Налогообложение субсидий для малого и среднего бизнеса. Субсидии на развитие предпринимательства Налогообложение субсидии ип на развитие бизнеса

  • Дата: 28.12.2023

Елена задала вопрос:

Елена, во-первых, необходимо внимательно посмотреть документ, на основании которого Вы получили денежные средства. Здесь имеет принципиальное значение два момента:

  1. Как в документе называются те денежные средства, которые Вы получили. Это может быть действительно грант, а может быть и субсидия, полученная в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
  2. Наименование источника финансирования. Это может быть как бюджет субъекта Российской Федерации или бюджет местного органа самоуправления, так и средства коммерческой или некоммерческой организации, зарегистрированной в России или за рубежом.

Грант - это имущество или денежные средства, которые предоставляются безвозмездно и на безвозвратной основе гражданами России, некоммерческими предприятиями и фондами, международными организациями, объединениями. Перечень этих организаций утверждается Правительством Российской Федерации. Гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области культуры, искусства, охраны здоровья и т.п.

Если Вы действительно получили грант, то в соответствии с пп 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ средства, полученные в виде грантов не учитываются при налогообложении. Эти средства признаются целевым финансированием и должны учитываться в учете обособленно. Даже в случае применения упрощенной системы налогообложения в виде доходов, Вы обязаны вести как учет доходов, так и учет расходов средств целевого финансирования.

Индивидуальный предприниматель должен вести учет и доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов. При этом расходы, осуществленные в рамках предпринимательской деятельности при налогообложении "Доходы" в Книге доходов и расходов не отражаются, а средства, израсходованные в рамках целевого финансирования - отражаются. Эти расходы должны быть подтверждены всеми первичными документами - договорами (если договоры заключались), кассовыми и торговыми чеками, платежными поручениями, товарными накладными (в зависимости от того, каким способом была осуществлена оплата).

Однако, денежные средства, полученные на развитие собственного бизнеса под понятие "грант" не подпадают. Скорее всего, Вам была выдана субсидия из бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с абз. 6 пункта 1 статьи 346.17. НК РФ "Порядок признания доходов и расходов":

Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Порядок признания доходов, предусмотренный абзацами четвертым - шестым настоящего пункта, применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм выплат (средств), указанных в абзацах четвертом - шестом настоящего пункта.

Таким образом, как и в случае получения гранта, Вы обязаны отразить в Книге доходов и расходов и доход в виде полученных денежных средств, и расходы, произведенные за счет этих средств.

Все денежные средства должны быть отражены в течение двух налоговых периодов, то есть в течение двух лет. Если денежные средства получены в 2011 году, то доход должен быть отражен в полном размере в двух декларациях - за 2011 и за 2012 годы.

В каком году какую сумму дохода отражать? Ответ находим в том же абз. 6 пункта 1 статьи 346.17. НК РФ - доходы отражаем пропорционально расходам. То есть если в 2011 году расхода не было, то и доход отражать не надо. Если расходы были фактически произведены и могут быть признаны для целей налогообложения в 2011 году, то точно в той сумме должны быть отражены и доходы.

Ещё раз обращаю Ваше внимание, что данное правило справедливо ко всем индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения и уплачивающим 15% с разницы между доходами и расходами, и уплачивающими 6% с доходов.

При этом расходы должны быть подтверждены первичными документами и отражены в Книге учета доходов и расходов.

