Презентация на тему что такое часть речи. Презентация по русскому языку на тему "части речи в русском языке"

  • Дата: 23.12.2023

Морфология

Слайдов: 32 Слов: 830 Звуков: 0 Эффектов: 17

Морфология. Части речи. Имена существительные. Морфологические признаки прилагательных. Прилагательные имеют степень сравнения. Прилагательные сочетаются со словом «очень». Прилагательные могут иметь приставку «не». Прилагательные могут иметь краткую форму. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Н-НН в прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных. Высокий, выше, самый высокий. Широкий- шире. Длинный-длиннее. Далёкий- дальше. Умнейший, высочайший. Самый умный, самый высокий. Наиболее (наименее) высокий. Числительные. Местоимения. Разряды местоимений. Личные местоимения: я, ты, он, мы, вы, они. - Морфология.ppt

Морфология как наука

Слайдов: 28 Слов: 1260 Звуков: 0 Эффектов: 0

Морфология как наука. Познакомиться с основными понятиями морфологии. Теоретическая грамматика. Грамматика как наука. Ключевые слова темы. Структура курса. Построение словосочетания и предложения. Основные термины. Критерии оценки. Место грамматики в системе языка. Состав грамматики. Что изучает грамматика. Объект и предмет морфологии. Объект и предмет синтаксиса. Соотношение морфологии и синтаксиса. Слово категории состояния. Грамматический строй русского языка. Основное правило. Большинство русских слов. Основные понятия морфологии. Морфологическая категория. Части речи. Вопросы для самопроверки. - Морфология как наука.ppt

Морфология русского языка

Слайдов: 23 Слов: 1136 Звуков: 0 Эффектов: 14

В море морфологии. Регата. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Пролив существительных. Мужской род. Глупости. Ложь. Словосочетания. Имена существительные собственные. Лида отдыхала у бабушки. Россия. Остров прилагательных. Найдите в предложении ошибку. Под голубыми небесами. Унылая пора. Как весел звучный лес. Залив глаголов. Светит солнышко. Глаголы будущего времени. Раздел лингвистики. - Морфология русского языка.ppt

Морфология и орфография

Слайдов: 19 Слов: 835 Звуков: 0 Эффектов: 0

Морфология и орфография. Тестовые задания. Добрый человек. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ь. Речевая ошибка. Листок контроля. Глупость одной минуты. Обобщение повторения. Безударная проверяемая гласная корня. Буква. Буква И. Дефис. Знаки препинания. Прочитайте текст. Напишите номер предложения. Чернец. - Морфология и орфография.ppt

Морфологические нормы

Слайдов: 42 Слов: 903 Звуков: 0 Эффектов: 2

Морфологические нормы. Правила употребления форм слов. Морфология имен числительных. Склонение количественный числительных. Целые числа. Прилагательное во множественном числе. У порядковых числительных склоняется последнее слово. Склонение числительных. Основа. Собирательные числительные. Морфология глаголов. Безличные глаголы. Повелительное наклонение. Не от всех слов можно правильно образовать повелительное наклонение. Формы повелительного наклонения. Победить. Морфология местоимений. Местоимения. Морфология прилагательных. Наибольшие трудности. Сравнительная форма. Превосходная форма. - Морфологические нормы.ppt

Морфологический анализ слова

Слайдов: 10 Слов: 1260 Звуков: 0 Эффектов: 20

Морфологический анализ слова. Аналитический отчет ФИПИ. Прилагательные. Части речи. Успокой плачущих. Прочитайте текст и выполните задания. Насмешка судьбы. Прилагательное в превосходной степени. Причастие, употреблённое в роли существительного. Наречие. - Морфологический анализ слова.ppt

Части речи 2 класс

Слайдов: 23 Слов: 402 Звуков: 0 Эффектов: 252

Части речи 3 класс

Слайдов: 13 Слов: 193 Звуков: 0 Эффектов: 20

Части речи. Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение Проверь себя Литература. Имя существительное. 1.Часть речи 2.Предмет 3.Кто? Имя прилагательное. 1.Часть речи 2.Признак предмета 3.Какой? Какое?Какие? 4.Изменяется по родам, числам, падежам 5.Второстепенным. Глагол. 1.Часть речи 2.Действие предмета 3.Что делать? Что сделать? 4.Главным. Местоимение. Будь внимателен при выборе ответа. Я разбила слова на группы. Глагол: бегу, писать, вошёл, прочитаю. Существительное: дом, бег, небо, ученик. - Части речи 3 класс.ppt

