесные охотники и разведчики пополнили его войско. Весной 965 году полки Святослава двинусь на Хазарию. Русский князь обманул противника. Обычно русские шли по воде с Дона и по Азовскому морю. А Святослав решил ударить в сердце каганата не с запада, а с севера, по Волге.

Русская рать двинулась по Волжскому пути. По пути Святослав усмирил давних данников и союзников хазар - булгар и буртасов. Стремительным ударом Святослав разгромил союзников Хазарии, лишив Итиль дополнительных воинских контингентов. Город Булгар - столица Волжской Булгарии, была опустошена. Противник не ожидал удара с севера, поэтому сопротивление было небольшим. Буртасы и булгары предпочли бегство и рассеялись в лесах, стараясь пережить грозу.

Судовая рать Святослава спустилась вниз по Волге и вошла во владения хазар. «Вои» двигались на ладьях, по берегу их сопровождали конные русские дружины и союзные печенеги. Хазары, узнав о неожиданном нападении полков Святослава, изготовились в бою. Где-то в низовьях Волги, у столицы каганата - Итиля, произошло решающее сражение. Хазарский царь Иосиф успел собрать большое войско, включая столичное ополчение. Арсеналов столицы было достаточно, чтобы вооружить всех. Однако хазарская армия не выдержала натиска полков Святослава. Русские воины упорно рвались вперёд, отразив все атаки хазар. Хазарское войско дрогнуло и побежало. Царь Иосиф с оставшимися гвардейцами смог прорваться, но потерял большую часть гвардии. Хазарскую столицу уже некому было защищать. Население укрылось на островах в дельте Волги. Город был разрушен. Общепринято археологически Итиль пока не определён. Есть версия, что он был смыт из-за повышения уровня Каспия.

Эскиз к картине "Взятие хазарской крепости Итиль князем Святославом". В. Киреев

После этой победы Святослав Игоревич продолжил поход, так как у хазар было ещё несколько крупных городов. Святослав повел дружины по берегу Каспийского моря на юг, к старой столице Хазарского каганата - Семендеру. Это был крупный город на территории прикаспийского Дагестана. В Семендере правил собственный царь, который имел свое войско. Это была автономная область. Поход на Семендер был скоротечен. Семендерское войско была разгромлено и рассеяно по окрестным горам, Семендер заняли без боя. Дальше на юг Святослав не пошёл, высказав равнодушие к Дербенту и Южному Прикаспию с его богатыми городами. Ему нужна была не добыча. Русская армия выполняла священную миссию, уничтожала хазарского «змея».

Святослав прошёл по Северному Кавказе, земля ясов (алан, предков осетин), касогов (черкесов), разгромил их рати, как союзников Хазарии, подчинил своей воле. Святослав вывел войска к берегам Сурожского (Азовского) моря. Здесь располагалось два крупных центра хазарской державы - Таматарха (Тмутаракань) и Керчев. Серьёзных сражений не было. Хазарские наместник и гарнизоны бежали. А местные жители восстали, помогая взять города. Святослав проявил себя не только как умелый и бесстрашный воин, но и мудрый правитель. Эти города он уничтожать не стал, а превратил в опорные пункты и торговые центры Руси.

Фактически от каганата практически ничего не осталось. Его обломки громили союзники Святослава - печенеги, которые заняли часть Хазарии. От державы осталась только одна мощная крепость - Белая Вежа («вежа» - башня).

Это была одна из самых мощных крепостей каганата. Саркел имел шесть мощных башен, видных издалека. Крепость стояла на мысу, который с трех сторон омывался водами Дона. С четвертой стороны был вырыт глубокий ров, заполненный водой. На расстоянии полета стрелы от стен, со стороны суши, был вырыт второй ров. Стены были толстые (3,75 м) и высокие (до 10 м), усиленные башенными выступами и массивными угловыми башнями. В северо-западной стене находились главные ворота, вторые ворота (меньшего размера) располагались на северо-восточной стене и выходили к реке. Внутри крепость делилась на две части поперечной стеной. В меньшую юго-западную часть можно было попасть только изнутри, в её южном углу располагалась укреплённая квадратная башня-донжон (вежа). Таким образом, крепость имела несколько линий обороны и считалась неприступной. В крепости стоял не только гарнизон, но и укрылся с остатками войск царь Иосиф. Он надеялся переждать бурю и восстановить хотя бы часть порушенного.