Теперь давайте разберемся как отражаются в учете и признаются для целей налогообложения расходы на приобретение основных средств. Этот порядок установлен п. 3 ст. 346.16 и пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

Расходы на приобретение основных средств при применении упрощенной системы налогообложения признаются расходами для целей налогообложения в следующем порядке:

  1. Расходы признаются в размере оплаченной стоимости основного средства. То есть, если в 2011 году была осуществлена частичная оплата, то и в качестве расходов в 2011 году можно признать только сумму частичной оплаты. А в 2012 году сумму оплаты, произведенной в данном году.
  2. Расходы признаются в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода. Как понимать такую формулировку? Налоговую декларацию индивидуальный предприниматель сдает один раз в год, а Книгу доходов и расходов ведет поквартально. Поквартально оплачивает и авансы налога по УСН.
    Предположим, что основное средство оплачено и введено в эксплуатацию во втором квартале 2011 года. Значит всю оплаченную сумму надо разбить на три части и равными долями отразить в Книге доходов и расходов за второй, третий и четвертый кварталы.
    Кроме того, в Книге учета доходов и расходов есть раздел II "Расчет расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу". Основные средства, приобретенные за счет целевого финансирования необходимо отразить и в этом разделе наряду с другими основными средствами, применяемыми в предпринимательской деятельности и принадлежащими на правах собственности индивидуальному предпринимателю.
  3. Расходы признаются с момента ввода в эксплуатацию основного средства. Значит необходимо заполнить все первичные документы, которыми подтверждается ввод основного средства в эксплуатацию.
    Унифицированные первичные документы по учету основных средств утвержденны Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств":
    - Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) - унифицированная форма ОС-1;
    - Инвентарная карточка учета объекта основных средств - унифицированная форма ОС-6;
    - Инвентарная книга учета объекта основных средств - унифицированная форма ОС-6б.

Все эти формы должны быть закреплены в Учетной политике для целей налогообложения. Дело в том, что в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ каждый налогоплательщик должен формировать учетную политику для целей налогообложения. И никаких исключений для индивидуальных предпринимателей в этом плане в Налоговом Кодексе не предусмотрено.

Итак, в Книге доходов и расходов мы отразили в равных суммах доход и расход. А как это все отразить в налоговой декларации? Ведь обязанность по уплате налога здесь не возникает?

А в налоговой декларации по УСН эти суммы отражать не надо. Но зато возникает необходимость заполнения листа 07 Декларации по налогу на прибыль. Да, индивидуальные предприниматели не являются плательщиками налога на прибыль. Но в случае получения средств целевого финансирования они обязаны заполнить и представить в налоговую лист 07.

В соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ получатели целевых средств обязаны по окончании налогового периода предоставить в налоговую инспекцию отчет о целевом использовании полученных средств. А этот отчет входит в состав декларации по налогу на прибыль (лист 07). Конечно, необходимо заполнить ещё и титульный лист. При этом эти два листа необходимо сдать именно в сроки, утвержденные для сдачи именно этой декларации - не позднее 28 марта 2012 года. Так как в соответствии со статьёй 285. "Налоговый период. Отчетный период" налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Если Вы этого не сделали своевременно, то это необходимо сделать сейчас.

Я постаралась максимально полно ответить на вопрос Елены. Но если вдруг у Вас остались какие-то вопросы, пишите в комментариях. Постараемся разобраться ещё глубже.

Распечатайте и отнесите мой ответ Вашему налоговому инспектору. Свои права надо отстаивать с Налоговым Кодексом в руках и со ссылкой на статьи, параграфы, пункты и абзацы.

Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.

Безвозмездная помощь

Субсидии от государства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов. Это следует из статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:

Цели, условия, порядок их предоставления и другое.

Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.

Зачастую организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Учитываем субсидии

Бухгалтерский учет субсидий, субвенций, бюджетных кредитов регулируется ПБУ 13/2000 В«Учет государственной помощиВ». Организации, применяющие В«упрощенкуВ», обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Никаких исключений для них Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ не содержит.

Для целей учета подразумевают, что средства выделяются на финансирование:

Капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов;

Текущих расходов.

Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.

Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.

Субсидии на покупку основных средств

Если за счет бюджетного финансирования приобретаются основные средства, то в бухгалтерском учете делают следующие записи:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

Отражены расходы на покупку основного средства;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

Отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

Введены в эксплуатацию основные средства;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98

Отражено целевое использование бюджетных средств;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02

Начислена амортизация.

