Анастасий i, император. Анастасий I Дикор Анастасий император византии

  • Дата: 02.01.2024

Года в Диррахии .

Из-за разного цвета глаз (голубой и черный) получил прозвание Δίκορος (греч. - с двумя зрачками). Состоял при дворе в должности декуриона силентиариев, имел репутацию честного человека и безукоризненного служащего.

Поставление нового патриарха Тимофея сопровождалось репрессиями против православной партии, особенно монахов-акимитов . В ответ в столице вспыхнул бунт, в разгар которого Анастасий явился на ипподром и выразил готовность сложить императорский сан. Толпа успокоилась и возгласила славословия императору, в городе был водворен порядок. Волнения, вызванные столкновениями партий, с особой силой прокатились по Сирии и Палестине , не обойдя и Египет . Это привело к жестокому противостоянию с Римом: папы, за исключением Анастасия II , занимали непримиримую позицию по отношению к политике Константинополя. Во Фракии под знаменем защиты Православия против Анастасия поднял мятеж военачальник Виталиан ().

Воцарение Анастасия положило конец засилью в Константинополе исавров : они были изгнаны из столицы, к г. было подавлено их сопротивление в самой Исаврии . При Анастасии неоднократно происходили волнения столичных жителей, вызванные соперничеством цирковых партий.

Император Анастасий I cкончался в ночь на 10 июля года в Константинополе .

После смерти Анастасия в казне осталось 350 тыс. фунтов золота, что было результатом продуманной политики в области финансового управления. Заслугой Анастасия является и упорядочение деятельности судов, и реформа префектуры. При нем был отменен весьма обременительный налог, т. н. хрисаргирон. Анастасий также время от времени освобождал от налогов население городов и местностей, пострадавших от стихийных бедствий и вторжений врагов.

Строительство на персидской границе крепости Дара и невыплата персам положенной по договору 422 г. суммы послужили причиной тяжелых византино-персидских войн. С западными королевствами в царствование Анастасия сохранялись нейтральные отношения. Через северную границу в страну постоянно вторгались готы , гунны и герулы ; в г. произошло также первое известное вторжение за Дунай славянских племен, называемых в источниках того времени «гетами». К нач. в. придунайские земли сильно запустели; вторжения северных варваров стали настолько простираться в глубь империи, что в 70 км от столицы пришлось соорудить от Мраморного до Чёрного моря т. н. Длинные стены .

Портреты Анастасия известны по монетам времени его царствования. По мнению Р. Дельбрюка, Анастасий был изображен на створке т. н. диптиха Барберини из слоновой кости (1-я пол. VI в. Лувр. Париж), где представлен император-триумфатор на коне. Однако с такой интерпретацией не согласны многие исследователи, прежде всего А. Грабар.

Литература

  • Болотов. Лекции. Т. 4. С. 331-332;
  • Кулаковский. История. Т. 1. С. 357-423;
  • Успенский. История. Т. 1. С. 220-242;
  • Карташев. Соборы. С. 308-312;
  • Charanis P. The Religious Policy of Anastasius (491-518). Madison, 1939. Thessaloniki, 19742;
  • Ostrogorsky. Geschichte. S. 40f.;
  • Peeters P. Hypatius et Vitalien // Mélanges H. Grégoire. P., 1950. T. 2. P. 5-51;
  • Dvornik F. Pope Gelasius and the Emperor Anastasius I // BZ. 1951. Bd. 44. S. 111-116;
  • Moeller Ch. Le «Type» de l"empereur Anastase I // Studia Patristica. 1961. Vol. 3. P. 240-247;
  • Capizzi C. L"imperatore Anastasio I (491-518): Studio sulla sua vita, la sua opera e la sua personalità. R., 1969.
  • Delbrueck R. Die Consulardiptychen und verwandte Denkmäler. B.; Lpz., 1929. N 48;
  • Head C. Imperial Byzantine Portraits: A Verbal and Graphic Gallery. New Rochelle; N. Y., 1982. P. 27-29;
  • Byzance: L"art byzantin dans les collections publiques françaises / Musée du Louvre. P., 1992. P. 63-66, 166-167. N 20, 111;
  • Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000. С. 29, 34, 67, 171.

