Можно ли назвать вирусы живыми существами? Профильное самоопределение В состав каких органических веществ входит рибоза.

  • Дата: 21.01.2024



  • Концепция программы предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды, представляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выполнения ими социально значимых проектов и реального улучшения экологического состояния своего окружения.

  • Эта деятельность будет способствовать социализации школьников, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции.

  • Программой предусмотрено 11 теоретических и 6 практических занятий, направленных на исследование тех или иных физиологических особенностей организма человека, его здоровья, соблюдения правил гигиены.


  • 1. Освоение способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды и её отдельных компонентов.

  • 2. Овладение знаниями, умениями наблюдать и оценивать состояние здоровья, наследственности, образа жизни и окружающей среды, пользуясь измерениями и опытами.

  • 3. Раскрытие и углубление экологических понятий.

  • 3. Выработка умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа – Общество – Здоровье»












Что такое мономер?

  • Что такое мономер?

  • Что называется полимером?

  • Перечислите уровни организации живой материи.

  • Назовите три признака, которые характеризуют живое вещество.

  • Закончите фразу: «Вирусы являются... формой жизни»

  • Назовите вещество, являющееся носителем информации о признаках организма.

  • Назовите среди перечисленных ниже функций те, которые ха­рактерны для белков: а) строительная; б) среда, в которой протекают биохимические процессы; в) энергетическая; г) каталитическая; и,) растворитель.

  • Мономер нуклеиновых кислот - ...

  • Назовите универсальный аккумулятор энергии в клетке.

  • Перечислите элементы, которые относятся к макроэлементам по содержанию их в клетке.

  • Закончите фразу: «Мономерами белков являются...».

  • Наиболее энергоемкими являются: а) жиры; б) нуклеинов; кислоты; в) белки; г) углеводы.

  • Перечислите азотистые основания, которые характерны ДНК.

  • Назовите соединения, которые относятся к полимерам.

  • От чего зависят свойства биополимеров?

  • О чем свидетельствует наличие одних и тех же химических, элементов в телах живой и неживой природы?

  • Из перечисленных углеводов выберите моносахариды: гликоген, рибоза, сахароза, целлюлоза, глюкоза.

  • В состав каких органических веществ входит рибоза?

  • Какое соединение является мономером крахмала?

  • Каковы биологические функции липидов?

  • К каким соединениям по отношению к воде относятся липиды?

  • Чем образована первичная структура белка?

  • Что такое ферменты?

  • Какими связями поддерживается вторичная структура белка

  • Что такое денатурация?

  • Состав ДНК от РНК отличается содержанием: а) сахара, б) азотистых оснований; в) сахара и азотистых оснований.

  • Перечислите уровни организации белка.

  • Что такое витамины?

  • Какова роль ферментов в клетке?

  • Почему при разрушении структуры ферментов жизнедеятельность клетки прекращается?

  • От каких факторов зависит скорость ферментативных реакций?

  • Используя знания о функциях белков в клетке, объясните утверждение о том, что основу жизни составляют белки.

  • Вторичная структура белка поддерживается: а) пептидными; связями; б) водородными связями; в) дисульфидными ковалентными связями.

  • Какое из перечисленных химических соединений не является биополимером: а) белок; б) глюкоза; в) ДНК; г) целлюлоза?

  • Исключите лишнее: целлюлоза, крахмал, гликоген, глюкоза.

  • Перечислите важнейшие функции белка.

  • Какие соединения входят в состав одного нуклеотида ДНК?

  • Перечислите разновидности РНК.

  • Из каких соединений состоит АТФ?

  • Какой нуклеотид отсутствует в макромолекуле РНК: а) нуклеотид адениловый; б) нуклеотид тимидиловый; в) нуклеотид уридиловый; г) нуклеотид гуаниловый; д) нуклеотид цитидиловый?

  • Какие нуклеотиды комплиментарны цитидиловому нуклеотиду: а) адениловый; б) гуаниловый; в) уридиловый; г) тимидиловый?

  • Некоторые ферменты активны только в присутствии витаминов. Почему?

  • В каком центре фермента работают витамины?