Отставив в Тмутаракани гарнизон. Святослав двинулся дальше. Русы осадили крепость Саркел с суши и реки. Русские воины засыпали рвы, подготовили к штурму лестницы и таран. В ходе ожесточенного приступа крепость взяли. Последний кровавый бой произошёл в цитадели. Хазарский царь с охраной были перебиты.

Последняя хазарская твердыня пала. Её Святослав не стал разрушать. Поселение перешло под власть Руси и стало называться по-русски — Белая Вежа. В крепости располагался постоянный гарнизон из русских и печенегов.

Итоги

Воины Святослава совершили уникальный поход протяженностью около 6 тыс. километров. Дружины Святослава подчинили вятичей, данников хазар, прошлись по Волжской Булгарии, землям буртасов и Хазарии, взяли столичный Итиль и древнюю столицу каганата - Семендер на Каспии. Затем покорили северокавказские племена ясов (предки осетин) и касогов (адыгские племена), на Таманском полуострове подчинили Тмутаракань и на обратном пути разгромили стратегическую хазарскую крепость Саркел на Дону. На осуществление титанической задачи по разгрому старого и могущественного врага Руси понадобилось около 3 лет с зимовками где-то на Волге и Северном Кавказе. Поход состоялся в промежуток 964-966 годов (по арабским источникам 968-969 годах).

В процессе создания новой империи - Великой Руси, был сделан важный шаг. Святослав обезопасил восточный стратегический фланг, заключил союз с печенегами, поставил под контроль важнейшие речные коммуникации и часть Крыма, через которые проходили мировые торговые пути.

"Князь Святослав". Художник Владимир Киреев

Хазарский каганат был сокрушен Святославом. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племен. Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на ее окраинах. Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии. Победа князя Святослава означала и мировоззренческую победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного развития.

Как отмечают многие исследователи, сокрушение Хазарии, верхи которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди подвластных и окружающих народов через распространение выгодного для их мировоззрения порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев, означало сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения духовного, которое могло погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов Восточной Европы.

Хаза́рский кагана́т, Хаза́рия (650—969) — средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар некоторое время находилась часть восточнославянских племенных союзов.

Для большинства русских людей все знания о Хазарии исчерпываются известными пушкинскими строками, по которым "вещий Олег" собирается "отмстить неразумным хазарам". В учебниках истории разгрому каганата князем Святославом посвящено лишь несколько скупых слов. Не упомянута победа Руси над могущественным южным соседом и в официально утвержденном списке дней воинской славы. Конечно, несколько изречений Святослава стали хрестоматийными ("Иду на вы!" и т.д.), но мало для кого они ассоциируются с разгромом хазар.

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Давайте зададимся вопросом, почему столь эпохальные события тысячелетней давности преподносятся сегодня как промежуточные факты истории Отечества, не заслуживающие пристального внимания современников?

Но сначала проследим канву событий, изменивших не только тогдашнюю политическую карту Евразии, но, без сомнения, и весь дальнейший ход мировой истории.

Что же представлял собой Хазарский каганат, каким образом его правителям удалось добиться столь беспрецедентного положения в средневековом мире, и почему всего лишь один сконцентрированный удар русских войск положил конец господству столь мощного этноса?

Держава хазар зародилась в середине VII века на обломках Тюркского каганата. Территориально новое государственное образование занимало огромное пространство: все Северное Причерноморье, большую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Этнически население каганата составлял конгломерат тюркских народов. Правда, изначально хазары были европеоидами, но затем, примерно с конца VI века начали активно перемешиваться с тюркютами (восточные географы этого периода делили хазар на два разряда: смуглых, черноволосых и "белых, красивых, совершенных по внешнему виду").