Части речи 4 класс

Слайдов: 10 Слов: 242 Звуков: 1 Эффектов: 61

Тема: «Части речи». Чистописание. Мм молоко морозить морковный. Словарная работа. Задание3 Тест. Физминутка. Самостоятельная работа. Задание Прочитать. Озаглавить. Списать. Найти и подписать части речи. На берегу лесной речки растет плакучая ива. Видит ива, как ходят в реке стаи рыб и раскрываются кувшинки. К иве слетаются пчелы за первым медом. Весной иву называют вербой. Ребята прибегают к вербе, срезают ветки. Ставят дома в бутылку с водой. Имя существительное. Имя прилагательное. Непостоянные признаки -род -число -падеж. Глагол. Местоимение. Постоянные признаки -лицо -число -род (в 3лице единственного числа). - Части речи 4 класс.ppt

«Части речи» 6 класс

Слайдов: 22 Слов: 1607 Звуков: 0 Эффектов: 82

Существительное в стране частей речи. Имя существительное. Часть речи, обозначающая предмет. Имя Прилагательное – часть речи, обозначающая признак. Числительное. Местоимение – часть речи, указывающая на лицо, предмет или признак. Глагол – часть речи, обозначающая действие. Наречие – часть речи, обозначающая признак действия. Предлог – служебная неизменяемая часть речи, соединяющая слова. Союз – служебная неизменяемая часть речи. Частицы – служебные слова. Связка – это оторвавшееся от парадигмы местоимения или глагола. Прилагательное. Существительное поплыло по реке и вышло на берег. - «Части речи» 6 класс.pptx

Части речи в предложении

Слайдов: 17 Слов: 573 Звуков: 0 Эффектов: 26

Части речи. Предлог. Мы познакомимся только с тремя частями речи. Имя существительное. Географические названия. Род имен существительных. Проверь себя. Имя прилагательное. Что обозначает имя прилагательное. Глагол. Глаголы изменяются по числам. Что такое глагол. Тёплый день. - Части речи в предложении.ppt

Классификация частей речи

Слайдов: 11 Слов: 202 Звуков: 0 Эффектов: 46

Разделы науки о языке. Лексика. Фразеология. Стилистика Фонетика. Графика. Орфоэпия. Морфемика. Словообразование. Орфография. Морфология. Грамматика Синтаксис. Пунктуация. Части речи. Междометие. Самостоятельн. Служебные части речи. Принципы деления слов на части речи. Синтаксическая роль в предложении. Лексическое значение. Морфологические признаки. Имеют морфологические признаки … … Различия самостоятельных и служебных частей речи. Самостоятельные части речи. Неизменяемые. Склоняемые. Спрягаемые. Имя сущ-е, имя прил-е, имя числ-е, местоим-е, (причастие). Глагол. Наречие (дееприч-е). - Классификация частей речи.ppt

Характеристика частей речи

Слайдов: 24 Слов: 459 Звуков: 0 Эффектов: 41

Глаголы изменяются по числам. Имена существительные изменяются по числам. Какой частью речи является слово. Слова, которые отвечают на вопросы кто? или что?. Слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов. Слова, которые чаще всего обозначают признак действия. Часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает. Изменение окончаний имён существительных. Слова, противоположные по смыслу. Соотнеси название падежей и падежные вопросы. Имена прилагательные. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Красный шар. Глаголы. - Характеристика частей речи.ppt

Частеречная принадлежность

Слайдов: 17 Слов: 857 Звуков: 0 Эффектов: 0

Частеречная система русского языка. Общее представление. Определить понятия части речи. Ключевые слова. Ключевые слова темы. Вопросы для повторения изученного материала. Части речи. Общее (категориальное) значение. Система частей речи русского языка. Самостоятельные части речи. Наречия. Алгоритм различения служебных частей речи. Вопросы для самопроверки. Практикум. - Частеречная принадлежность.ppt

Междометие

Слайдов: 19 Слов: 956 Звуков: 19 Эффектов: 123

Междометие. Знакомство с междометием. Группы. Что такое междометие. Слова, выражающие чувства и побуждения. Междометие – необычное явление. Производные и непроизводные междометия. Междометие и другие части речи. Звукоподражательные местоимения. Группы междометий по значению. Эмоциональные междометия. Повелительные междометия. Этикетные междометия. Распредели междометия по рубрикам таблицы. Тест по теме «Междометие». Междометие – это часть речи. - Междометие.ppt

Тест по частям речи

Слайдов: 23 Слов: 600 Звуков: 0 Эффектов: 0

Тест по теме «Части речи». Служебные части речи. Имя существительное. Продолжи предложение. Вместо каких частей речи могут употребляться местоимения. Личные местоимения в предложении. Отметь строку. Как изменяется имя прилагательное. Как определить падеж прилагательных. Имена прилагательные употребляются в форме женского рода. Прилагательные употребляются в форме множественного числа. Отметь имя прилагательное с окончанием –ом. Отметь строки, в которых неверно написаны окончания. Какая часть речи в предложениях чаще всего является сказуемым. Какое словосочетание не соответствует схеме. - Тест по частям речи.ppt