  • Вопросы к зачёту по теме «Молекулярный уровень». Что такое мономер? Что называется полимером? Перечислите уровни организации живой материи. Назовите три признака, которые характеризуют живое вещество. Закончите фразу: «Вирусы являются... формой жизни» Назовите вещество, являющееся носителем информации о признаках организма. Назовите среди перечисленных ниже функций те, которые ха­рактерны для белков: а) строительная; б) среда, в которой протекают биохимические процессы; в) энергетическая; г) каталитическая; и,) растворитель. Мономер нуклеиновых кислот - ... Назовите универсальный аккумулятор энергии в клетке. Перечислите элементы, которые относятся к макроэлементам по содержанию их в клетке. Закончите фразу: «Мономерами белков являются...». Наиболее энергоемкими являются: а) жиры; б) нуклеинов; кислоты; в) белки; г) углеводы. Перечислите азотистые основания, которые характерны ДНК. Назовите соединения, которые относятся к полимерам. От чего зависят свойства биополимеров? О чем свидетельствует наличие одних и тех же химических, элементов в телах живой и неживой природы? Из перечисленных углеводов выберите моносахариды: гликоген, рибоза, сахароза, целлюлоза, глюкоза. В состав каких органических веществ входит рибоза? Какое соединение является мономером крахмала? Каковы биологические функции липидов? К каким соединениям по отношению к воде относятся липиды? Чем образована первичная структура белка? Что такое ферменты? Какими связями поддерживается вторичная структура белка Что такое денатурация? Состав ДНК от РНК отличается содержанием: а) сахара, б) азотистых оснований; в) сахара и азотистых оснований. Перечислите уровни организации белка. Что такое витамины? Какова роль ферментов в клетке? Почему при разрушении структуры ферментов жизнедеятельность клетки прекращается? От каких факторов зависит скорость ферментативных реакций? Используя знания о функциях белков в клетке, объясните утверждение о том, что основу жизни составляют белки. Вторичная структура белка поддерживается: а) пептидными; связями; б) водородными связями; в) дисульфидными ковалентными связями. Какое из перечисленных химических соединений не является биополимером: а) белок; б) глюкоза; в) ДНК; г) целлюлоза? Исключите лишнее: целлюлоза, крахмал, гликоген, глюкоза. Перечислите важнейшие функции белка. Какие соединения входят в состав одного нуклеотида ДНК? Перечислите разновидности РНК. Из каких соединений состоит АТФ? Какой нуклеотид отсутствует в макромолекуле РНК: а) нуклеотид адениловый; б) нуклеотид тимидиловый; в) нуклеотид уридиловый; г) нуклеотид гуаниловый; д) нуклеотид цитидиловый? Какие нуклеотиды комплиментарны цитидиловому нуклеотиду: а) адениловый; б) гуаниловый; в) уридиловый; г) тимидиловый? Некоторые ферменты активны только в присутствии витаминов. Почему? В каком центре фермента работают витамины? Какая связь называется макроэргической? В организме моржей, тюленей и других северных животных накапливается толстый слой подкожного жира. Какие функции он выполняет в организме этих животных? Какие связи поддерживают вторичную структуру ДНК? Расшифруйте полное название ДНК. Что представляет собой третичная структура белка? Выявите определенную взаимосвязь между первым и вторым словом; такая же связь существует между третьим словом и одним из понятий, приведенных ниже. Найдите его. целлюлоза: глюкоза = белок:... а) нуклеотид; б) глицерин; в) аминокислота; г) липид.

    Слайд 20 из презентации «Элективный курс по биологии»

    Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Элективный курс по биологии.ppt» можно в zip-архиве размером 3723 КБ.

    Скачать презентацию

    Обучение биологии

    «УМК по биологии» - Справочные материалы по биологии. Задания разработаны для каждого параграфа. Авторы УМК по биологии. Задания познавательно-обучающего характера. Дени Дидро. Законодательное изменение структуры стандарта. Структура тетради отражает структуру учебника. УЧЕБНИК - ядро комплекта. Формирует обобщенные приемы действий при усвоении основных биологических понятий.

    «Проектная деятельность» - Проектная деятельность на уроках. Использование компьютерных технологий в обучении биологии. Компьютерные технологии и проектная деятельность. Макет презентации. Этапы работы учителя. Проектируем урок биологии. Теория и практика. (технология проектной деятельности). Адреса в интернете. Теория и практика. (технология проектной деятельности, Параметры).