Так, Л.Н. Гумилёв в своей книге "Древняя Русь и Великая степь" приводит один документ - это записка путешественника тех далёких времён.
Там ясно говорится о том, что хазары (народ, живший в Хазарии) представляли из себя абсолютно два разных генотипа: одни были черныё, с карими глазами, другие же - светлорусыми и голубоглазыми.
Таким образом можно предположить, что первые были пришлыми людьми из Тюркского каганата.
Там же, в книге, подробно рассказывается о том, каким образом иудеи появились в степи и в силу каких политических причин они ушли из Ирана (тогда Персии), и как именно правящая верхушка Хазарии постепенно, в основном путём матримониальных связей полностью переняла иудаизм.

С VIII века в в волжскую степь начали интенсивно мигрировать еврейские выходцы из Византии и Ирана. Иудеи быстро заняли в Хазарии руководящее положение, расселяясь исключительно в городах (тогда как большинство аборигенов было, разумеется, кочевниками). При этом никакого обращения хазар в свою веру за редким исключением иудеи как последовательные прозелиты не допускали.

Гумилев отмечает: "Иудаизм - это культ народа, "избранного Яхве", и потому редкие новообращенные считались "проказой Израиля". Иудаизм приняла лишь верхушка хазарской знати.
В этот же период сложилось формальное двоевластие: номинально главой государства был бек, представлявший местное население. Фактически же страной управлял каган еврейского происхождения, власть которого передавалась от отца к сыну.

Каган был представителем религиозной власти, а бек — гражданской. Историк Кестлер говорит, что почти невидимый для глаз простых смертных, каган был на самом деле полноправным владыкой Хазарии, а бек был только помощником его, выполнявшим административные функции.Положение бека вряд ли можно было назвать завидным. Он являлся не только марионеткой иудеев, но был также своего рода жертвенным животным, которого можно было убить по требованию толпы или кагана. Поводом к этому могло послужить стихийное бедствие, военное поражение, неурожай и прочее. В ущемленном положении находилось и обложенное суровыми налогами тюркское большинство Хазарии - по иудейской терминологии "гои", "недочеловеки". Религиозный фанатизм еврейской верхушки был настолько силен, что даже потомство от смешанных браков хазар с иудеями воспринималось ею как неполноценное. Эти метисы, гонимые из центральных городов государства, под именем караимов обосновались в Крыму, а затем некоторые из них ушли в Прибалтику.

Первый бек - Обадия создал для последующей еврейской иммиграции чрезвычайно благоприятные условия: построил множество синагог и учебных центров, собрал "мудрецов израильских", дал им серебро и золото, за что они "объясняли ему 24 книги Священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв". С Обадии и пошли 12 хазарских беков-иудеев. Обадия прославлялся как правитель, "возродивший древний иудейский закон". В стране начали жёстко подавляться христианство и ислам, религии, которые существовали в Хазарии до появления там иудаизма.
Впрочем, с исламом не всё было так просто. Некоторые из верхов смогли сохранить это вероисповедание, а также бОльшая часть военных исповедывала ислам. Таким образом ислам в Хазарии подавлялся, но в меньшей степени, чем христианство. (Ничего не напоминает?)

В качестве военной силы хазары пользовались услугами многочисленного наемного мусульманского войска. Эта "гвардия" действовала и во внешних войнах, и в качестве карательной силы внутри страны.

Выгодное геополитическое положение Хазарии, наличие значительных свободных капиталов, позволило каганату оказывать мощнейшее влияние на всю мировую политику. В финансовой кабале оказались и французские Каролинги, и испанские Омейяды.
В частности, я уже неоднократно читаю о том, что например, Карл Великий создал свою Священную Римскую Империю на деньги... хазарских купцов.

Что уж говорить о землях, населенных славянами! "Повесть временных лет" сообщает под 884 годом, что хазарам платили дань поляне, северяне, вятичи, родимичи. В вассальной зависимости находились тиверцы и уличи, с коими воевал князь Олег. Надо подчеркнуть, что при всем своем могуществе каганат представлял собой колос на глиняных ногах, ведь иудейская верхушка не воспринимала Хазарию, как свою Родину, никак не заботилась об автохтонном большинстве, всю финансовую выгоду пускало исключительно для укрепления положения иудеев во всей Ойкумене.

