В римской республике существовали три вида народных собраний центуриатные. Народное собрание в риме периода республики Что такое народное собрание в древнем риме

  • Дата: 26.11.2023

В период республики органи-зация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени воз-никновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства зна-чительно увеличились- Но это почти не отразилось на струк-туре высших органов государства, по-прежнему находив-шихся в Риме и осуществлявших централизованное управ-ление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преоблада-нии первых, обеспечивавших привилегированное положе-ние знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отра-зилось в полномочиях и взаимоотношениях высших госу-дарственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимуществен-но управляли государством. Это делали сенат и магистра-ты - органы реальной власти нобилитета.

2.1. Виды народных собраний в Древнем Риме.

В Римской республике существовали три вида народ-ных собраний - центуриатные, трибутныо и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кру-гов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях выс-ших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центу-риях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Второй вид народных собраний представляли трибут-ные собрания, которые в зависимости от состава жителей Триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ог-раниченной- Они избирали низших должностных лиц (квес-торов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получи-ли и право принятия законов, что привело к росту их зна- » чения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в ре-зультате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего ста-ло 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце:Концов были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председатсльствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было откры-тым и только в конце республиканского периода было вве-дено тайное голосование (участникам собрания раздава-лись специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло-то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат по-лучил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически на-правлять деятельность собрания.

Государственный строй Древнего Рима в период республики

В период республиканской истории основными учреждениями власти стали магистраты, сенат и народные собрания , а основными сословиями - патриции и плебеи , к которым впослед-ствии прибавилось сословие всадников .

Такое устройство и рас-пределение власти следует отнести к разряду аристократических, поскольку многие важные должности в республике оказались вы-борными и осуществляемыми без материального вознаграждения, и все должности такого рода были заняты на протяжении дли-тельного времени представителями нескольких патрицианских родов.

К началу III в.

богатая плебейская верхушка объединилась с патрицианской аристократией в одну коалицию, названную нобилитетом (собранием благород-ных).

Магистраты и эдикты

Магистратами в Риме называли раз-личные должностные лица (консулы, преторы, цензоры, эдилы и др.), имевшие определенный круг деятельности: командование вой-сками, управление провинцией, отправление правосудия и др.

Государственный строй Древнего Рима в период республики

Эти лица, как правило, обращались к народу на сходках с указом, в котором они знакомили с программой своей деятельности или по-мещали распоряжения, касающиеся отдельных лиц или случаев. Указы эти сначала сообщались в устной форме и назывались эдик-тами (от "объявление, распоряжение"), а потом их стали писать на белой доске (альбум) черными буквами с заглавными буквами красного цвета.

Эдикты магистратов обладали двумя важными атрибутами властного характера:

  1. юрисдикцией (личное отправление правосудия магистратом в силу закона или через по-средство судьи, который уполномочивался на это магистратом);
  2. империумом (полнота высшей власти, предоставляемой ма-гистрату для проведения определенного рода мероприятий, на-правленных на обеспечение общего блага).

Самым важным различием между обладателями магистратской власти являлось обладание или необладание властью в ее разновидности, именуемой империумом.

Империум принадлежал по праву консулам, преторам и диктаторам.
Внешним атрибутом империума были фасции - розги, пере-вязанные ремнями, из которых торчит лезвие секиры. Их несли ликторы-телохранители магистрата. Розги и секира символизиро-вали право на принуждение и на казнь ослушников. Вначале фас-ции и телохранители входили в атрибуты царской власти, затем телохрани-тели-ликторы стали сопровождать консулов и преторов.

Существовали следующие принципы подбора, утверждения должностных лиц республики и контроля за их деятельностью:

  1. все должности избирались на народном собрании, центуриатном или трибутном в зависимости от полномочий по заполнению должнос-тей, признаваемых за этими собраниями.
  2. практически все магис-траты избирались в должности сроком на один год, и только цен-зоры избирались сроком на пять лет. Срок полномочий консулов мог продлеваться во время военных действий, когда им вручалась вся полнота власти.
  3. каждая магистратская должность в республике замещалась не одним, а двумя или несколькими должностными лицами в обес-печение коллегиальности в отправлении этих властных должнос-тей.

    Причем каждый из коллег имел право своеобразного вето (запрета) на действия своих коллег по должности. И это право на вмешательство получило название права интерцессии.

  4. все должности выстраивались в особой иерархической соот-несенности и соподчиненности. Это означало, что все нижестоящие чиновники были обязаны подчиняться вышестоящим, а вышесто-ящие имели право интерцессии на решения нижестоящих.
  5. все магистраты исполняли свои функции безвозмездно, т.е. без материального вознаграждения, что делало эти должности недо-ступными для малоимущих.

    И "уволить" их с должности до исте-чения срока полномочий не мог никто, даже избравший их народ.

  6. если чиновники использовали свою власть во вред общему благу республики, они могли быть привлечены к от-ветственности.

Основными чиновными персонами в республике были:

  1. консулы;
  2. преторы;
  3. цензоры;
  4. эдилы;
  5. квесторы.

Два консула возглавляли всю систему магистратуры и были поначалу наследниками царских полномочий и функций.

Впослед-ствии их полномочия были сведены к военному командованию со всеми вытекающими отсюда полномочиями и заботами. Консулы име-ли право председательствовать в сенате, созывать и поочередно председательствовать в народных собраниях.
По обычаю консулам доверялось представлять законопроекты центуриатным и трибутным собраниям.
Оба консула имели равные властные полномочия и поэтому при обсуждении важных государственных дел часто советовались (кон-сультировались) друг с другом.