Задания по частям речи

Слайдов: 15 Слов: 298 Звуков: 0 Эффектов: 0

3 Класс. Части речи. Минутка чистописания. Овощи содержат много полезных веществ. Запомни табличку! Наша речь состоит из слов. Все слова делятся на группы (части). Существительное. Имя прилагательное. Глагол. Ты справился с заданием! - Задания по частям речи.ppt

Морфология и части речи

Слайдов: 22 Слов: 1500 Звуков: 0 Эффектов: 57

Части речи. Об универсальном и языково специфичном. Содержание: Части речи в русском языке. Критерии выделения: семантика. Критерии выделения: «вопрос». Критерии выделения: морфология. Критерии выделения: выводы. Во всех языках существуют концептуальные классы (предметы, действия, состояния, свойства). Некоторые следствия. Языки без морфологии. Адыгейский (Аркадьев et al 2009). Проблема прилагательного (Плунгян 2009). Стативы. «Именные» прилагательные. Проблема прилагательного. Топонимы – часть речи? Итоги. Или перемещение лексемы в нетипичную позицию маркируется служебным словом (не аффиксом). - Морфология и части речи.ppt

Части речи

Слайдов: 6 Слов: 120 Звуков: 0 Эффектов: 10

Значимые части речи. Служебные части речи. Междометия. Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное… Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы; междометия. Значимые части речи: девочка, холодно, голубой, дружить, играя, я. Междометия: Ужас! Ох! Служебные части речи: к, за, и, когда, разве, бы. Знаменательные части речи. Ах! Как красив Санкт-Петербург по вечерам. - Часть речи.ppt

Части речи урок

Слайдов: 10 Слов: 369 Звуков: 0 Эффектов: 33

Тема урока: «Общее понятие о самостоятельных частях речи» (5 класс). Подготовка к изучению нового материала. При помощи чего люди общаются с людьми? Какая бывает речь? Из чего состоит наша речь? Одинаковое ли значение имеют слова? Части речи, изучаемые на уроке. Распределите слова в три колонки: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Распределение по частям речи. Зимний пейзаж… Какие предметы изображены на картине? К какой части речи относятся названные слова? Игра «Вспомни по опорным словам». Солнце Дед Мороз Снеговик Морковка. Тест. 1. Назовите самостоятельные части речи. а). - Части речи урок.ppt

Части речи в русском языке

Слайдов: 37 Слов: 1031 Звуков: 0 Эффектов: 224

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 20 г. Томска. Содержание: Части речи. Имя существительное. Отвечает на вопросы. (Одушевлённые). (Неодушевлённые). Собственными. Имена существительные бывают. собака Шарик. Нарицательными. Воздушный шарик. Род имён существительных. Единственное. Изменяется по числам. Множественное. Шарик. Шарики. Изменяется по падежам. Изменение имён существительных по падежам называется склонением. Именительный: кто? что? Родительный: кого? чего? Дательный: кому? чему? Винительный: кого? что? Творительный: кем? чем? - Части речи в русском языке.ppt

Самостоятельные части речи

Слайдов: 9 Слов: 294 Звуков: 0 Эффектов: 4

Самостоятельные части речи. Основной вопрос нашего проекта: Может ли самостоятельное быть без служебного? Дидактические цели проекта: Методические задачи: Мы будем изучать следующие самостоятельные части речи: Глагол Прилагательное Причастие. Представление результатов исследования: Распределение по группа: Продолжительность проекта: Проект рассчитан на две недели. - Самостоятельные части речи.ppt

Самостоятельные и служебные части речи

Слайдов: 13 Слов: 568 Звуков: 0 Эффектов: 0

Служебные части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. Цели. Актуализация знаний. Самостоятельная работа. Утро тихо, солнечно. Девочка говорила тихо. Днем стало тихо, солнечно. Проверка. Взаимопроверка. Каково? Лингвистическая разминка. Обозначить части речи в предложениях. Все существующие части речи. Имена существительные – ночь, известия, лужах, ногой, ледок. Имена прилагательные – тонкий. Имена числительные – третью. Местоимения – мне, меня. Глаголы – хрустит. Причастия – встревожившего. Деепричастия – ломаясь. Наречия – уже, чуть-чуть. -

Слайд 1

Система частей речи
Урок русского языка в 10 классе

Слайд 2

Уважаемые коллеги!
Предлагаю Вашему вниманию мультимедийный урок русского языка в 10 классе. Теоретический материал, яркие примеры и сводные таблицы помогут учащимся расширить и систематизировать знания учащихся о частях речи. Возможно применение элементов данного урока при изучении различных частей речи в 5 – 8 классах. Подобранный материал можно также использовать для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку.