Использованные материалы

  • М. В. Грацианский, О. Е. Этингоф. Анастасий I // Православная энциклопедия, т. 2, с. 245-246

Анастасий был родом из Диррахия в Иллирике. (Евагрий: 3; 29). Он был широко образован, славился разумом, добропорядочным поведением и пользовался благосклонностью императрицы Ариадны. (Дашков: “Ана­стасий Дикор”). Муж Ариадны император Зинон () умер в 491 г., не оставив по себе ни одного сына, а только брата Лонгина, человека безумного, жестокого и невоздержанного. Лонгин надеялся завладеть престолом, но Ариадна, сенат и все войско провозгласили императором Анастасия, состоявшего в это время в должности силенциария (так называли служителей, на обязанности которых лежало поддержание порядка во дворце). (Фео­фан: 483). Патриарх Евфимий воспротивился было этому избранию, называя Анастасия еретиком из-за его склонности к учению монофизитов (). Но Ариадна и сенат принудили Евфимия к согласию. Впрочем, он не иначе до­пустил это, как с условием, если Анастасий предоставит письменное обещание, что за символ веры примет определения Халкидонского собора, что он и сделал. (Федор: 2; 6). После чего Евфимий венчал Анастасия на царство, и он взял себе в супружество Ариадну. Исаврийская знать, поддерживавшая Лонгина, не сразу признала свое поражение и не уставала строить козни новому императору. В 493 г. Анастасий изгнал из Константино­поля всех исавров за многие учиненные ими беспорядки. Исавры восстали и дошли уже до Фригии, когда Анастасий послал против мятежников полководца Иоанна Скифа. Иоанн одержал над исаврами полную победу, но те, опираясь на крепости и горные твердыни Тавра, вели войну еще три года. В 496 г. Иоанн Скиф после долгой осады захватил и казнил их вождей. Множество исаврийцев было переселено во Фракию. Патриарха Евфи­мия, которого Анастасий подозревал в соумышлении со своими врагами, епископы низложили и отлучили от церкви. Перед этим Анастасий силой отобрал у него свое письменное вероисповедание. На место Евфимия в патриархи возвели Македония. Впрочем, с ним отношения у императора тоже не сложились. (Феофан: 483,485,487,488).

Евагрий пишет, что Анастасий, как человек, расположенный к миру, решительно не хотел никаких нововведений, особенно в положении церквей, и всеми мерами старался о том, чтобы церкви не были возмущаемы. Ре­шения Халкидонского собора при нем не были ни явно признаваемы, ни вовсе отвергаемы, - и каждый из предстоятелей распоряжался так, как ему заблагорассудится. Однако, не смотря на это, все время его правле­ния прошло в религиозных смутах, причем православное духовенство не переставало нападать на еретические взгляды императора. Анастасий не оставался в долгу. (Евагрий: 3; 30). В 511 г. певчие в дворцовом храме Ар­хангела стали петь трисвятую песнь, вставив в нее вопреки обычаю слова “распятый за нас”, как это принято было у монофизитов Антиохии. Православные напали на них и была между ними жестокая распря. Анастасий за это разгневался на патриарха, осыпая его явно и всенародно самыми непотребными оскорблениями при посредстве отщепенцев-монахов. Возмущенный своемыслием императора, патриарх в свою очередь обвинил его в потворствовании манихеям (), после чего между Анастасием и Македонием произошел полный разрыв. Столичная чернь в большинстве своем стояла на стороне православной церкви и не раз шумно выражала свою ненависть к императору-еретику. Накал борьбы дошел до того, что Анастасий в страхе запер двери дворца и держал наготове корабли для бегства. В 512 г. он подговорил двух негодяев обвинить Македония в мужеложст­ве и еретичестве. На основании этих обвинений патриарха силою вывели из его дома, многие священники, его сторонники, были посажены в темницу. Не смея нарядить над Македонием следствия, Анастасий сослал его без суда, а патриархом назначил Тимофея. (Феофан: 499,503,504). В 512 г. из-за тех же слов “распятый за нас” в Константинополе произошло величайшее возмущение, как будто этим прибавлением совсем отвергалась хри­стианская вера. Много людей было перебито, много домов сожжено. Испуганный разгулом черни, Анастасий вышел на конское ристалище без короны и послал глашатаев объявить народу, что он готов сложить с себя вер­ховную власть. Видя это, народ тот час затих и стал просить Анастасия надеть корону и обещал успокоиться. (Евагрий: 3; 44).