Преторы (впереди идущие) вначале были приближенными консулов.

Со временем они стали заместителями консулов в делах по управлению внутренней городской общиной римлян (с названи-ем "младший коллега консула"), однако с гораздо меньшими пол-номочиями. Из полномочий претора по поддержанию общественного по-рядка возникло и развилось его право на разрешение судебных споров.

Цензор был облечен полномочиями по составлению так назы-ваемого ценза - списка населения с последующим распределени-ем граждан по трибам, классам, центуриям, а также списка се-наторов.

В процессе осуществления этих дел цензор имел возмож-ность весьма значительного влияния на статус отдельных лиц. Цензоры избирались из числа бывших консулов, ставших сенаторами, и отличались общепризнанной достойной репутацией. Одна из забот цензора состояла в наблюдении за нравствен-ным обликом не только магистратов или сенаторов, но и рядовых сограждан.

В обязанности эдила входило исполнение функций по органи-зации и контролю за общественным порядком - на улицах, рын-ках и т.д.

Квестор первоначально проводил дознание по публичным деликтам, но впоследствии сосредоточился на заведовании казной и архивом.

Народные трибуны как должность были учреждены для защиты интересов плебеев, и избирались они из среды только пле-беев.

Трибуны стали контролерами действий патрициев в сенате, а также магистратов на всех уровнях управления делами общины. Они обладали правом вето на любое решение сената или магистрата и даже на принятое судебное решение. Любой житель имел право обратиться к трибуну за помощью и защитой. Личность плебейского трибуна была священной и не-прикосновенной.

18. В истории римского государства различают три основных периода :
1.

древнейший царский - от основания Рима его первым царем Ромулом до изгнания последнего царя Тарквиния по прозвищу Гордый в 509 г.

до н.э.;
2. республикан-ский - охватывает примерно пятивековую историю (509-27 гг. до н.э.);
3. имперский - распадается на два подпериода:

  • период принципата , когда принцепс (первый в списке сенато-ров) становится самой первой величиной в государстве и совмещает властные функции многих высших должностей республики - глав-ного жреца (понтифика), главнокомандующего армией, трибуна и др.;
  • период домината (от dommus - господин), который зна-менует дальнейшую эволюцию властной и территориальной струк-туры империи.

Общественный строй

Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис.

Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии).

Этот процесс продолжался и с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций — завоеванных Римом стран.

Наконец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем:

  • нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев.

    Сенаторы занимают высшие посты в государственном аппарате и армии и становятся наиболее прочной опорой императорской власти;

  • сословие всадников с имущественным цензом от 400000 до миллиона сестерциев превратилось в служилое сословие, поставлявшее кадры для императорской администрации в Риме, провинциях и для командных должностей в армии;
  • провинциальная знать , сословно не оформленная, но игравшая влиятельную роль в местном управлении.

    К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и торговцы.

Происходят изменения и в положении рабов .

Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов.

Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов. Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остается важной задачей государства.

Развиваются и формы эксплуатации, которые появились еще в республике, — широкое распространение получают пекулий и колонат .
Сохраняется в период империи и широкая прослойка свободных мелких производителей в городе и сельской местности, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших земельные наделы.

Однако положение этих слоев населения становится все более неустойчивым, что влечет за собой во II-III вв. распространение самопродажи в рабство и особенно колоната. Колон становится в сельском производстве такой же заметной, а со временем и более заметной фигурой, как и свободный крестьянин и раб.

Ряды колонов со временем пополняют не только свободные и вольноотпущенники, но и "варвары", селившиеся в приграничных областях Римского государства. Колонат из договора аренды, заключаемого на определенный срок (5 лет), в силу неизбежно возникавшей задолженности колонов становится пожизненным, а затем и наследственным. Колоны превращаются в людей, зависимых от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться.

Аналогичный процесс наблюдается в городах, где ремесленники наследственно прикрепляются к профессии и включаются в ремесленные коллегии.

Государственное устройство Римской республики

В ходе борьбы патрициев и плебеев у римлян сложился устойчивый, долговечный государственный порядок. Великий древний историк, грек Полибий, считал, что именно благодаря своему прекрасному государственному устройству римляне покорили мир. Римская республика имела три основные власти: народное собрание, сенат и магистратов (т.е. начальников, правителей).

Народное собрание (комиции). В Риме, как и в Греции, хозяином государства считался народ.

Народное собрание принимало законы и выбирало магистратов Римской республики. Народ обладал большой силой, но пользовался ею умеренно: как правило, простые плебеи доверяли своим выбранным начальникам и послушно голосовали за их предложения. Во время выборов народ отдавал свои голоса самым видным гражданам - патрициям и знаменитым плебеям: римляне, как и греки, считали, что править государством должны люди благородные и опытные.

В благодарность именитые люди должны были свидетельствовать свое уважение перед самодержавным римским народом.

Раз в год, перед выборами, кандидаты на ту или иную должность “обхаживали” народ: прогуливаясь по Форуму, они пожимали руки своим избирателям, с помощью особых рабов-подсказчиков называли их по имени, смиренно просили их поддержки.

Тот, кто пренебрегал этим обычаем или проявлял гордость, не имел надежды на успех. Как-то раз один знатный кандидат, пожимая мозолистую руку крестьянина, спросил в шутку: “Отчего у тебя такие грубые руки - ты что, ходишь на них?” Слова эти тотчас облетели Форум, плебеи обиделись и провалили шутника.