Одновременно с этим записывают:

ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91

Списываются доходы будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как прочие доходы.

Субсидии на текущие расходы

При получении средств на текущие расходы делают следующие проводки:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

Получены средства из бюджета;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

Приобретены материалы;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

Отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10

Отпущены в производство материалы.

Кроме того, бухгалтер записывает:

ДЕБЕТ 86

КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

Отражена субсидия в составе прочих доходов.

Учет субсидий при расчете единого налога

Организации на «упрощенке » при определении налоговой базы не учитывают доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ). В частности, сюда входит целевое финансирование, к которому относятся субсидии бюджетным и автономным учреждениям, гранты и другое (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Также не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Это средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Как видим, субсидии коммерческим организациям для покрытия их расходов не перечислены.

Минфин России в письме от 24 мая 2013 г. № 03-11-06/2/18694 в очередной раз разъяснил, что субсидии, полученные предприятием из бюджета для возмещения затрат на приобретение материально-производственных запасов, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы при применении В«упрощенкиВ». Об этом также сказано в письмах Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-11-06/2/193, от 2 марта 2010 г. № 03-11-06/2/24 и других.

В то же время компания вправе уменьшить полученные доходы на расходы в виде оплаты товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств (письмо Минфина России от 28 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/267).

Для целей налогообложения субсидии учитываются в особом порядке. Так, в частности, средства, полученные в соответствии с Законом № 209-ФЗ В«О развитии малого и среднего предпринимательства в РФВ», отражаются в составе доходов пропорционально фактическим расходам, но не более двух налоговых периодов с даты предоставления.

Если по окончании этого срока сумма полученной финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).

Если финансовая помощь получена на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то она учитывается в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих расходов.

Такие средства, не израсходованные вовремя, отражаются в доходах того налогового периода, в котором истек срок их предоставления.

При нарушении условий получения субсидий (например, нецелевое использование), они учитываются в доходах того периода, в котором допущено нарушение. Такие же разъяснения дают и контролирующие органы (письма Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-11-11/152, от 8 апреля 2011 г. № 03-11-11/87, ФНС России от 26 августа 2010 г. № ШС-07-3/215@).

Таким образом, при применении упрощенной системы субсидии на содействие самозанятости и создание рабочих мест учитываются для определения налоговой базы, если:

По окончании третьего налогового периода средства не израсходованы в полном объеме;

Нарушены условия их предоставления.

Если предприятие применяет объект налогообложения В«доходыВ», то руководствоваться нужно теми же нормами, что и при объекте В«доходы минус расходыВ».

На приобретение жилья, его строительство и ремонт граждане страны вправе получать субсидии, предоставление которых предусматривается некоторыми федеральными проектами, программами субъектов РФ и местных органов самоуправления. В статье расскажем про налоговый вычет при использовании субсидии, рассмотрим, каков порядок его оформления, возможные причины отказа.

Понятие имущественных субсидий и требования к их получению

Под субсидиями подразумеваются денежные средства, выделяемые государством гражданам страны безвозмездно для того, чтобы те смогли сделать лучше теперешние жилищные условия. Предоставление подобной помощи зависит от:

  • общей суммы доходов, которыми располагает семья;
  • количества ее членов;
  • факта наличия недвижимости в собственности или отсутствия таковой;
  • цены кв. м жилья в конкретном населенном пункте;
  • площади в расчете на одного члена семьи.

Влияют также такие факторы:

  1. Возможность самостоятельной оплаты первого взноса.
  2. Возраст членов семьи, где они работают или учатся.
  3. Сколько на иждивении детей до 18.