В следующем году религиозная война выплеснулась за пределы столицы. Граф фракийских федератов Вита­лиан объявил себя защитником православия и со множеством гуннов (булгар) занял всю Фракию, Скифию и Мезию, дошел до Константинополя и начал его осаду. В 514 г. Анастасию пришлось принять все требования вос­ставших: он согласился созвать новый Вселенский Собор и на нем разобрать все разномыслия в толковании догматов веры, а также вернуть престолы свергнутым православным епископам. Но едва Виталиан отступил, Анастасий отрекся от своих обещаний. Весь народ и сенат громко упрекали императора за клятвопреступление, но он бесстыдно отвечал им, что существует закон, допускающий императору в случае нужды нарушать клят­ву и обманывать. (Феофан: 506). Император собрал чрезвычайное заседание государственного совета, и Виталиан был объявлен врагом народа. Против него была выслана восьмидесятитысячная армия под командованием Ипатия. В ответ Виталиан призвал на помощь орду гунно-булгар из задунайского региона и с их помощью напал на византийский лагерь в Одиссосе. Имперские войска были жестоко разбиты, а сам Ипатий взят в плен.

Виталиан во второй раз подступил к Константинополю. Теперь в его распоряжении был флот - около двухсот дунайских речных лодок. Столица оказалась в опасности полной блокады. Император вынужден был заключить мир с Виталианом на его условиях. Они были таковы: должен быть выпущен имперский указ об ортодоксии; в своих епархиях должны быть восстановлены епископы, смещенные из-за отказа достичь компромисса с партией монофизитов: Виталиан назначался "господином солдат" (magister militum) Фракии и получить 5000 фунтов золота компенсации.
Хотя император согласился с этими условиями, он не думал о верности им. Виталиан со своей стороны не доверял императору и попытался найти новых союзников на случай будущих непредвиденных событий. Скорее всего по его наущению гунны-сабиры совершили вторжение в черноморские провинции Византийской империи в 515 г.

Неясно, имел ли Анастасий какую-либо определенную информацию относительно переговоров между Виталианом и сабирами или же лишь подозревал о наличии контактов между ними, но он, очевидно, решил обезопасить себя и в 516 г. сместил Виталиана с поста господина солдат. Вместо подчинения императорскому приказу Виталиан повел свои войска к Константинополю в третий раз, вновь используя свои армию и флот. Согласно хронисту Иоанну Малала, среди этих солдат и матросов были готы, гунны и скифы. Имперские войска возглавлял храбрый и умелый полководец Юстин (). Имперский флот находился под командованием Марина, министра финансов, который использовал химическое соединение, изобретенное Проклом Афинским (возможно, смесь серы и лигроина), с тем чтобы поджечь вражеские корабли. (Это или схожее с ним изобретение стало позднее известно как "греческий огонь"). При его помощи был уничтожен флот Виталиана, после чего сухопутная армия отступила в беспорядке (516 г.). (Евагрий: 3; 43).

Вскоре после этой победы в июле 518 г. Анастасий умер ночью во время страшной грозы, что дало повод православным летописцам утверждать, что император был убит молнией. (Феофан: 510).

Византия, Иран и варвары

(ок. 430, Диррахий - с 9 на 10.07.518, К-поль), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (с 11 апр. 491). Из-за разного цвета глаз (голубой и черный) получил прозвание Δίκορος (греч.- с двумя зрачками). Состоял при дворе в должности декуриона силентиариев , имел репутацию честного человека и безукоризненного служащего. После смерти имп. Зинона А. с одобрения синклита и народа был возведен на престол вдовствующей императрицей Ариадной, вступившей с ним в брак (20 мая 491); претендовавший на престол брат Зинона Лонгин был сослан в Фиваиду.