Со времен Сервия Туллия, когда римляне стали голосовать в народном собрании по сотням-центуриям, голоса зажиточных граждан преобладали над голосами бедняков.

А с начала Республики граждане голосовали иногда по трибам - территориальным округам. В народных собраниях по трибам сельские жители имели перевес над горожанами, так как каждая триба обладала одним голосом, всего округов было 35, а городских - только 4 трибы. Таким образом, в обоих народных собраниях бедные и безземельные граждане не имели почти никакого влияния.

Трибы собирались то в цирке, то на Капитолии, то на Форуме, где для них ставили 35 деревянных “загонов”. По-латыни народные собрания назывались комициями, а площадка на Форуме, где они собирались чаще всего, - Комицием.

Консулы. Правители Римского государства назывались магистратами. Они избирались сроком на год и по нескольку человек на одну должность.

Древнейшими римскими магистратами были два консула, заменившие изгнанных царей. Они обладали царской властью - империем, который давал им право командовать войском и вершить суд; они же составляли списки римских граждан и сенаторов.

Консулы унаследовали царские знаки власти: курульное кресло и 12 ликторов. Что касается пурпура, то он покрывал уже не всю их одежду, но лишь часть ее: они имели красные сапоги и окаймленные пурпуром тоги.

Преторианец, император и трибун

Ликторы носили на плечах фасци - связки прутьев с воткнутыми в них топорами.

Эти орудия означали, что консулы имеют право сечь и казнить римских граждан. Но топоры втыкались в фасци только за городской стеной, где действовали военные законы.

Город считался мирной областью, здесь приговоренный к смерти человек мог требовать народного суда. Поэтому внутри города ликторы убирали топоры, а консулы склоняли фасци перед народным собранием в знак того, что власть народа выше их власти.

Со временем римляне стали выбирать магистратов, к которым перешла часть консульских обязанностей: судом стали руководить преторы, а перепись граждан и оценку их имущества - эта оценка называлась цензом - производили цензоры.

Преторы. Преторы, как и консулы, восседали на курульном кресле и обладали империем.

Но их империй считался младше консульского, поэтому они подчинялись консулам и имели только шесть ликторов. В Риме преторы руководили судами, а когда римляне завоевали заморские страны, их стали посылать туда в качестве полководцев и наместников (“губернаторов”). Во времена борьбы патрициев и плебеев был один претор-судья, после присоединения к Риму заморских областей преторов стало шестеро.

Цензоры. Цензорами становились обычно бывшие консулы.

Цензура считалась самой почетной должностью: цензоры не только сидели на курульном кресле, но и облачались в царские пурпурные тоги. Цензоры оценивали как имущество, так и нравы римских граждан. Если кто-нибудь расточал отцовское добро, или проявлял трусость на поле боя, или имел славу кутилы и гуляки, - цензор накладывал на такого гражданина взыскание: если это был сенатор - его исключали из сената, если всадник - отнимали коня, если простой плебей - заносили в позорный список худших граждан.

Римляне выбирали цензорами самых почтенных граждан и уважали их как стражей добрых нравов: рассказывают, что когда строгий цензор Тиберий Семпроний Гракх проходил вечером по городским улицам, граждане спешно тушили в домах огни, чтобы он не заподозрил их в поздних пирах.

Цензоров, как и консулов, было двое. Избирались они не каждый год, но раз в пять лет.

Проведя ценз, составив списки сенаторов и всадников, цензоры совершали священный обряд очищения римского народа.

Считалось, что от правильного проведения этого обряда зависят и урожаи, и здоровье, и благополучие римлян.

Диктатор. Если государство оказывалось в крайней опасности и возникала нужда в “крепкой руке”, то назначался диктатор. Этот магистрат ничем не отличался от царя: он был единоличным правителем государства, ему подчинялись все власти, включая консулов, против него не имело силы трибунское “вето”.

Диктатора сопровождали 24 ликтора, которые несли фасци с топорами даже в пределах города. Грозная диктаторская власть ограничивалась только сроком - она не могла длиться долее шести месяцев.

“Почетные” магистраты. Все перечисленные магистраты назывались высшими, а должности их - “почетными”, так как давал их народ и служба была бесплатной.

Были также низшие, но тоже “почетные”, избираемые народом магистраты - народные трибуны, казначеи-квесторы, градоправители-эдилы. Последние заведовали городом Римом, следили за ценами и чистотой улиц, устраивали за свой счет для народа праздничные игры. “Почетные” магистраты после года службы заносились цензорами в список сенаторов.

Сенат. Сенат был самым могущественным государственным органом Римской республики.

Пополнялся он бывшими “почетными магистратами” - как патрициями, так и плебеями. Звание сенатора было пожизненным, но цензор имел право вычеркнуть из сенатского списка имя недостойного, чем-нибудь запятнавшего себя человека. Почти до самого конца Республики сенат состоял из 300 “отцов”. Старинные сенатские знаки отличия известны: полосатые туники и тоги, золотое кольцо, красные сапожки. Но во времена Республики окаймленную пурпуром тогу и красную обувь имели только те сенаторы, которые занимали в прошлом высшие должности и сидели на царском троне - курульном кресле.

Более скромные сенаторы из низших “почетных” магистратов (народные трибуны, квесторы, двое градоначальников-эдилов) носили светлые тоги и черные башмаки. При обсуждении дел сенаторы в красных сапожках высказывали свое мнение вслух, а сенаторы в черных башмаках молча “голосовали ногами”, т.е.

расходились в разные стороны.