Направления использования налогового вычета

Право на обретение льготы, а именно, частичного возврата денег при приобретении жилья, зафиксировано законодательством. Благодаря возвращенному налогу можно покрыть некоторую часть уплаченных средств на:

  1. Постройку нового дома.
  2. Покупку земли, на которой он стоит.
  3. Приобретение жилой недвижимости или доли в ней.
  4. Оплату процентов по взятым на покупку или строительство жилья займам, кредитам.

Важно! Построенный (купленный) дом или квартира, земля должны располагаться в пределах РФ.

Как рассчитать сумму вычета с учетом субсидии

Вычет рассчитывается по той же ставке, что и НДФЛ – 13%. Основой для его определения выступает:

  • Стоимость жилищного объекта.
  • Затраты на стройматериалы, составление проектов и смет, подключение ко всем коммуникациям или создание собственных (автономных) источников энергии, используемых в современном быту.
  • Затраты на погашение ипотеки (проценты).

Величина налогового вычета не превышает два миллиона рублей. Денежная сумма, которую возможно вернуть, построив жилье или купив его – 260 тыс. руб. (2 млн.·13%). Если недвижимость приобретена парой, находящейся в официальном браке, то на вычет могут претендовать оба супруга. Его сумма, как правило, распределяется пропорционально объему дохода каждого из них. При расчете льготы учитываются только средства собственные, потраченные гражданином. Сумма субсидий вычитается.

Пример 1. В 2016 Лавров С. Ю. выкупил квартиру в новом доме за 3 млн. руб. Его заработок за тот же год составил 600 тыс., уплачено НДФЛ – 78 тыс., выделена субсидия в сумме 180 тыс. руб.

  • Сумма НДФЛ, подлежащая возврату, составляет 260-180 = 80 тыс.
  • За 2016 он сможет получить на свой счет 78 тыс. руб., остаток (2 тыс.) – в 2018.

Причины отказа в налоговом вычете

Претендовать на вычет возможно при соблюдении таких условий:

Рассчитывать на возврат части подоходного налога могут не все. Государственные органы не предоставят вычет по таким причинам:

Причины отказа Пояснение
Покупатель и продавец находятся в близком родстве С точки зрения госорганов, жилье не уходит за пределы семьи. Наличие подобной сделки между взаимозависимыми гражданами рассматривается как попытка неправомерной экономии
Жилье приобретено работодателем В случае вложения несобственных средств в недвижимость вычет невозможен
Использование при проведении покупки сертификата, военной ипотеки, материнского капитала, субсидии При определении льготы не принимаются в расчет суммы, полученные от государства.

На собственные вложенные средства, если они использовались как доплата, вычет распространяется

Отдельные категории граждан В вычете откажут:
  • студентам;
  • военнослужащим;
  • сиротам до 24 лет;
  • нерезидентам РФ, которые не платят НДФЛ в казну страны
Квартира подарена Она получена без вложения собственных средств, поэтому вычет неуместен
Недвижимость купили с коммерческими целями Цель покупки – извлечение дохода, а не улучшение условий проживания
Дом или квартира оформляются на безработного Гражданин не платит НДФЛ. Зачем же возвращать то, что не поступило в казну?

Важно! Возвращать НДФЛ разрешено неоднократно. Если сумма уплаченного налога за год не дотягивает до 260 тыс. руб., остаток не сгорает, как было до 2014 года, а перечислится в следующие периоды.

Оформления налогового вычета: порядок

Последовательность действий включает прохождение нескольких этапов:

Этапы Комментарий
I. Уточнение права на получение вычета Не помешает ознакомиться с возможными причинами отказа, чтобы не создавать себе лишних проблем
II. Изучение особенностей льготы, если квартира – новостройка При оформлении соглашения долевого участия необходимо подождать, пока жилье построят, сдадут жильцам, и будет оформлено право собственности. Отправной момент – оформление акта на прием-передачу квартиры
III. Принятие решения о том, как оформить льготу Оформление льготы возможно через:
  • работодателя;
  • налоговую.
IV. Подготовка пакета документов Отправка специалистам налогового органа
Ожидание результата и поступления денег на собственный счет в банковском учреждении

У собственника новенькой, только построенной квартиры, появляется право на получение субсидии и оформление налогового вычета на ремонт. Покупать жилье на первичном рынке можно без опаски, поскольку вычет налогов практически обеспечен (при соблюдении всех остальных критериев, о которых сказано выше).