Раскол с Римом, возникший на почве неприятия на Западе «Энотикона» Зинона (482), и последовавшая за этим Акакианская схизма определяли жизнь Церкви в правление А. В 488 г. он был одним из кандидатов на Антиохийский Патриарший престол и даже проповедовал в соборе Св. Софии, но Патриарх запретил его проповеди, подозревая его в сочувствии ереси Евтихия . При вступлении А. на престол Патриарх Евфимий потребовал от него письменного исповедания веры с признанием Всел. IV Собора в Халкидоне, к-рое тот и представил. Однако в дальнейшем А. стал придерживаться линии, заявленной в «Энотиконе»: пытался примирить монофизитов и православных, не принимая во внимание решения Халкид. Собора и утвержденных на нем определений Символов веры, что привело А. к разрыву с Патриархом Евфимием, к-рый был обвинен в несторианстве и сослан (496). Новый Патриарх Македоний II , принявший «Энотикон», поначалу поддержал раскол с папой, но вскоре взгляды императора и Патриарха резко разошлись. Если Македоний понимал «Энотикон» с позиций умеренной правосл. партии, то А. имел в виду сближение с монофизитами и признание за ними главенствующего положения. В столице усилилась монофизитская партия во главе сначала с Филоксеном, а затем с Севиром (в 512 занял Антиохийскую кафедру). Под их влиянием А. окончательно перешел на монофизитскую т. зр. в отношении Халкид. Собора, потребовав того же от Патриарха Македония. Правосл. партия столицы встала на защиту Патриарха, и в городе начались беспорядки, направленные против императора. Волнения удалось подавить, Македоний был смещен и отправлен в ссылку (511). Поставление нового Патриарха Тимофея сопровождалось репрессиями против правосл. партии, особенно монахов-акимитов . В ответ в столице вспыхнул бунт, в разгар к-рого А. явился на ипподром и выразил готовность сложить имп. сан. Толпа успокоилась и возгласила славословия императору, в городе был водворен порядок. Волнения, вызванные столкновениями партий, с особой силой прокатились по Сирии и Палестине, не обойдя и Египет. Это привело к жестокому противостоянию с Римом: папы, за исключением Анастасия II , занимали непримиримую позицию по отношению к политике К-поля. Во Фракии под знаменем защиты Православия против А. поднял мятеж военачальник Виталиан (514).

Воцарение А. положило конец засилью в К-поле исавров: они были изгнаны из столицы, к 497 г. было подавлено их сопротивление в самой Исаврии . При А. неоднократно происходили волнения столичных жителей, вызванные соперничеством цирковых партий (см. Димы). После смерти А. в казне осталось 350 тыс. фунтов золота, что было результатом продуманной политики в области финансового управления. Заслугой А. является и упорядочение деятельности судов, и реформа префектуры. При нем был отменен весьма обременительный налог, т. н. хрисаргирон. А. также время от времени освобождал от налогов население городов и местностей, пострадавших от стихийных бедствий и вторжений врагов.

Строительство на персид. границе крепости Дара и невыплата персам положенной по договору 422 г. суммы послужили причиной тяжелых византино-персид. войн. С зап. королевствами в царствование А. сохранялись нейтральные отношения. Через сев. границу в страну постоянно вторгались готы, гунны и герулы; в 517 г. произошло также первое известное вторжение за Дунай слав. племен, называемых в источниках того времени «гетами». К нач. VI в. придунайские земли сильно запустели; вторжения сев. варваров стали настолько простираться в глубь империи, что в 70 км от столицы пришлось соорудить от Мраморного до Чёрного м. т. н. Длинные стены.

Иконография

Портреты А. известны по монетам времени его царствования. По мнению Р. Дельбрюка, А. был изображен на створке т. н. диптиха Барберини из слоновой кости (1-я пол. VI в. Лувр. Париж), где представлен император-триумфатор на коне. Однако с такой интерпретацией не согласны многие исследователи, прежде всего А. Грабар .

Лит.: Болотов . Лекции. Т. 4. С. 331-332; Кулаковский . История. Т. 1. С. 357-423; Успенский . История. Т. 1. С. 220-242; Карташев . Соборы. С. 308-312; Charanis P . The Religious Policy of Anastasius (491-518). Madison, 1939. Thessaloniki, 19742; Ostrogorsky . Geschichte. S. 40f.; Peeters P . Hypatius et Vitalien // Mélanges H. Grégoire. P., 1950. T. 2. P. 5-51; Dvornik F . Pope Gelasius and the Emperor Anastasius I // BZ. 1951. Bd. 44. S. 111-116; Moeller Ch . Le «Type» de l"empereur Anastase I // Studia Patristica. 1961. Vol. 3. P. 240-247; Capizzi C . L"imperatore Anastasio I (491-518): Studio sulla sua vita, la sua opera e la sua personalità. R., 1969.

Иконогр.: Delbrueck R . Die Consulardiptychen und verwandte Denkmäler. B.; Lpz., 1929. N 48; Head C . Imperial Byzantine Portraits: A Verbal and Graphic Gallery. New Rochelle; N. Y., 1982. P. 27-29; Byzance: L"art byzantin dans les collections publiques françaises / Musée du Louvre. P., 1992. P. 63-66, 166-167. N 20, 111; Грабар А . Император в византийском искусстве. М., 2000. С. 29, 34, 67, 171.