Слайд 3

Цели:
-расширить знания учащихся о системе частей речи в русском языке; -совершенствовать умение строить монологическое высказывание на заданную тему; -прививать учащимся эстетический вкус. Оборудование: мультимедиапроектор, диск с записью урока

Слайд 4

Ход урока:
Организация класса Разминка (тест-экспресс) Проверка домашнего задания: выполнить словообразовательный разбор слов красногрудые, ярко-зеленые, рериховские; указать односоставные предложения из упр. 205, определить их вид и роль в тексте; объяснить значение слов струги, валун, викинг, шлем, виденье. Обобщение и систематизация изученного материала: проблемный вопрос урока; актуализация знаний учащихся о системе частей речи; самостоятельные части речи служебные части речи и междометие работа над лингвистическим текстом упр.217; морфологический разбор слов: Осенью, в неласковый день, я набрел на заросшее старое болото. 5. Итог урока (решение проблемного вопроса). Домашнее задание: повторить материал о частях речи упражнение 221

Слайд 5

Тест-экспресс
Выполните задания и запишите ответы столбиком: Поставьте ударение в слове мизерный. Образуйте повелительное наклонение глагола проститься. Определите склонение существительного всадник. Обоих (обеих) сестер. Определите количество звуков в слове вьется.

Слайд 6

Проверьте правильность выполнения задания:
Мизерный Простись (проститесь) 2 склонение Обеих сестер 5 звуков

Слайд 7

Проблемный вопрос:
В чем состоят закономерности классификации слов по частям речи?

Слайд 8

Слайд 9

Имя существительное Имя прилагательное Глагол Имя числительное Местоимение Наречие Сводные таблицы
Самостоятельные части речи
Назад на содержание.

Слайд 10

Служебные части речи. Междометие
Предлог Союз Частица Сводные таблицы Междометия и звукоподражательные слова
Назад на содержание.

Слайд 11

Имя существительное
Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая: а) обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает на вопрос к т о? или ч т о?; б) имеет грамматические признаки: род, число, склонение, падеж и др.; в) изменяется по падежам и числам; г) в предложении обычно является подлежащим, дополнением или обстоятельством.
Назад на список

Слайд 12

Имя прилагательное
Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (белый пароход; лисий хвост). Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам. В предложении оно чаще всего бывает определением и сказуемым. Прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные. 1. Есть прилагательные, которые обозначают к а ч е с т в о предмета, то есть такой признак, который может быть у предмета в большей или меньшей степени: сильный - более сильный - очень сильный. Такие прилагательные называют к а ч е с т в е н н ы м и. С помощью качественных прилагательных можно дать общую оценку предмету (красивое лицо, безобразное поведение), охарактеризовать предмет по величине (большое яблоко), по в е с у (тяжёлая сумка), по запаху (душистая груша), по температуре (теплое молоко), по действию (пугливый заяц) и т. п. Качественные прилагательные помогают дать характеристику человеку или другому живому существу: его внешним качествам (худой, загорелый, румяный, юркий) и внутренним свойствам (добрый, мудрый, гордый и: т. д.).

Слайд 13

2. Есть в русском языке прилагательные, которые обозначают Признак предмета по отношению к другому предмету. Например: серебряный сосуд - сосуд из серебра, детские игрушки - игрушки для детей. Такие прилагательные называются относительными. Относительное прилагательное может обозначать признак по отношению к материалу, из которого сделан предмет (меховое пальто - пальто из меха), к назначению предмета (спортивный костюм - костюм для спорта), по отношению предмета ко времени (утренний поезд- ­поезд, который отправляется утром), к месту (московские улицы - улицы Москвы), к количеству (пятиэтажный дом) и т. п. 3. Имеется в русском языке также группа прилагательных, которые обозначают признак по принадлежности предмета какому-либо лицу или животному (мамино платье, Серёжина книга, волчьи следы). Такие прилагательные называются притяжательными.
Назад на список
Горячий (какой?)