Способы оформления налогового вычета

Представить документы на получение налогового вычета возможно несколькими способами:

Способы оформления льготы Особенности Плюсы Минусы
Вычет от работодателя Возврат денег по месту работы Сэкономленное время;

Незамедлительное получение денег;

Увеличение дохода ежемесячно на 13%;

Документы рассматриваются в налоговой до 30 дней

Поступление средств частями;

Оформление большего количества документов;

Работа в течение года не на одного работодателя;

Возможность повторного оформления вычета, если за год не возвращена вся сумма

Вычет от налоговой инспекции Предоставление документов лично Единовременное получение годовой суммы уплаченных ранее налогов Ожидание в несколько месяцев;

Рассмотрение представленных документов 3 месяца

Через почту (обычную или электронную) Использование средств связи Отсутствие необходимости личного присутствия в налоговой Морока с получением усиленной электронной подписи в удостоверяющем центре;

Вероятность забыть какой-то документ

Для того, чтобы реально рассчитывать на частичный возврат налога, человек должен сам заплатить за жилье. Это означает, что у него имеется счет в банке, с которого и проводятся все расчеты. Если это невозможно, следует оформить поручение или доверенность на перевод средств. В этом случае представителем налогоплательщика будет юридический держатель денег.

Поручение или доверенность следует представить в налоговую. Возврат НДФЛ возможно получить сразу за три (но не более) года. Важно! Наиболее оптимальным отрезком времени для обращения в налоговую выступает февраль-март. Этот период отличается сравнительно небольшой загруженностью специалистов.

Порядок оформления имущественного вычета

Перечень документов, необходимый для того, чтобы оформить вычет налогов, солидный. Для получения права на льготу нужно подготовить:

  1. Паспорт.
  2. Справка 2-НДФЛ (от всех работодателей, если было несколько рабочих мест).
  3. Документ, подтверждающий покупку.
  4. Акт приема-передачи собственнику дома или квартиры.
  5. Свидетельство регистрации права собственности.
  6. Заявление на получение льготы.

При выплате вычета работодателем, дополнительно необходимо подготовить:

  • Уведомление руководителю.
  • Все реквизиты работодателя.

При предоставления заявления на вычет в налоговую, нужны:

  • Банковские реквизиты и заявление о перечислении на них вычета.
  • Декларация по ф. 3-НДФЛ. Читайте также статью: → « ».

В случае покупки дома или квартиры в общую собственность, необходимы и такие документы:

  • Брачное свидетельство.
  • Заявление о необходимости распределить вычет между супругами.

При оформлении покупки на человека, вышедшего на заслуженный отдых, понадобится пенсионное удостоверение. Возврат налога за ребенка, не достигшего 18, нуждается в предъявлении свидетельства о его рождении и о праве на собственность. Рассчитывая на льготу относительно денежных средств по уплаченным процентам, нужно иметь в наличии:

  • Заверенную копию кредитного договора.
  • Справку (оригинал) об удержанной сумме по процентам за год.

Не исключено, что по требованию налогового инспектора придется представить выписки, чеки, другие документы, подтверждающие величину оплаты кредита.

За какие годы оформляется налоговый вычет в 2018 году

Право на получение льготы сохраняется три года, для пенсионеров – четыре. Недвижимость может быть приобретена и более трех лет назад. Следует учитывать такие нюансы:

  1. Подавать пакет документов позволяется с того года, в котором было оформлено право на выкупленное жилье.
  2. Когда пройдет три года после получения документов собственника, в справке для вычета следует указывать заработки этого периода, а для пенсионеров – доход последних четырех лет.