    «Учебная работа» - Основные результаты научно-исследовательской работы. Издательская деятельность. Экология % направленных. Распределение выпускников ЭБФ. Воспитательная работа. Подготовка учебных планов по программам бакалавриата. Научные публикации. Итоги сессии. Открытие специализации «Молекулярная биология» (специальность «Биология»).

    «Программа по биологии» - Биология (основная школа). Природоведение. Биология Растения. Издания на электронных носителях. Биология Человек. 8 класс (авторы А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш). Методическая литература. Дидактические карточки. Биология Основы общей биологии. 9 класс (авторы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова).

    1 2 3 4 5 6
    18. Установите последовательность жизненного цикла РНК-содержащего вируса в клетке хозяина:
    1) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса;
    2) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки хозяина;
    3) синтез вирусной ДНК;
    4) формирование новых вирусов;
    5) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки;
    6) проникновение РНК вируса в клетку;
    7) обратная транскрипция;
    8) синтез вирусных белков.
    А Б В Г Д Е Ж З
    Выберите два правильных ответа
    19. Вирусы - это:
    а) доклеточные формы жизни; б) древнейшие из эукариот; в) примитивные бактерии; г) занимают промежуточное положение между живой и неживой природой; д) содержат некоторые немембранные органоиды.
    20. Обязательными компонентами вируса являются:
    а) липиды; б) нуклеиновые кислоты; в) белки; г) полисахариды; д) АТФ.
    21. Признаки организмов, характерные для неклеточной формы жизни:
    а) питание; б) выделение вредных продуктов жизнедеятельности;
    в) дыхание; г) высокая степень изменения приспособленности к среде; д) наследственность.
    22. Не являются вирусными заболеваниями: а) ящур; б) сифилис; в) краснуха; г) бешенство; д) тиф.
    23. Основное отличие в строении вируса оспы от дифтерийной палочки заключается в отсутствии у вируса:
    а) белков; б) ДНК; в) генов; г) рибосом; д) цитоплазмы.
    46037504254500
    Дайте полный ответ
    24. Как называется изображенный на рисунке объект? Каково его значение? Подпишите, что обозначено на рисунке цифрами.
    ОТВЕТЫ на тест «Вирусы»
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
    в г б а г а б в а б в а в г в
    16. 211212
    17. ВГАБЕД
    18. 51673284
    19. аг
    20. бв
    21. гд
    22. бд
    23. гд
    24. 1) Бактериофаг.
    2) Уничтожает клетки бактерий.
    3) 1 – головка; 2) нуклеиновая кислота; 3) хвостик; 4) базальная пластинка с ферменты.

    1. Дайте определения понятий.
    Капсид – защитная белковая оболочка вируса.
    Бактериофаг – вирус, инфицирующий бактерий.
    Ретровирус – вирус, генетическим материалом является РНК.

    2. Изобразите схематично строение вируса и подпишите его части.

    4. Пользуясь материалом § 2.11 и рисунком 42 на с. 80, опишите жизненный цикл бактериофага.
    1)Фаг приближается к бактерии, и хвостовые нити связываются с рецепторными участками на поверхности бактериальной клетки.
    2)Нуклеиновая кислота вируса (ДНК или РНК) вводится внутрь бактериальной клетки.
    3)Нуклеиновая кислота фага кодирует синтез ферментов фага; инактивируется ДНК и РНК хозяина, а ферменты фага совсем расщепляют ее; НК фага подчиняет себе клеточный аппарат.
    5)Нуклеиновая кислота фага реплицируется и кодирует синтез новых белков оболочки.
    6) Образуются новые частицы фага в результате самосборки белковой оболочки вокруг
    фаговой нуклеиновой кислоты.
    7)Клетка лопается; высвобождаются новые фаги, которые инфицируют другие бактерии.

    5. В чем особенность жизненного цикла вируса иммунодефицита человека?
    Вирус СПИДА – ВИЧ – является ретровирусом. Генетический материал его – РНК. Поражает ВИЧ клетки иммунной системы. При попадании в клетку-хозяина происходит обратная транскрипция, при которой на основе вирусной РНК синтезируется ДНК, которая затем встраивается в клетку-хозяина (в ДНК клетки-хозяина). Затем при делении клетки одновременно с копированием клеточной ДНК копируется и вирусная ДНК. Через определенное время клетки начинают синтезировать вирусные РНК и белки, из которых собираются вирусные частицы.
    ВИЧ таким образом уничтожает лимфоциты – Т-хелперы. В результате иммунная система человека разрушается.

    6. На основе изученного материала прокомментируйте высказывание ученых: «Вирусы - это плохие новости в упаковке из белка».
    Вирусы имеют белковую оболочку – капсид.
    Вирусы вызывают опасные и порой смертельные заболевания.

    7. Укажите основные меры профилактики заражения ВИЧ.
    Избегать случайных половых связей.
    Использовать презерватив при половых контактах
    В больницах, поликлиника, косметологических кабинетах пользоваться только одноразовыми шприцами, а инструменты многоразового применения тщательно
    стерилизовать.
    Донорскую кровь проверять на наличие антител к ВИЧ.

    8. В современных средствах массовой информации термины «ВИЧ» и «СПИД» часто используют как синонимы. Возможна ли такая взаимозамена? Если нет, объясните почему.
    Нет, так как ВИЧ – это вирус иммунодефицита человека, а СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита, последняя стадия заражения ВИЧ-инфекцией. Некоторые люди, при условии качественного поддерживающего лечения, могут жить с ВИЧ по 20 и более лет, без признаков СПИДа.

    9. Объясните, в чем заключается эволюционная роль вирусов в природе.
    Вирусы корректируют ход эволюции. Вирусы с помощью пандемий истребляют и ослабляют определенные фенотипы, которые больше не участвуют в процессе эволюции.
    Около 20% генетического материала человека привнесено вирусами. Иногда вирусные гены становятся клеточными генами.
    Вирусы могут не только изменять генетический аппарат клетки, но и осуществлять обмен генетической информацией в пределах вида и между разными группами организмов. В условиях меняющейся внешней среды это мощный эволюционный механизм. То есть, вирусы стимулируют эволюционные процессы в биосфере.

    10. Слово «вирусы» в переводе с латинского языка означает «яд». Почему вирусы получили такое название?
    Вирусы приводят организм к состоянию, при котором здоровые клетки производят копии вирусов, при этом нарушается естественная регуляция обмена веществ, нарушается нормальный процесс вывода продуктов жизнедеятельности клеток. Отсюда – эффект токсического отравления, неотъемлемый от всякого вирусного заражения.

    11. Выберите правильный ответ.
    Тест 1.
    Вирус иммунодефицита человека отличается от холерного вибриона:
    3) отсутствием ДНК;

    Тест 2.
    Клеточного строения не имеют:
    4) вирусы.

    12. Установите соответствие между вирусами и клетками, которые они инфицируют.
    Вирусы
    1. Бактериофаг
    2. Вирус табачной мозаики
    3. Вирус оспы
    4. Вирус полиомиелита
    5. ВИЧ
    Клетки, которые они инфицируют
    A. Клетки растения табака
    Б. Лейкоциты
    B. Клетки нервной ткани
    Г. Бактерии
    Д. Эпителиальные клетки

    13. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.


    14. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
    Выбранный термин – бактериофаг.
    Соответствие – термин не совсем соответствует первоначальному значению. Бактериофаг – вирус, поражающий бактерии, но не пожирающий их.

    15. Сформулируйте и запишите основные идеи § 2.11.
    Вирусы – неклеточная форма жизни. Вирусы вызывают болезни, часто неизлечимые. Но в то же время вирусы важны для эволюционного процесса, так как стимулируют его, привносят новую генетическую информацию в клетки.
    Есть вирусы РНК- и ДНК-содержащие. Первые называют ретровирусами. К ним относится ВИЧ. При попадании ретровируса в клетку-хозяина происходит обратная транскрипция, при которой на основе вирусной РНК синтезируется ДНК, которая затем встраивается в клетку-хозяина.
    Различают бактериофаги – вирусы, поражающие бактерий, вирусы человека, растений и животных.
    Вирусная частица состоит из белковой оболочки (капсида) и нуклеиновой кислоты (РНК или ДНК) внутри.