Слайд 14

Глагол
Глагол в русском языке может обозначать самые разнообразные явления: реальное действие (готовить, решать), состояние (спать, веселиться), процесс речи и мысли (говорить, объяснять, думать, понимать), проявление и изменение признака (краснеть, темнеть, стареть), взаимоотношения людей (любить, ненавидеть), движение (шагать, лететь), различные звуковые явления (мычать, кукарекать) и т. д. Таким образом, когда мы говорим, что глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета, то «действие» следует понимать в широком смысле слова. Г л а г о л - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Назад на список
Снять, одеть.
Особые формы глагола

Слайд 15

В русском языке, как и в других языках мира, есть немало слов, значение которых связано с понятием ч и с л а, с ч ё т а. Чем же отличаются имена числительные от других слов, связанных с понятием числа? Сравним два слова: пятак и пять. Слово пятак обозначает конкретный предмет (то есть монета, на которой изображена цифра «пять,»), а слово пять обозначает, число (отвлечённое число), которое используется при счёте самых различных предметов, указывает на количество предметов. Кроме этого, слова пятак и пять отвечают на разные вопросы (ч т о? - пятак, с к о л ь к о? – пять), имеют различные грамматические признаки: пятак - муж.род, 2-е скл., изменяется по числам и падежам; пять ­изменяется по падежам. Поэтому слово пятак – имя существительное, а пять - имя числительное.
Имя числительное

Слайд 16

И м я ч и с л и т е л ь н о е - часть речи, которая обозначает отвлечённое число (5, 13), количество предметов (пять книг), их порядок при счёте (первый ученик) и отвечает на вопросы с к о л ь к о? к а к о й? к о т о р ы й? Имена числительные делятся на количественные (с к о л ь к о? - семь, двадцать) и порядковые (к а к о й? к о т о р ы й? - второй приз). Количественные числительные изменяются по падежам: три тетради, трёх тетрадей, тремя тетрадями и т. д. Порядковые числительные изменяются по падежам, родам и числам: в третьей главе, на четвёртом месте, на шестом этаже, вторые места. Количественные числительные могут быть любым членом предложения. Сочетание числительного с существительным рассматривается как один член предложения: Два брата отдыхали в деревне. Порядковые числительные обычно являются определением: Свернули после третьего поворота.
1,2 . . . 5 . . . 3056
5 (пятёрка)
Назад на список

Слайд 17

Местоимение
Местоимения ­ это такие слова, которые обозначают лицо (я, ты; мы, вы; он (она, оно, они), а также указывают на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно (тот, это, всякий, столько). 2. От именных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное) местоимения отличаются тем, что они ничего не называют, а лишь обозначают лицо или указывают на предмет, признак, количество вообще, неконкретно(абстрактно), «беспредметно». 3. В речи, в тексте всегда представлено слово, указывающее на конкретное значение местоимения. 4. Местоимение, таким образом, само по себе (вне контекста) имеет только указательное значение. Но в речи, в тексте это значение становится конкретным, соотносится с определённым лицом, предметом, признаком, количеством.
Назад на список

Слайд 18

Наречие
1. Наречие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (медленно вращая) или признак другого признака (крайне холодный). 2. В предложении наречие обычно является обстоятельством и отвечает на вопросы как? каким образом? в какой степени? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? 3. Наречие чаще всего относится к глаголу (грамотно писать), реже к прилагательному, причастию, деепричастию, другому наречию (по-летнему тёплый день). 4. Наречие - неизменяемая часть речи: оно не склоняется, не спрягается, не согласуется с другими словами. Поэтому у наречия нет и не может быть окончания. Неизменяемость - главный морфологический признак наречия. Иногда наречие относится к имени существительному и в предложении является определением: В доме напротив двенадцать этажей. Это была встреча наедине. Интересно, что большинство наречий-определений не имеют синонимичных прилагательных.
Назад на список
Во сколько?
Быстро (как?)

Слайд 19

Назад на список

Слайд 20

Назад на список

Слайд 21

Назад на список

Слайд 22

Назад на список

Слайд 23

Назад на список

Слайд 24

Назад на список

Слайд 25

Назад на список

Слайд 26

Предлог
Предлоги - это служебные слова, указывающие на различные грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении. Предлоги не изменяются и не являются членами предложения. Предлоги быват производные и непроизводные. Непроизводные предлоги образуют небольшую группу: без, от, для, а, в, до и т. д. Производных предлогов гораздо больше. Они образуются посредством перехода знаменательных слов в служебные: 1.От наречий и употребляются обычно с родительным падежом (вблизи кого? чего? вглубь чего? вдоль ч е г о? и т.п.) 2. От существительных и употребляются обычно с родительным падежом (посредством чего? путём чего? в роли чего? в зависимости от чего? и т. д.); 3. От деепричастий (благодаря кому? ч е м у? не смотря на кого? что? и т.д.)
Назад на список