Наемное войско было действенно при набегах на соседей и ограбления данников, но при отражении внешней агрессии оказалось практически бесполезным…

Около 940 года бек Песах напал на Русь, "пошел на Хельгу" (Олега), подступил к Киеву и опустошил страну, а затем принудил Олега против его воли воевать с византийцами, стравив, таким образом, обоих своих противников. Вынужденный союз русов с хазарами обошелся первым очень дорого - в войне с Византией наши предки потеряли весь флот и 50 тысяч воинов. Болезненным было и обложение славянских земель данью.

Военная деятельность Святослава при своем небывалом размахе была подчинена двум основным направлениям: византийскому и хазарскому. Характеризуя содержание последнего направления, академик Рыбаков пишет: "Борьба за свободу и безопасность торговых путей из Руси на Восток становилась общеевропейским делом".

Поход против каганата был продуман безукоризненно. Протяженность похода - около 6000 км. На его осуществление потребовалось около трех лет. Вести наступление через Донские степи, контролируемые хазарской конницей, князь не решился. Русы срубили и наладили ладьи, и весной 965 года спустились по Оке и Волге к крепости Итиль, в тыл хазарским регулярным войскам, ожидавшим врага между Доном и Днепром. Выбирая благоприятные моменты, дружинники выходили на берег, где пополняли запасы пищи.

Согласно хронисту Х века Святослав вдохновлял своих воинов следующими речами:
"…Проникнемся мужеством, которое завещали нам предки, вспомним о том, что мощь россов до сих пор была несокрушимой, и будем храбро сражаться за свою жизнь! Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством. Мы должны победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей!".

Сопротивление русам возглавил не бек Иосиф, который позорно бежал вместе со своими соплеменниками, а безымянный каган. Достичь победы над полностью деморализованными тюрко-хазарами оказалось не сложно. "И бывши брани, одоле Святослав хозаром и град их взя", - лаконично заявляет летописец. После Итиля пал Семендер и Саркел. Роскошные сады и виноградники были разграблены и преданы огню, обитатели городов разбежались. Гибель иудейской общины Итиля дала свободу хазарам и всем окрестным народам. Все партии, опиравшиеся на поддержку агрессивного иудаизма, утратили опору. Во Франции потеряла позиции династия Каролингов, уступившая гегемонию национальным князьям и феодалам, халиф Багдада ослабел и потерял контроль над своими владениями, а сами хазарские евреи рассеялись по окраинам своей бывшей державы.
Многие иудеи-хазары ушли в Европу, под покровительство тамошних королей и князей, где продолжали своё дело против Руси уже при дворах европейской знати. Много хазар осело в пределах Польши.

Есть легенда о том, что Святослав самолично сбросил с самой высокой башни Итиля главного кагана, и тот разбился насмерть. Но пред смертью он проклял и самого Святослава и всех русичей, обещая им, что Хазария обязательно отомстит и им и их потомкам.

Теперь становится понятным, почему подвиг Святослава не пропагандируется так широко, как он того заслуживает. Параллели с днем сегодняшним напрашиваются сами собой. Остается задать последний, уже чисто риторический вопрос: появится ли новый Святослав, который, "загонит новых хазар обратно в их дикие степи"?

Также теперь становится более понятным, почему все исторические учебники начинаются с 10-11 веков и в них почти нет информации об первом тысячелетии в истории Европы и Руси.
Потому что если такой учебник будет, то в нём придётся подробно написать историю Хазарии, а кому-то очень не хочется, чтобы об ней люди знали правду.

Хазария в принципе не ушла совсем, она всегда была на Руси.
Она только затаилась до времени.
И сейчас празднует свою победу.

Только рано празднует.
Последнее Слово ещё не сказано.
И последнее Дело ещё не сделано.