Форма 3-НДФЛ в 2017 году оформляется за доходами 2014-2016, для пенсионеров (и неработающих, и работающих) – 2013-2016 годы. Бланки 3-НДФЛ меняются ежегодно. Оформление налогового вычета за текущий год станет возможным только в 2018. По заработку за 2017 документы на льготу подаются до 2020 года включительно.

Топ-5 популярных вопросов по вычетам

Вопрос №1. Семья выполнила ремонт в новом доме в 2016 году, а двумя годами раньше она оформила право собственности – в 2014. Насколько реально получить возврат налогов?

Вычет на покрытие стоимости ремонта возможен тогда, когда в соглашении на покупку оговорено, что дом продавался без отделки.

Вопрос №2. Когда подается заявление и остальные документы на возвращение уплаченного налога касательно кредитных процентов? Ежегодно?

Допускается подача документов единожды за несколько лет. Тогда в декларацию включаются все проценты, которые пришлось отдать за эти годы. Так поступать выгодно при полном использовании основного вычета. При этом сумма процентов, которые выплачиваются по ипотеке, сравнительно небольшая.

Вопрос №3. Совершеннолетний ребенок имеет право на то, чтобы писать заявление на получение налогового вычета?

После достижения совершеннолетия человек вправе претендовать на льготу в общем порядке. Как только пройдет год после того, как ребенок начнет получать доход и платить налоги, можно оформлять вычет.

Вопрос №4 . Квартира находится в собственности двоих. Кто вправе получить вычет налога?

Все собственники, купившие долю за личные средства, может оформлять вычет. Его величина зависит от суммы вложенных денег.

Вопрос №5. Квартира новостройке приобретена в 2016 году. Подавать в налоговую декларацию необходимо за какой год?

Форма 3-НДФЛ всегда предоставляется по итогам минувшего года. В данной ситуации ее следует подавать в начале 2017. Вычет, вне зависимости от того, в каком именно месяце сделана покупка, будет предоставлен за весь год.

Современные цены на жилую недвижимость переваливают за семизначные числа. По сравнению с ними величина налогового вычета в 260 тыс. не кажется значительной. Но ее достаточно на частичную оплату ремонта. К тому же, деньги гражданину будут платить налоговые органы. Обычно, они только отбирают.

Субсидии от государства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов. Это следует из статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:

  • категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;
  • цели, условия, порядок их предоставления и другое.

Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.

Зачастую организации, применяющие упрощенную относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Бухгалтерский учет субсидий на УСН

Бухгалтерский учет субсидий на УСН, так же как субвенций и бюджетных регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Ведь организации, применяющие «упрощенку», обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. И никаких исключений для них Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ не содержит.

Для целей учета подразумевают, что средства выделяются на финансирование:

  • капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов;
  • текущих расходов.

Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.

Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.

Субсидии на покупку основных средств

Если за счет бюджетного финансирования приобретаются основные средства, то в бухгалтерском учете делают следующие записи:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
- отражены расходы на покупку основного средства;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
- введены в эксплуатацию основные средства;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98
- отражено целевое использование бюджетных средств;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02
- начислена амортизация.

Одновременно с этим записывают:
ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91
- списываются доходы будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как прочие доходы.

Субсидии на текущие расходы

При получении средств на текущие расходы делают следующие проводки:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86
- получены средства из бюджета;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
- приобретены материалы;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
- отпущены в производство материалы.

Кроме того, бухгалтер записывает:
ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
- отражена субсидия в составе прочих доходов.

Налоговый учет субсидий на УСН

Организации на «упрощенке» при определении налоговой базы не учитывают доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ). В частности, сюда входит целевое финансирование, к которому относятся субсидии бюджетным и автономным учреждениям, гранты и другое (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Также не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Это средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Как видим, субсидии коммерческим организациям для покрытия их расходов не перечислены.