Слайд 27

Союз
Союзы - это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. Как и все служебные слова, союзы не изменяются и не являются членами предложения. По значению и употреблению в речи союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные. 1. Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни... ни, то... то и др.) соединяют: а) однородные члены: Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор. (В. Белов.) б) части сложносочинённого предложения: Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна. (А. Сурков.) 2. Подчинительные союзы (что, чтобы, потому что, будто, как будто. если и др.) соединяют части сложноподчинённого предложения: Я что-то промычал и быстро исчез, потому что в Васькином деле была и моей вины доля. (А. Гайдар.)
Назад на список

Междометия и звукоподражательные слова
Междометия - это неизменяемые слова, которые не относятся ни к знаменательным, ни к служебным частям речи. Междометия выражают: различные чувства, не называя их (испуг, радость, гнев, удивление и др.): ай! ах! батюшки! ой! увы! боже мой!; побуждения к действию: брысь! цып-цып и т. п. В предложении междометия чаще всего выделяются запятыми. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (в начале, в середине и в конце предложения). Например: Жизнь, увы, не вечный дар. (А. Пушкин.) Но, увы! комендант ничего не мог сказать мне решительно. (М. Лермонтов.)
Мяу! Мяу! Мяу!
Таблицы

Слайд 31

Междометия используются для выражения чувств и эмоций (страх, радость, сомнение, удивление, восторг, грусть, тревога и др.) ах, бог с тобой, боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, команды, приказа на (возьми), фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, тсс, речевого этикета (приветствие, прощание, пожелание, благодарность, просьба и др.) здравствуй(те), до свидания, спасибо, пожалуйста, всего хорошего Многие учёные в специальную группу слов выделяют звукоподражательные слова, которые, как и междометия, не являются ни знаменательными, ни служебными словами. Звукоподражательные слова - это неизменяемые слова, которые своим звучанием воспроизводят звуки, издаваемые человеком, животными, предметами: гав-гав, кря-кря, ха-ха-ха, апчхи, топ-топ, кукареку
гав-гав!
МУ?
Назад на содержание.

Слайд 32

Решение проблемы
Мы выяснили, что в основе классификации слов по частям речи лежит: общее, характерное именно для определенной группы слов значение; характерные морфологические признаки; синтаксическая роль в предложении; функция в предложении (для служебных частей речи).

Слайд 33

Ресурсы: При составлении презентации использовались материалы: М.М.Разумовская, П.А.Лекант «Русский язык» 5 – 8 кл, М, «Дрофа» В.Н.Александров «ЕГЭ Русский язык. Справочные материалы» А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова «Русский язык. Учебник-практикум для старших классов», М, «Вербум -М», 2004г Мультимедиа коллекции Microsoft Личные файлы При составлении презентации использовались следующие программы: Профессиональный выпуск Microsoft Office 2003 Демоверсия Mr. Captor Paint WordPad HP Scan jet Adobe Photoshop CS Спасибо за внимание!


1. Обобщение знаний по частям речи. 1. Обобщение знаний по частям речи. 2. Развитие умения отличать части речи от состава слова. 2. Развитие умения отличать части речи от состава слова. 3. Тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте. 3. Тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте. 4. Воспитание доброты,чувства дружбы, коллективизма. 4. Воспитание доброты,чувства дружбы, коллективизма. Цели:


Отгадать тему урока по первым буквам отгадок 1. Живёт спокойно - не спешит, На всякий случай носит щит, На всякий случай носит щит, Под ним, не зная страха, Под ним, не зная страха, Гуляет Гуляет Ч ерепаха А лфавит 2. Буквы-значки как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условном месте стоит, Каждый в условном месте стоит, И называется И называется


3. То погаснет, то зажжётся Ночью в роще огонёк. Ночью в роще огонёк. Угадай, как он зовётся? Угадай, как он зовётся? Золотистый Золотистый С ветлячок 4.Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука. Без меня вам ночью мука. Я для отдыха, для сна, Я для отдыха, для сна, Называюсь Называюсь Т ишина


5. Буду мастером таким, Как наш дядя Евдоким: Как наш дядя Евдоким: Делать стулья и столы, Делать стулья и столы, Красить двери и полы. Красить двери и полы. А пока сестре Танюшке А пока сестре Танюшке Сам я делаю Сам я делаю 6. Лесники её котят Взять домой не захотят. Взять домой не захотят. Ей не скажешь: Кошка, брысь, Ей не скажешь: Кошка, брысь, Потому что это Потому что это и грушки Р ысь






Обобщение по теме. - Какие части речи вы знаете? - Какие части речи вы знаете? 1. Распределить данные слова по группам. Дать определение: 1. Распределить данные слова по группам. Дать определение: - имя существительное - имя существительное - имя прилагательное - глагол - имя прилагательное - глагол 2. Образовать разные части речи. Записать, выделить корни. 3. Приведите свои примеры однокоренных слов разных частей речи.


Творческая работа на компьютерах. Тест. 1. Существительное, прилагательное, глагол это………………… 1. Существительное, прилагательное, глагол это………………… 1) часть речи 2) часть слова 1) часть речи 2) часть слова 2. Существительное отвечает на вопросы: 2. Существительное отвечает на вопросы: 1) какой? какая? какие? какое? 2) что делает? что сделать? 3) кто? что? 1) какой? какая? какие? какое? 2) что делает? что сделать? 3) кто? что? 3. Найти имя прилагательное: 3. Найти имя прилагательное: 1) синий 2) синеть 3) синева 1) синий 2) синеть 3) синева


4. В словосочетании «золотые руки» главным словом является: 1) золотые 2) руки 4. В словосочетании «золотые руки» главным словом является: 1) золотые 2) руки 5. В предложении найти глагол: «Я слушаю трель соловья». 1) я 2) слушаю 3) трель 4) соловья 5. В предложении найти глагол: «Я слушаю трель соловья». 1) я 2) слушаю 3) трель 4) соловья


6. В предложении «Около дерева огромный муравейник» все имена существительные одушевлённые: 1) да 2) нет 6. В предложении «Около дерева огромный муравейник» все имена существительные одушевлённые: 1) да 2) нет 7. Часть речи, которая обозначает действие предмета это: 1) существительное 2) прилагательное 3) глагол 7. Часть речи, которая обозначает действие предмета это: 1) существительное 2) прилагательное 3) глагол


8. Имя прилагательное чаще всего употребляется: 1) с именем существительным 2) с глаголом 8. Имя прилагательное чаще всего употребляется: 1) с именем существительным 2) с глаголом 9. Имена прилагательные обозначают: 1) действие предмета 2) признак предмета 9. Имена прилагательные обозначают: 1) действие предмета 2) признак предмета 10. Выбрать собственное имя существительное: 1) кот 2) пес 3) Мурзик 10. Выбрать собственное имя существительное: 1) кот 2) пес 3) Мурзик


11. В каком слове допущена ошибка: 1) корова 2) буренка 11. В каком слове допущена ошибка: 1) корова 2) буренка Результаты: 90% - отлично 70-80% - хорошо 50-60% - удовлетворительно неудовлетворительно Результаты: 90% - отлично 70-80% - хорошо 50-60% - удовлетворительно неудовлетворительно Итог урока. Итог урока.


Л и п у ш к и н а Елена Васильевна Образование- высшее (ЛГПИ им. А.И. Герцена). Квалификация- учитель высшей категории. Специальность - учитель начальных классов. Стаж работы - 28 лет. Образование- высшее (ЛГПИ им. А.И. Герцена). Квалификация- учитель высшей категории. Специальность - учитель начальных классов. Стаж работы - 28 лет. На начало

Слайд 2

Имя существительное Имя прилагательное Глагол Проверь себя

Слайд 3

Имя существительное

Слова, которые обозначают предметы, явления природы или события и отвечают на вопросы кто?или что?

Слайд 4

Имена собственные и нарицательные

Существительные, называющие предметы, явления, являются нарицательными. Названия городов, названия улиц, рек, озер, имена, фамилии – имена собственные. кот Барсик

Слайд 5

Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные Кто? Что?

Слайд 6

Род имен существительных

Женского рода (она моя) Мужского рода (он мой) Среднего рода (оно мое)

Слайд 7

Число имен существительных

Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе мяч ракетки

Слайд 8

Падеж имен существительных

  • Слайд 9

    Склонение имен существительных

    трактор -2скл. машина- 1 скл. Солнце- 2скл. Мышь-3 скл

    Слайд 10

    Три склонения имен существительных

    Проверь себя

    Слайд 11

    Имя прилагательное

    Слова, которые обозначают признак предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Какой? синий Какая? зеленая Какие? голубые Какое? белое

    Слайд 12

    Имена прилагательные в предложениях употребляются при именах существительных. Прилагательное ставится в том же числе, роде и падеже, что и существительное, к которому оно относится. Мн.ч. Им.п. На траве сидели красивые бабочки.

    Слайд 13

    Слова, которые обозначают действие предметов, называются глаголами.Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делают?что делал?