М. В. Грацианский, О. Е. Этингоф

настасий был родом из Диррахия в Иллирике. Дата его рождения не известна, но принято считать, что это событие произошло не позже 430 или 431 годов. Он родился в семье иллирийцев, сын Помпея (род. ок. 410 г.), аристократа из Диррахия, и его жены Анастасии Константины (род. ок. 410 г.). Его мать была арианкой, сестрой Клеархуса, также арианина, и внучкой по отцу Галла (род. ок. 370 г.), сына Анастасия (род. ок. 352 г.) и мужа дочери Флавия Клавдия Констанция Галла и его жены Константины.

У Анастасия были один глаз карий, а второй голубой (гетерохромия), и по этой причине он получил прозвище Dicorus - «двухзрачковый».

Он был широко образован, славился разумом, добропорядочным поведением и пользовался благосклонностью императрицы Ариадны. Муж Ариадны, император , умер в 491 г., не оставив по себе ни одного сына, а только брата Лонгина, человека безумного, жестокого и невоздержанного. Лонгин надеялся завладеть престолом, но Ариадна, сенат и все войско провозгласили императором Анастасия, состоявшего в это время в должности силенциария (так называли служителей, на обязанности которых лежало поддержание порядка во дворце). Патриарх Евфимий воспротивился было этому избранию, называя Анастасия еретиком из-за его склонности к учению монофизитов. Но Ариадна и сенат принудили Евфимия к согласию. Впрочем, он не иначе допустил это, как с условием, что Анастасий предоставит письменное обещание принять за символ веры определения Халкидонского собора, что тот и сделал. После этого Евфимий венчал Анастасия на царство, и тот взял себе в супружество Ариадну. Исаврийская знать, поддерживавшая Лонгина, не сразу признала свое поражение и не уставала строить козни против нового императора В 493 г. Анастасий изгнал из Константинополя всех исавров за многие учиненные ими беспорядки. Исавры восстали и дошли уже до Фригии, когда Анастасий послал против мятежников полководца Иоанна Скифа. Иоанн одержал над исаврами полную победу, но те, опираясь на крепости и горные твердыни Тавра, вели войну еще три года. В 496 г. Иоанн Скиф после долгой осады захватил и казнил их вождей. Множество исаврийцев было переселено во Фракию. Патриарха Евфимия, которого Анастасий подозревал в соумышлении со своими врагами, епископы низложили и отлучили от церкви. Перед этим Анастасий силой отобрал у него свое письменное вероисповедание. На место Евфимия в патриархи возвели Македония. Впрочем, с ним отношения у императора тоже не сложились.

Евагрий пишет, что Анастасий, как человек, расположенный к миру, решительно не хотел никаких нововведений, особенно в положении церквей, и всеми мерами заботился о том, чтобы церкви не были возмущаемы. Решения Халки-донского собора при нем не были ни явно признаваемы, ни вовсе отвергаемы - и каждый из предстоятелей распоряжался так, как ему заблагорассудится. Однако, несмотря на это, все время его правления прошло в религиозных смутах, причем православное духовенство не переставало нападать на еретические взгляды императора. Анастасий не оставался в долгу. В 511 г. певчие в дворцовом храме Архангела стали петь трисвятую песнь, вставив в нее вопреки обычаю слова "распятый за нас", как это принято было у монофизитов Антиохии. Православные напали на них, и была между ними жестокая распря. Анастасий за это разгневался на патриарха, осыпая его явно и всенародно самыми непотребными оскорблениями при посредстве отщепенцев-монахов. Возмущенный своемыслием императора, патриарх в свою очередь обвинил его в потворствовании манихеям, после чего между Анастасием и Македонием произошел полный разрыв. Столичная чернь в большинстве своем стояла на стороне православной церкви и не раз шумно выражала свою ненависть к императору-еретику. Накал борьбы дошел до того, что Анастасий в страхе запер двери дворца и держал наготове корабли для бегства.

В 512 г. он подговорил двух негодяев обвинить Македония в мужеложстве и еретичестве. На основании этих обвинений патриарха силою вывели из его дома, многие священники, его сторонники, были посажены в темницу. Не смея учинить над Македонием следствие, Анастасий сослал его без суда, а патриархом назначил Тимофея. В 512 г. из тех же слов "распятый за нас" в Константинополе произошло величайшее возмущение, как будто этим прибавлением совсем отвергалась христианская вера. Много людей было перебито, много домов сожжено. Испуганный разгулом черни, Анастасий вышел на конское ристалище без короны и послал глашатаев объявить народу, что он готов сложить с себя верховную власть. Видя это, народ тотчас затих, стал просить Анастасия надеть корону и обещал успокоиться.

В следующем году религиозная война выплеснулась за пределы столицы. Лидер федератов объявил себя защитником православия и со множеством гуннов и булгар занял всю Фракию, Скифию и Мезию, дошел до Константинополя и начал его осаду. В 514 г. Анастасию пришлось принять все требования восставших: он согласился созвать новый Вселенский Собор и на нем разобрать все разномыслия в толковании догматов веры, а также вернуть престолы свергнутым православным епископам. Но едва Виталиан отступил, Анастасий отрекся от своих обещаний. Весь народ и сенат громко упрекали императора за клятвопреступление, но он бесстыдно отвечал им, что существует закон, позволяющий императору в случае нужды нарушать клятву и обманывать. Против мятежников была двинута армия, однако Виталиан одержал в бою полную победу и во второй раз подошел к столице. В 515 г. Анастасий опять запросил мира. Но, заключив перемирие, он сам же его вероломно нарушил и внезапно напал на флот . В этой морской битве мятежники были разбиты, а их предводитель скрылся.

Вскоре после этой победы в июле 518 г. Анастасий умер ночью во время страшной грозы, что дало повод православным летописцам утверждать, что император был убит молнией.

Анаста́сий I (лат. Anastasius) (430, Диррахий - 1 июля 518, Константинополь), византийский император с 11 апреля 491. Анастасий правил уже после того, как в 476 был низложен последний равеннский император Ромул. Западные провинции вместе с городом Римом, фактически отторгнутые от империи, заселялись варварскими племенами, но власть Анастасия в глазах тогдашнего мира по-прежнему была властью римского императора.

Дворцовый чиновник, Анастасий был избран императором по желанию вдовы императора Зенона, Ариадны. Выходец из Диррахия, он считался «прирожденным римлянином», что после правления исаврийца Зенона само по себе казалось немалым достоинством. Его избрание вызвало мятеж исавров, желавших отстоять свои привилегии, подавленный только в 496.

Анастасий оказался мудрым и дальновидным администратором. Среди его деяний особенно памятной стала отмена хрисаргира, общегосударственного налога золотом и серебром на все ремесла и промыслы, взимавшегося раз в 5 лет со времен Константина Великого . Хрисаргир был одним из самых обременительных налогов для граждан, который называли злом, превзошедшим все беды. Его отмена вызвала бурную радость по всей империи. Вот как описал хронист встречу известия об этом в городе Эдессе, где ежегодное обложение хрисаргиром достигало 140 фунтов золота: «Весь город радовался, и они [жители] все надели белые одежды; все, большие и маленькие, несли зажженные свечи и курильницы, полные горящего ладана, и шли вперед с псалмами и гимнами, благодаря Господа и славя императора...». Податные книги, в которых на протяжении многих лет записывалось имущество каждого гражданина империи, были сожжены. В 500 был издан указ о переходе в собственность арендатора казенного земельного участка после 30 лет его аренды. Этот закон оказался одним из самых долговечных; к нему византийские юристы апеллировали еще в 10-11 вв.

Хотя Анастасий нередко жаловал налоговые облегчения городам и целым провинциям, в первую очередь страдавшим от длительных войн с персами на Востоке, он вел крупное крепостное строительство, государство при нем обладало огромной наличностью. После его смерти в казне насчитывалось более 32 млн. солидов (почти 150 тонн золота). В 498 Анастасием была проведена денежная реформа - в обращении появились медные монеты, фоллисы, вновь достигавшие весомости старинных римских ассов. Эту реформу считают рождением византийской монетной системы.

Очередная война с персами (502-506) завершилась в целом успешно для империи. После нее Анастасий укрепил восточную границу постройкой мощной цитадели Дары (Анастасиополя), на целое столетие ставшей твердыней византийцев на Востоке. Для защиты ближайших окрестностей Константинополя в начале 6 века была выстроена Длинная стена.

Неприятие населения столицы вызывала церковная политика Анастасия, в основе которой лежали монофизитские симпатии императора. По преданию, он вытребовал у патриарха и уничтожил протоколы Халкидонского собора. Бунт константинопольцев (512), едва не стоивший Анастасию престола, был спровоцирован попыткой императора внести монофизитское добавление в текст Трисвятого. В 513 под флагом защиты православия против него поднял мятеж полководец Виталиан, в борьбе с которым прошли последние годы правления Анастасия.