12. Государственный строй древнего рима в период империи

Заседал сенат либо в особом здании - курии, что стояла на Форуме, либо в каком-нибудь храме, чаще всего - в храме Юпитера на Капитолии.

Консулы, как прежде цари, созывали сенат для того, чтобы посоветоваться с ним. Однако при Республике сенатские советы значили гораздо больше, чем при царях, ведь консулы и другие магистраты командовали всего один год, а сенат руководил государственными делами постоянно.

На деле сенатские советы магистратам были равны приказам. Сенат объявлял набор войска, определял количество солдат и денег на войну, принимал иностранных послов, вводил или запрещал почитание новых богов.

Все важнейшие государственные дела рассматривались в курии. Консулы, преторы, цензоры редко осмеливались спорить с сенатом. Им это было и невыгодно, так как сами они становились по окончании службы сенаторами.

Цицерон произносит речь против Катилины в Сеннате

(картина Чезаре Маккари 1882-1888)

Всадники. Все римские граждане были равны перед законом, но все-таки в Риме существовали сословия - большие группы людей, обладавших особыми правами и знаками отличия.

При царях особыми сословиями считались патриции и плебеи, при Республике выделились два высших сословия - сенатское и всадническое.

Римский всадник (реконструкция)

Всадниками назывались богатейшие римские граждане, имевшие не менее 100 га земли.

В армии всадники служили в качестве кавалеристов и офицеров, в мирное время только они имели право добиваться “почетных” должностей, которые открывали дорогу в сенат.

В этом праве состояло основное отличие всадников от простых граждан-плебеев. Всадническое сословие называли “рассадником сената”. Как люди, имеющие возможность стать магистратами и сенаторами, всадники носили почти сенатские знаки отличия: золотые кольца и рубашки-туники с пурпурными полосами, но более узкими, чем у сенаторов.

Многие сенаторские и всаднические семьи состояли в родстве друг с другом.

И те и другие принадлежали к классу богатых землевладельцев, но некоторые всадники занимались, еще торговлей, ростовщичеством и другими прибыльными денежными делами. Сенаторам как представителям благороднейшего сословия такие занятия были запрещены по закону. Все доходы и промыслы, кроме земледельческих, считались в Древнем Риме низкими.

Республиканская знать и её господство в государстве. Греческий историк Полибий в VI книге своей “Всеобщей истории“ описал римское государственное устройство как наилучшее в мире.

Он считал, что у римлян разумно сочетаются три власти: царская - которой обладают высшие магистраты, аристократическая - которую представляет сенат, и демократическая - которую осуществляет народное собрание.

В эпоху царей аристократией, или знатью, были патриции, а при Республике благородными стали считаться также плебеи, которым довелось сидеть на курульном кресле и носить царский пурпур.

После того как плебеи добились права избираться на все должности, в Риме постепенно образовалась новая знать: она состояла из нескольких десятков патрицианских и плебейских семей, члены которых из поколения в поколение занимали высшие должности.

Потомки высших магистратов хранили дома восковые маски своих знаменитых предков, и при похоронах членов своего рода показывали эти маски народу, поминая в надгробной речи заслуги как умершего, так и всех его дедов и прадедов.

Народ хорошо знал обладателей знатных имен и отдавал им свои голоса на выборах.

В курии простые сенаторы в черных башмаках поддерживали мнения знатных сенаторов в красных сапожках. Получалось, что Римским государством правил сенат, а в сенате господствовала патрицианско-плебейская знать.

Таким образом, не по закону, а на деле Римская республика была государством олигархическим, т.е. таким, в котором господствовали немногие.

В период республики органи­зация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени воз­никновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства зна­чительно увеличились- Но это почти не отразилось на струк­туре высших органов государства, по-прежнему находив­шихся в Риме и осуществлявших централизованное управ­ление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преоблада­нии первых, обеспечивавших привилегированное положе­ние знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отра­зилось в полномочиях и взаимоотношениях высших госу­дарственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимуществен­но управляли государством. Это делали сенат и магистра­ты - органы реальной власти нобилитета.

2.1. Виды народных собраний в Древнем Риме.

В Римской республике существовали три вида народ­ных собраний - центуриатные, трибутныо и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кру­гов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях выс­ших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центу­риях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Второй вид народных собраний представляли трибут-ные собрания, которые в зависимости от состава жителей Триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ог­раниченной- Они избирали низших должностных лиц (квес­торов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получи­ли и право принятия законов, что привело к росту их зна- " чения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в ре­зультате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего ста­ло 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце:Концов были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председатсльствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было откры­тым и только в конце республиканского периода было вве­дено тайное голосование (участникам собрания раздава­лись специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло-то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат по­лучил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически на­правлять деятельность собрания.

Народные собрания были важным институтом власти в Древнем Риме. По ходу развития его государственности они принимали разные формы. Их называли комициями. Такие собрания принимали первостепенные государственные решения, касавшиеся внутренней и внешней политики. Кроме того, комиции были местом, где кипели страсти между разными боровшимися друг с другом сословиями.

Понятие комиций

Согласно лексическому значению слова, комиции в Древнем Риме - это народные собрания. Государственные законы гласили, что так назывались те мероприятия, которые получали легальный статус. То есть они противопоставлялись стихийным сходкам населения.

Комиции в Древнем Риме - это собрания, которые организовывались магистратом, чтобы поставить на голосование какой-нибудь общественно важный вопрос. В этом смысле данное античное явление очень похоже на славянское вече. Впрочем, такое определение охватывает далеко не все виды комиций (всего их было три). Власти могли организовать народное собрание еще и для того, чтобы просто объявить о том или ином своем решении.

Появление комиций

Прослеживая историю античной государственности, можно определить, что комиции в Древнем Риме - это в первую очередь институт, возникший при родовом строе. Эта особенность крайне важна, так как она объясняет полномочия и структуру собрания. Первыми появились куриатные комиции, название которых происходило от слова «курия». На эти административные части с самых древних времен делились все римляне. Основой такого ранжирования была принадлежность к тому или иному роду.

До VI века до н. э. куриатные комиции были единственными в Риме. Устоявшийся порядок изменил царь Сервий Туллий. До его реформы право голоса в комициях принадлежало только патрициям - представителям самых знатных и влиятельных родов города. Связано это было с традициями. В латинском языке слово «народ» означало совокупность людей с гражданством - то есть почти всегда влиятельных патрициев.

Первые народные собрание

Комиции, на которые приглашались члены курий, мог созвать только правитель Древнего Рима. В случае если он отсутствовал в столице, а власти было необходимо узнать мнение патрициев, эта функция переходила к префекту. Помимо представителей знатных родов, в тогдашнем Риме существовало другое важное сословие. Это были клиенты - свободные граждане, которые добровольно переходили под покровительство своего патрона, таким образом, оказываясь в зависимости от него. Эти жители города не имели права голоса на комициях, но они могли посещать их в качестве зрителей.

Народные собрания царского периода обладали важной функцией избрания нового правителя. Когда монарх умирал, избирался интеррекс - чрезвычайная магистратура. Делалось это с помощью жребия среди самых знатных граждан. Интеррекс, в свою очередь, созывал комиции в Древнем Риме. полномочий должно было произойти не позже, чем через пять дней после смерти царя. Наконец, народное собрание определяло, кому суждено было стать следующим правителем.

Куриатные выборы

Самые первые комиции в Риме собирали голоса только от курий, а не персонально от граждан. Каждый род должен был определиться со своим выбором после внутренней дискуссии. У курии был один голос (всего в Риме было 30 курий). Новость о созыве комиций разносилась по городу глашатаями или ликторами - государственными чиновниками, исполняющими важные распоряжения магистрата. Так как не существовало никакого регламента, который мог бы хоть как-то определить ход всеобщего голосования, использовался классический жребий. С помощью него согласовывалась очередь, по которой высказывались курии.

Важно подчеркнуть, что тогдашние комиции не имели права предложить какую-либо собственную инициативу. Они могли только принимать или отклонять предложения власти. В ведении народа, согласно такой системе, было решение об избрании царей и магистратов, принятии новых законов, объявлении мира или войны, а также смертной казни для граждан Рима. В случае с определением нового правителя кандидатуры подбирались интеррексом. Курии таким же образом выбирали жрецов (фламинов). То есть комиции - это еще и инструмент регулирования религиозной жизни римского общества.

Голосование центурий

Царь Сервий Туллий решил избавиться от прежних законодательных порядков. Он отказался от куриатных и создал новые - центуриатные - комиции, главной единицей в которых стали центурии - военные подразделения в Впервые право голоса получили плебеи - обычные граждане того Они были уравнены с патрициями. Для того чтобы проголосовать, мужчина должен был соответствовать двум требованиям. Во-первых, выборщиком мог стать только тот, кто умел обращаться с оружием. Во-вторых, выходцы из плебса должны были по своему благосостоянию соответствовать рамкам, заданным специальным имущественным цензом.

Таким образом, центуриатные комиции, основанные Сервием Туллием в VI веке до н. э., смогли объединить разрозненные части древнеримского общества и сгладить противоречия между ними. Всего в столице в разное время было почти 200 центурий. Каждое воинское подразделение голосовало по очереди. Когда в одном «лагере» набиралось больше половины центурий, вопрос снимался с голосования и принималось соответствующее решение.

Функции центуриатных комиций

Так как центуриатные комиции - это в первую очередь собрания по военному признаку, их созывали в специальном районе, где проводились армейские учения и упражнения по гимнастике. Это было знаменитое Знаком о созыве собрания служило развевающееся на Капитолии боевое красное знамя. Центуриатные комиции были крайне важным органом. Именно они принимали большинство римских законов. Это народное собрание согласовывало, объявлять ли мир и войну своим соседям. Кроме того, на нем рассматривались судебные дела граждан, обвиненных в

До 287 года до н. э. большую часть решений в Риме принимали именно центуриатные комиции. Полномочия этого института были урезаны после закона Квинта Гортензия. решил притеснить права плебеев, которых, кроме всего прочего, еще и выселили на отдельный римский холм Яникул. Тогда же были учреждены новые трибутные комиции.

Новые комиции

С 287 года до н. э. важнейшую роль в жизни Древнего Рима играли трибутные комиции, которые созывались по территориальному признаку. Уже упомянутый Сервий Туллий разделил свою столицу на тридцать округов. Они получили название трибов, а позже также стали называться соответствующие комиции.

На протяжении своего существования этот институт народной власти пережил несколько своих реинкарнаций. Поначалу к компетенции трибутных комиций относилось только вопросы местного характера (сбор налогов и призыв в армию). Постепенно, вместе с усилением влияния все возрастающего плебса, они получали новые полномочия. В конце концов, центуриатные комиции остались только в качестве органа, необходимого для дипломатического взаимодействия с соседними странами. Трибутные же собрания получили в свое ведение внутреннюю повестку дня.

Полномочия трибутных комиций

На позднем этапе своего развития комиции стали влиять на законотворчество. Они могли отправить резолюцию в сенат, которую тот обязан был рассмотреть в установленный срок. Чаще всего такие требования учитывались при принятии важных государственных решений. После закона Гортензия трибутные комиции окончательно получили самостоятельную законодательную власть.

Когда в I веке до н. э. римское гражданство стало распространяться на всех свободных жителей Италии, институт народного собрания стал отмирать. Он окончательно исчез при императоре Августе.

Община «Рим» развилась теперь в целое государство, «Римскую республику», жители которой (помимо национально-племенных, имущественных и иных отличий) делятся прежде всего на лично свободных и лично несвободных. Лично свободные подразделяются на граждан и чужестранцев.

Главной цитаделью нобилитета и руководящим органом республики являлся сенат. Сенаторов обычно было 300. Право назначать сенаторов принадлежало раньше царю, а затем консулам . По закону Овиния (последняя четверть IV в.) это право перешло к цензорам. Каждое пятилетие цензоры пересматривали список сенаторов, могли вычеркивать из него тех, кто по тем или иным основаниям не соответствовал своему назначению, и вписывать новых. Закон Овиния установил, «чтобы цензоры под клятвой выбирали в сенат лучших из всех категорий магистратов». Речь идет о бывших магистратах до квесторов включительно.

Сенаторы распределялись по рангам. На первом месте стояли так называемые «курульные сенаторы», т. е. бывшие магистраты, занимавшие курульную должность: бывшие диктаторы, консулы, цензоры, преторы и курульные эдилы; затем шли остальные: бывшие плебейские эдилы, народные трибуны и квесторы, а также сенаторы, не занимавшие в прошлом никакой магистратуры (таких было немного). Первым в списке стоял самый уважаемый сенатор, называвшийся princeps senatus (первый сенатор). Принадлежностью к той или другой категории определялся порядок голосования. Последнее происходило или путем отхода в сторону, или посредством личного опроса каждого сенатора. Созывать сенат и председательствовать в нем могли все экстраординарные магистраты, например диктаторы, а из ординарных-консулы, преторы, а позднее народные трибуны.

До начала гражданских войн сенат пользовался огромным авторитетом. Это объясняется главным образом его социальным составом и организацией. Первоначально в сенат могли входить только главы патрицианских семей. Но уже очень рано, вероятно, с начала республики, в сенате начали появляться и плебеи. По мере завоевания ими высших магистратур число их в сенате стало быстро увеличиваться. В III в. подавляющее большинство сенаторов принадлежало к нобилитету, т. е. к правящей касте римского общества. Это создавало сплоченность сената, отсутствие в нем внутренней борьбы, единство его программы и тактики, обеспечивало ему поддержку самой влиятельной части общества. Между сенатом и магистратами существовало тесное единство, поскольку каждый бывший магистрат в конце концов попадал в сенат, а новые должностные лица выбирались фактически из тех же сенаторов. Поэтому магистратам было невыгодно ссориться с сенатом. Магистраты приходили и уходили, сменяясь, как правило, ежегодно, а сенат был постоянно действующим органом, состав которого в основном оставался неизменным (массовое пополнение сената новыми членами было очень редким явлением). Это давало ему преемственность традиций и большой административный опыт.


Круг дел, которыми руководил сенат, был очень широк. До 339 г., как было указано выше, ему принадлежало право утверждать постановления народного собрания. После этого года требовалось только предварительное одобрение сенатом вносимых в комиции законопроектов. По закону Мения, этот же порядок был установлен и по отношению к кандидатурам должностных лиц.

Сенат в случае тяжелого внешнего или внутреннего состояния государства объявлял чрезвычайное, т. е. осадное, положение. Это делалось чаще всего посредством назначения диктатора. Со II в. в практику входят другие формы введения осадного положения. Одна из них состояла в том, что сенат принимал постановление: «Пусть консулы наблюдают, чтобы республика не потерпела какого-нибудь ущерба». Этой формулой консулам (или другим должностным лицам) давались чрезвычайные полномочия, подобные полномочиям диктатора. Другим способом концентрации исполнительной власти было избрание одного консула. Этот способ, правда, очень редко, применялся в I в.

Сенату принадлежало высшее руководство военными делами. Он определял время и количество набора в армию, а также состав контингентов: граждане, союзники и, проч. Сенат выносил постановление о роспуске войска, под его контролем происходило распределение отдельных войсковых соединений или фронтов между военачальниками. Сенат устанавливал бюджет каждого военачальника, назначал триумфы и другие почести победоносным полководцам.

В руках сената была сосредоточена вся внешняя политика. Право объявлять войну, заключать мир и союзные договоры принадлежало народу, но сенат вел для этого всю подготовительную работу. Он отправлял посольства в другие страны, принимал иностранные послов и вообще ведал всеми дипломатическими актами.

Сенат управлял финансами и государственными имуществами : составлял бюджет (обычно на 5 лет), устанавливал характер и сумму налогов, контролировал откупа, руководил чеканкой монеты и проч.

Сенату принадлежал высший надзор за культом . Он учреждал праздники, устанавливал благодарственные и очистительные жертвоприношения, в наиболее серьезных случаях толковал знамения богов, контролировал иностранные культы и, если это было нужно, запрещал их.

Члены всех постоянных судебных комиссий до эпохи Гракхов состояли из сенаторов. Только в 123 г. Гай Гракх передал суды в руки всадников (под этим названием понимали тогда богатых купцов и ростовщиков).

В том случае если должности высших магистратов, имевших право председательствовать в народном собрании для выбора консулов, были вакантны или эти магистраты не могли прибыть к моменту выборов в Рим, сенат объявлял «междуцарствие». Этот термин сохранился еще от царской эпохи. Один из сенаторов назначался «междуцарем» для председательствования в консульских избирательных комициях. Он исполнял свою должность в течение пяти дней, после чего назначал себе преемника и передавал ему свои полномочия. Тот назначал следующего и т. д. до тех пор, пока в центуриатных комициях не будут избраны консулы.

Таким образом, сенат являлся высшим административным органом республики, и вместе с тем ему принадлежал верховный контроль над всей жизнью государства.

Оба крупных сословных класса предшествующего периода, патриции и плебеи, продолжали существовать и теперь, и их взаимная борьба за политические права была наиболее характерным явлением в жизни римской общины периода Республики. Уже при Сервии Туллии, по преданию, плебеи, первоначально бесправные, получили некоторые права, например право землевладения, право законного брака и коммерции между собой, ограниченное право на судебное разбирательство, право голоса и отбывания воинской повинности. Они, таким образом, стали из бесправных - неполноправными гражданами, и стремление к полному правовому равенству с патрициями, особенно в праве занимать высшие государственные должности, привело к усилению борьбы их с патрициями, до полного уравнения в правах. По законам Люция Секстия (366 г. до н. э.) плебеи получили доступ к высшим светским, а по закону Огульны (300 г. до н. э.) и к высшим духовным должностям, кроме полученного еще ранее права на законный брак с патрициями. Благодаря расширению государства значительно увеличился также и численный состав плебса.

Таким образом, оба сословия слились в одном понятии «римский народ». Однако осуществление права занимать высшие государственные должности, вследствие дорого стоившей предвыборной агитации и отсутствия вознаграждения за отправление должности, было доступно лишь зажиточным гражданам. В результате из патрициев и богатых плебеев постепенно образовалась чиновная, служилая знать (нобили), стоявшая в противоположности к менее зажиточному плебсу.

Управление римской общиной Республиканского периода основывалось на воле народа. Поэтому все важнейшие вопросы управления решались на основании того или иного волеизъявления общины, «народа Рима». Ему принадлежала:

власть законодательная - право издавать законы;

власть судебная - право производить суд;

власть избирательная - право избрания магистратов;

власть решающая - в вопросах о мире и войне.

Решения народа по пунктам а) и г), как имевшие силу закона, назывались «законами народа» или «народными повелениями». Сам народ, как носитель верховной власти, был облечен известным величием, и преступления против общины считались оскорбляющими величие римского народа. Перед народным собранием склонялись фасции магистратов, присутствующих в собрании, как символ их преклонения пред «величием народа».

Свои права народ осуществлял в народных собраниях, обычно в так называемых комициях (от лат. - «сходиться»), то есть в созываемых и руководимых имевшим на то право должностным лицом (например консулом или претором) собраниях полноправных граждан, на которых они (в своих политических делениях по куриям, центуриям или трибам) решали посредством подачи голосов предлагаемые на решение очередные вопросы.

Право участия в комициях и подачи голос имели все римские граждане (обладавшие правом голоса), где бы они ни находились - в Риме, провинции или колонии. В соответствии с участвовавшими в собраниях представителями римской общины, комиции подразделялись на куриатский комиции, центуриатский комиции и трибутский комиции.

От комиции следует отличать созывавшиеся светским или духовным должностным лицом свободные собрания (не по политическим делениям) или сходки, где народ не голосовал, а обычно выслушивал доклады и сообщения или обсуждал некоторые важные вопросы, особенно стоявшие на очереди в ближайшие комиции. Говорить на этих собраниях могли все присутствующие. Собирались они обычно на Форуме, а созываемые духовным лицом - на Капитолии.

Причина падения республики в том, что она была государственной формой, которая сложилась на базе города-государства и которая не могла обеспечить интересы широких кругов рабовладельцев в рамках обширной империи. Господствующие классы в этих условиях видели единственное средство сохранения своей власти в диктатуре, опиравшейся на армию. Существует еще множество причин падения республики С. И. Ковалев считает, что: «Главной и самой общей причиной являлось противоречие между политической формой республики I в. до н. э. и ее социально-классовым содержанием. В то время как эта форма оставалась старой, содержание ее существенно изменилось».

Комиций (лат. comitio , от лат. comeo - схожусь, собираюсь) - народное собрание в Древнем Риме .

Существовали три вида комиций:

  • Куриатные комиции - собрания патрициев по куриям , восходящие к родовому строю. В царскую эпоху (VIII-VI века до н. э.) решали вопросы войны и мира и избрания царей. Созывались царями и интеррексами (верховными правителями в периоды междуцарствий). В эпоху республики , с появлением других видов комиций, потеряли политическое значение, сохранив формальное право вручения империя (то есть верховной власти) магистратам , а также право решения вопросов, связанных с отношениями между членами родов и фамилий, и дел религиозного характера.
  • Центуриатные комиции - собрания по центуриям , объединявшим и патрициев, и плебеев по принципу имущественного ценза. Согласно исторической традиции, были основаны в середине VI в. до н. э. Сервием Туллием . Изначально были собраниями воинов. Центуриатные комиции ведали вопросами войны и мира, избирали высших магистратов, исполняли судебные функции. Созывались высшими магистратами за померием на Марсовом поле . Каждый класс подразделялся на центурии. Созывалось для избрания консулов, преторов, цензоров. Кроме того использовалось для прослушивания дел по государственной измене и одобрения законов, что впрочем не являлось основной его функцией
  • Трибутные комиции - собрания всех граждан по территориальным округам - трибам . Выросли из сходок плебса, где избирались народные трибуны и плебейские эдилы . В результате борьбы плебеев с патрициями с 287 до н. э. получили законодательную, а потом и судебную власть и право избирать всех низших магистратов, превратившись в важнейший вид народных собраний. Созывались консулами , преторами , диктаторами и народными трибунами на Форуме или на Марсовом поле. Представляло собой 35 триб, состоящих из всего населения Рима без различия по классам. Обычно, если трибутное собрание созывались консулами или преторами, то оно проходило на Нижнем Форуме. Трибутное собрание могло избирать курульных эдилов, квесторов, военных трибунов, составлять и принимать законы. До учреждения Луцием Корнелием Суллой постоянных судов в трибутных комициях могли проводиться судебные процессы. В период Поздней Республики собиралось в основном для принятия законов и проведения выборов.

В I веке до н. э., с распространением римского гражданства на свободное население всей Италии, система комиций переживает кризис. При Сулле ограничиваются, а при Августе отмирают судебные функции комиций, выборные функции становятся формальностью. К концу I в. н. э. отмирают и законодательные функции комиций.

Вот кратко:

Сенат являлся высшим государственным органом Рима. Хотя никакими узаконенными функциями он не обладал, рекомендации сената (лат. senatusconsulta ) обладали такой же силой, как и законы Республики. Его власть держалась, главным образом, на авторитете, и, кроме того, была подкреплена уважением к обычаям предков и религиозным пиететом.

Сенат эпохи развитой и поздней республики состоял из 300 сенаторов, обычно бывших высокопоставленных должностных лиц государства (магистратов) (в более отдалённые времена - родовых старейшин). Пополнением сената ведали цензоры, которые из числа бывших магистратов включали в его состав наиболее достойных. Власть сената распространялась на все сферы государственной жизни. В его исключительном распоряжении находилась казна. В сенате предварительно обсуждались все проекты законов и кандидатуры будущих магистратов. Кроме того, в его ведении находилась внешнеполитическая деятельность Республики.

Рассмотрим виды, правомочия и роль народных собраний Древнего Рима .

Виды народных собраний Древнего Рима

В период республики существовало несколько видов народных собраний :

- куриатные комиции (COMITLA CURIATA), которые появились при первобытнообщинном строе. По итогам реформы Сервия Туллия они потеряли политическое значение;

- центуриатные комиции (COMITIA CENTURIATA) представляют собой важнейший вид народных собраний, которые появились в результате реформы Сервия Туллия. Данное собрание выбирало должностных лиц (консулов, преторов, цензоров). Центуриатные комиции принимало законы, рассматривали жалобы лиц, приговорённых к смертной казни или крупному штрафу;

- трибутные комиции (COMITLA TRIBUTA). Выделялись общенародные собрания трибы, в котором принимали участие патриции, плебеи и собрания плебеев данной трибы. В первом случае решения собрания назывались популисцитами , во втором - плебисцитами .

Правомочия народных собраний Древнего Рима

Народные собрания издавали постановления различного вида и характера. Уже в XII Таблицах присутствовало постановление, согласно которому любое решение народного собрания должно обладать силой закона.

Магистрат , до формального внесения законопроекта в народное собрание , оценивал общественное мнение посредством предварительного опроса на частных неофициальных собраниях, которые он организовывал. Уяснив отношение граждан к законопроекту, магистрат вносил его в комиции . К данному моменту проект закона уже был обнародован, как правило, на деревянной доске в публичном месте.

В собрании магистрат озвучивал положения законопроекта. После этого он спрашивал, принимает ли его собрание. Оно после рассмотрения и обсуждения проекта принимало его со словами: «UTI ROGAS», то есть «Как ты просишь!» либо отклоняло со словами «ANTIQUO», то есть «Пусть будет по-прежнему!». На начальном этапе голосование имело устный вид, а впоследствии при помощи начертания двух букв на табличках. Затем решение собрания передавалось на рассмотрение сената, который и давал ему свой авторитет.

Если закон принимался, то его текст вырезался на медной или каменной доске и выставлялся для всеобщего обозрения на площади. В тексте присутствовало указание на имя автора закона, а в его конце указывалась санкция, то есть последствия возможного нарушения.

Роль народных собраний Древнего Рима

До середины третьего века до нашей эры Рим представлял собой аристократическую республику , в котором важнейшую роль играл сенат . Однако по мере усиления влияния новой знати (всадников ) происходит некоторая демократизация государственного строя, которая выражается в изменении соотношения сил между сенатом и народным собранием . Отмечается тенденция к расширению компетенции и роли народного собрания путем сокращения правомочий сената.

В течение 241-222 гг. до нашей эры народное собрание проходит процесс реформирования. В рамках изменения Конституция Сервия Туллия претерпевает изменениям в том, что число центурий со 193 увеличивается до 373, то есть на каждый разряд приходится по 70 центурий плюс определенное количество (23) добавочных центурий. Таким образом, первый разряд лишается своего большинства.

Рим с колониями и союзниками подразделялся на 35 округов или территориальных триб. Они были обязаны предоставлять определенное количество центурий в войско. С этого момента численный перевес в центуриатных комициях приобрели средние имущественные классы . Подобные события происходили на фоне противоборства между нобилитетом и так называемым «всадничеством ».