Соседом Древнерусского государства являлся Хазарский каганат, располагавшийся на Нижней Волге и в Приазовье. Хазары были полукочевым народом тюркского происхождения. Их столица Итиль, находившаяся в дельте Волги, стала крупным торговым центром. В период расцвета Хазарского государства некоторые славянские племена платили хазарам дань.

Хазарский каганат держал в своих руках ключевые пункты на важнейших торговых путях: устья Волги и Дона, Керченский пролив, переправу между Волгой и Доном. Установленные там таможенные пункты собирали значительные торговые пошлины. Высокие таможенные платежи отрицательно сказывались на развитии торговли Древней Руси. Иногда хазарские каганы (правители государства) не довольствовались торговыми сборами, задерживали и грабили русские купеческие караваны, возвращавшиеся с Каспийского моря.

Во второй половине X в. началась планомерная борьба русских дружин с Хазарским каганатом. В 965 г. киевский князь Святослав разгромил Хазарское государство. После этого Нижний Дон был снова заселен славянами, и центром этой территории стала бывшая хазарская крепость Саркел (русское название Белая Вежа). На берегу Керченского пролива образовалось русское княжество с центром в Тмутаракани. Этот город с большим морским портом стал форпостом Руси на Черном море. В конце Х в. русские дружины совершили ряд походов на Каспийское побережье и в степные районы Кавказа.

Борьба против кочевников

В X и начале XI вв. на правом и левомберегах Нижнего Днепра жили кочевые племена печенегов, которые совершалибыстрые и решительные нападения на русские земли и города. Для защиты от печенегов русские князья строили пояса оборонительных сооружений городов-крепостей, валов и т.д. Первые сведения о таких городах-крепостях вокруг Киева относятся ко времени князя Олега.

В 969 г. печенеги во главе с князем Курей осадили Киев. Князь Святослав в это время находился в Болгарии. Во главе обороны города встала его мать княгиня Ольга. Несмотря на тяжелое положение (отсутствие людей, недостаток воды, пожары), киевлянам удалось продержаться до прихода княжеской дружины. Южнее Киева, у города Родня, Святослав наголову разбил печенегов и даже взял в плен князя Курю. А три года спустя во время столкновения с печенегами в районе днепровских порогов князь Святослав был убит.

Мощная оборонительная линия на южных рубежах была построена при князе Владимире Святом. На реках Стугне, Суле, Десне и других были построены крепости. Наиболее крупными были Переяславль и Белгород. Эти крепости имели постоянные военные гарнизоны, набранные из дружинников ("лучших людей") различных славянских племен. Желая привлечь к обороне государства все силы, князь Владимир набирал в эти гарнизоны в основном представителей северных племен: словен, кривичей, вятичей.

После 1136 г. печенеги перестают представлять серьезную угрозу для Киевского государства. По преданию, в честь решающей победы над печенегами князь Ярослав Мудрый возвел Софийский собор в Киеве.

В середине XI в. печенеги были вытеснены из южнорусских степей к Дунаю пришедшими из Азии тюркоязычными племенами кипчаков. На Руси их называли половцами, они занимали Северный Кавказ, часть Крыма, все южнорусские степи. Половцы были очень сильным и серьезным противником, часто совершали походы на Византию и Русь. Положение Древнерусского государства осложнялось еще и тем, что начавшиеся в это время княжеские усобицы дробили его силы, а некоторые князья, стремясь использовать половецкие отряды для захвата власти, сами приводили врагов на Русь. Особенно значительна была половецкая экспансия в 90-е гг. XI в., когда половецкие ханы даже пытались взять Киев. В конце XI в. были предприняты попытки организовать общерусские походы против половцев. Во главе этих походов стоял князь Владимир Всеволодович Мономах. Русским дружинам удалось не только отвоевать захваченные русские города, но нанести половцам удар на их территории. В 1111 г. русскими войсками была взята столица одного из половецких племенных образований - город Шарукань (недалеко от современного Харькова). После этого часть половцев откочевала на Северный Кавказ. Однако половецкая опасность не была ликвидирована. В течение всего XII в. происходили военные столкновения между русскими князьями и половецкими ханами.