    что делает? летит что делал? писал

    Слайд 14

    Инфинитив

    Начальная форма глагола Что делать? Что сделать? Инфинитив имеет суффиксы –ть, -ти, -чь Учить – ум точить. ^ ^

    Слайд 15

    Возвратными

    называются глаголы, имеющие суффиксы –ся, -сь Что делают? катаются

    Слайд 16

    Виды глагола

    Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? что делает? что будет делать? Говорить, говорит, будет говорить. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? что сделает? что сделал? Сказать, скажет, сказал Что делает? катается (несов.вид) Что сделал? cпрятался(сов. вид)

    Слайд 17

    Время глагола

    У глагола основными являются три времени, которые показывают, когда происходит действие: в прошлом, настоящем или будущем (решали, решают, будут решать) Что делают? играют (наст. вр.) Что делал? бежал (прош, вр.) Что сделаем? полетим (будущее вр.)

    Слайд 18

    Прошедшее время

    Образуется от инфинитива с помощью суффикса –л Ед. ч. Мн. ч. М.р. Ж.р. Ср.р. Рисовали (мн. ч.) Рисовал (м. р.) Рисовала (ж. р.) Рисовало (ср. р.) ^

    Слайд 19

    Настоящее время

    Образуется от глаголов несовершенного вида, изменяются по лицам и числам. Рисую – рисуешь- рисуем- рисуете

    Слайд 20

    Будущее время

    Формы будущего простого времени имеют глаголы совершенного вида. Прочита-ю, прочита-ешь, прочита-ете, прочита-ют. Формы будущего сложноговремени имеют глаголы несовершенного вида. Буду читать, будешь читать, будем читать, будут читать. Глаголы будущего времени изменяются по лицам и числам.

    Слайд 21

    Спряжение глагола

    1 спряжение -ешь -ет -ем -ете -ут (-ют) 2 спряжение -ишь -ит -им -ите -ат(ят)

    Слайд 22

    Чтобы определить спряжение выясни □ □ ′ 2 спр. -ишь -ит -им -ите -ат(ят) 1 спр. -ешь -ет -ем -ете -ут (-ют) Поставь глагол в н. ф. 1 спр. Не на –ить + брить, стелить 2 спр. -ить + исключения

    Разделы: Начальная школа

    Класс: 3

    Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи

    1. Систематизировать знания учащихся о частях речи, общее, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
    2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
    3. Воспитывать интерес к изучению родного языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

    Оборудование:

    1. Презентация Power Point “Части речи”
    2. Компьютер, проектор.
    3. Раздаточные листы для обучающихся
    4. Цветные карандаши.
    5. Учебник русского языка (Т.Г.Рамзаева) 3 класс, IIчасть

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Проверить готовность к уроку (Слайд 2)

    Ну, ответь скорей, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Все ль на месте?
    Все ли вместе?
    Что ж, пора нам начинать
    Тему новую узнать!

    Закройте глаза и повторяйте за мной “Я все умею, у меня все получится”

    II. Чистописание. Словарная работа.

    1) На минутке красивого письма предлагаю вам написать следующее сочетание букв.

    2) Отгадать ребусы. (Слайд 3).

    Записать слова (заяц, капуста, кабачок, собака).

    Какие это слова?

    На какие две группы их можно разделить?

    3) Работа над предложением. Подчеркнуть грамматическую основу.

    4) Прочитайте стихотворение (Слайд 4).

    Что такое язык?

    О каком языке идет речь?

    5) Обратимся к толковом словарю Ожегова (Слайд 5)

    Записать слово язык в словарик и запомнить его написание.

    III. Постановка темы и цели урока.

    Наша речь состоит из слов. Все слова делятся на группы (части). (Слайд 6)

    Что здесь “лишнее”?

    Что объединяет остальные слова?

    Сегодня на уроке мы с вами будем учиться определять части речи слов.

    IV. Работа по теме урока.

    С какими частями речи мы уже знакомы? Давайте вспомним их (Слайд 7)

    Перед вами карточки-подсказки с оставшимися частями речи, которые нам не знакомы. Давайте с ними познакомимся.

    В нашем языке очень много слов и много частей речи. А как узнать, какой частью речи является слово? (учебник с.4, правило)

    V. Физкультминутка.

    Детям показываются картинки с животными из словаря, дети изображают действие.

    VI. Закрепление изученного материала.

    1) Упражнение в определении частей речи. (Слайд 8, 9)

    – Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:

    • красным – слова, обозначающие предмет;
    • зеленым – слова, обозначающие действия;
    • синим – слова, обозначающие признак;
    • желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.
    Свет у лисица
    бежать за учить
    рыжий На
    медведь
    жарит вкусные синее
    пишет
    От нежный красивый
    до домик
    огород смотрит

    Что вы делали, чтобы определить какой частью речи является слово? (правило в учебнике с 4)

    2) Работа с учебником. Упражнение 368 с.4 Проверка (слайд 10)

    VII. Домашнее задание.

    VIII. Итог урока.

    Чему учились на уроке?

    Какие части речи вы знаете?

    Чем они отличаются друг от друга?