В письме от 24 мая 2013 г. № 03-11-06/2/18694 в очередной раз разъяснил, что субсидии, полученные предприятием из бюджета для возмещения затрат на приобретение материально-производственных запасов, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы при применении «упрощенки». Об этом также сказано в письмах Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-11-06/2/193, от 2 марта 2010 г. № 03-11-06/2/24 и других.

В то же время компания вправе уменьшить полученные доходы на расходы в виде оплаты товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств (письмо Минфина России от 28 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/267).

Для целей налогообложения субсидии учитываются в особом порядке. Так, в частности, средства, полученные в соответствии с Законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», отражаются в составе доходов пропорционально фактическим расходам, но не более двух налоговых периодов с даты предоставления.

Если по окончании этого срока сумма полученной финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).

Если финансовая помощь получена на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то она учитывается в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих расходов. Такие средства, не израсходованные вовремя, отражаются в доходах того налогового периода, в котором истек срок их предоставления.

При нарушении условий получения субсидий (например, нецелевое использование), они учитываются в доходах того периода, в котором допущено нарушение. Такие же разъяснения дают и (письма Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-11-11/152, от 8 апреля 2011 г. № 03-11-11/87, от 26 августа 2010 г. № ШС-07-3/215@).

Таким образом, при применении упрощенной системы субсидии на содействие самозанятости и создание рабочих мест учитываются для определения налоговой базы, если:

  • по окончании третьего налогового периода средства не израсходованы в полном объеме;
  • нарушены условия их предоставления.

Если предприятие применяет объект налогообложения «доходы», то руководствоваться нужно теми же нормами, что и при объекте «доходы минус расходы».

С. Хвостова ,
заместитель практики ООО Аудиторско-консалтинговая фирма «Экспертный центр “Партнеры”»

В целом можно назвать благоприятным для налогоплательщиков. В нем снова рассматривается вопрос налогообложения средств, которые организации получают на те или иные цели из бюджета. В частности, вопрос о субсидиях. Нужно ли облагать их налогом на прибыль?

Видимо, налогоплательщики никак не могут смириться с тем фактом, что за получение бюджетных средств нужно уплачивать налог в бюджет же. Тем не менее, это именно так. Даже если бюджетные средства получает некоммерческая организация.

(Просто напомним, что старая редакция БК РФ, действительно, позволяла считать субсидии юридическим лицам целевыми поступлениями из бюджета – см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 09.03.05 № 20-12/14579).

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определен в ст. 251 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления из бюджета. При этом получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов и расходов, полученных или произведенных в рамках целевых поступлений.

Порядок предоставления средств из бюджета установлен БК РФ.

Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в ст. 6 БК РФ. Некоммерческие организации в данном перечне не поименованы.

Так что для них средства, полученные из бюджета, целевыми в рамках ст. 251 НК РФ, не являются. Налог на прибыль с них платить надо.

Тем не менее, если бюджетные средства выделяются на возмещение затрат в связи с производством товаров, работ или услуг, то здесь есть одна важная особенность.

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются, в том числе, на возмещение затрат в связи с производством или реализацией товаров, работ, услуг. Как правило, такие субсидии выделяются в том случае, если производство и реализация убыточны, но они важны для каких-то общественных или социальных целей. Бюджет покрывает разницу между низкими доходами и высокими расходами.

В связи с этим, с практической точки зрения, налогоплательщик не теряет ничего. Ведь субсидия просто закрывает убыток, прибыли, как правило, не образуется, и база по налогу на прибыль не формируется. Так что никаких лишних налогов платить не придется.

А то, что субсидия не признается целевым финансированием, даже предоставляет один небольшой бонус – по ней не нужно вести отдельный учет, и даже отчитываться, куда пошли полученные средства.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Письмо Минфина России от 06.10.09 № 03-03-06/4/85 в целом можно назвать благоприятным для налогоплат..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом